Краткая биография актрисы сары бернар. Великолепная Сара Бернар и ее главные роли (11 фото). Последние годы жизни


Сара Бернар (фр. Sarah Bernhardt; 22 октября 1844, Париж - 26 марта 1923, там же, урождённая Генриетт Розин Бернар (фр. Henriette Rosine Bernard) - французская актриса еврейского происхождения, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю». Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В ее амплуа были в основном серьезные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара».


Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже. Мать Сары звали Юдифь. Еврейка, происхождением либо из Германии, либо из Нидерландов, она родила Сару в возрасте шестнадцати лет. Отец остался неизвестен. Иногда им считают Поля Мореля, офицера французского флота (об этом свидетельствуют некоторые официальные документы). По другой версии отцом является Эдуард Бернар, молодой адвокат.

До приезда во Францию Юдифь подрабатывала модисткой. Но в Париже она предпочла стать куртизанкой. Приятная внешность, умение со вкусом одеваться обеспечили ей безбедное существование за счет средств состоятельных любовников. Родившаяся дочь мешала Юдифь вести беззаботную жизнь, и поэтому Сара была отправлена в Англию, где жила с няней.

Она могла остаться там вплоть до совершеннолетия, если бы не произошел несчастный случай: няня оставила Сару одну с мужем-инвалидом, Сара смогла выбраться из своего кресла и подошла слишком близко к камину, платье загорелось. Соседи спасли Сару. Юдифь в это время путешествовала по Европе с очередным спонсором. Ее вызвали к дочери, она приехала в Англию и забрала Сару в Париж. Впрочем, вскоре она снова покинула ее, оставив на попечение еще одной няньки.

Вынужденная жить в унылом месте, в мрачном доме, куда привезла ее нянька, Сара замкнулась в себе, исхудала. Но судьба все-таки соединила мать и дочь. Случайная встреча с тетей Розиной, которая была такой же куртизанкой, как Юдифь, ввергает Сару в исступление. В припадке она падает с рук няни и ломает себе руку и ногу. Мать, наконец, забирает ее, и несколько лет уходит на то, чтобы одинокая девочка вспомнила, что такое материнская любовь.

Сара не была обучена ни чтению, ни письму, ни счету. Ее отдают в школу Мадам Фрессард, где она проводит два года. Во время пребывания в школе Сара впервые принимает участие в спектаклях. Во время одного из представлений она вдруг видит, как в зал входит ее мать, решившая навестить дочь. С Сарой случается нервный приступ, она забывает весь текст и «страх сцены» с тех пор остается с ней до самых последних дней, продолжая преследовать ее даже в период ее мировой славы.

Осенью 1853 года Сару отдают на обучение в привилегированную частную школу Грандшамп. Протекцию устраивает очередной поклонник Юдифи, герцог Морни.

Подростком Сара была очень худой, постоянно кашляла. Осматривающие ее доктора предрекали ей скорую смерть от туберкулеза. Сара становится одержима темой смерти. Примерно в это время делаются ее знаменитые фотографии, где она лежит в гробу (гроб ей купила мать после долгих уговоров).

Однажды мать устроила совещание близких родственников и друзей, где они решили, что Сару стоит побыстрей выдать замуж. В аффектации девочка устремляет взор к небесам и заявляет присутствующим, что она отдана Богу и ее участь - монашеские одежды. Герцог Морни по достоинству оценивает эту сцену и рекомендует матери отдать дочь в консерваторию.

В это же время Сара впервые попадает на настоящее представление в Комеди Франсэз. После этого судьба ее решена.

В возрасте 13 лет Сара поступила в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства, который она окончила в 1862 году

Несмотря на протекцию, для поступления в консерваторию Саре предстояло выдержать экзамен перед комиссией. Для подготовки к нему она занимается уроками дикции. Ее главным учителем в это время становится Александр Дюма-отец. Гений художественных образов, он учит Сару как создавать характеры с помощью жестов и голоса. На экзамене все очарованы голосом Сары и она без проблем поступает на обучение, которому отдает все силы. На выпускном экзамене она завоевывает второй приз.

1 сентября 1862 года Сара Бернар дебютировала в театре «Комеди Франсэз» в спектакле «Ифигения» Жана Расина, исполнив главную роль.

Директор «Комеди Франсез» выразил сомнение: «Она слишком тощая, чтобы стать актрисой!»

«Когда занавес медленно стал подниматься, я думала, что упаду в обморок», - вспоминала Бернар. По поводу первого ее выхода мнение критики было таково: «Молодая актриса была сколь красива, столь же невыразительна...» Всех покорила лишь золотая масса пушистых волос.

Ни один из критиков не разглядел в начинающей актрисе будущую звезду, большинство считало, что скоро имя этой актрисы незаметно исчезнет с афиш. Вскоре из-за конфликта Сара Бернар прекратила сотрудничество с «Комеди Франсэз». Её возвращение туда состоялось лишь через десять лет.

После ухода из театра для Бернар наступают непростые времена. О следующих четырех годах ее жизни мало что известно, за исключением разве того, что в этот период она сменила несколько любовников. Но стать куртизанкой, как ее мать, Сара не хотела. 22 декабря 1864 года у Сары рождается сын, Морис, чьим отцом был Анри, принц де Линь. Вынужденная искать средств для существования и воспитания сына, Сара устраивается в театр Одеон, второй по значимости из парижских театров того времени.

После нескольких не слишком удачных ролей критики замечают ее в Короле Лире, где она играет Корделию. Следующий успех приходит с ролью в пьесе «Кин» Дюма-отца, который остался весьма доволен игрой своей протеже.

- Мадам! Вы были очаровательны в своем величии, - заявил Виктор Гюго. - Вы взволновали меня, старого бойца. Я заплакал. Дарю Вам слезу, которую Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами.

Слеза была не фигуральная, а бриллиантовая, и она венчала цепочку-браслет. Кстати, бриллиантов, подаренных Саре Бернар, было немало. Она любила драгоценности и не расставалась с ними во время переездов и гастролей. А для охраны драгоценностей брала с собой в дорогу пистолет. «Человек - такое странное существо, что эта крошечная и до нелепости бесполезная штука кажется мне надежной защитой», - объяснила как-то актриса свое пристрастие к огнестрельному оружию.

В 1869 году актриса исполняет роль менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, после чего к ней пришел успех. Триумфальной стала для нее роль Королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго, которую она сыграла в 1872 году

Работала в театрах «Комеди Франсез», «Жимниз», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». В 1893 приобрела театр «Ренессанс», в 1898 театр «Насьон» на площади Шатле, который получил название «Театра Сары Бернар» (ныне фр. Théâtre de la Ville).

Станиславский считал Сару Бернар примером технического совершенства: красивый голос, отточенная дикция, пластичность, художественный вкус. Знаток театра князь Сергей Волконский высоко ценил сценическое мастерство Сары Бернар: «Она прекрасно владела полярностью переживаний - от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости - тончайшая нюансировка человеческих чувств. И потом - «знаменитый говорок, знаменитый шепот, знаменитое рычание, знаменитый «золотой голос», - la voix d’or, - отмечал Волконский. - Последняя ступень мастерства - ее взрывы... Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться. То же самое в ее мимике: какое умение от едва заметного зарождения до высшего размаха...»

Однако виртуозное мастерство, изощренная техника, художественный вкус сочетались у Бернар с нарочитой эффектностью, некоторой искусственностью игры.

Многие выдающиеся современники, в частности, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, А. С. Суворин и Т. Л. Щепкина-Куперник, отрицали наличие у актрисы таланта, который подменялся предельно отточенной и механистической техникой игры. Столь крупный успех ими объяснялся феноменальным паблисити, оказываемым Бернар прессой, и более касавшимся ее личной жизни, чем собственно театра, а также необычайно раздуваемым ажиотажом, предшествующим самому представлению.

Среди лучших ролей: донья Соль («Эрнани» Гюго), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына), Теодора (одноименная пьеса Сарду), принцесса Грёза, герцог Рейхштадтский (в одноименной пьесе и «Орлёнке» Ростана), Гамлет (одноименная трагедия Шекспира), Лорензаччо (одноименная пьеса Мюссе).

Газетные статьи с описанием гастрольного турне Сары Бернар по Америке и Европе порой напоминали сводки с театра военных действий. Наступления и осады. Триумфы и поражения. Восторги и стенания. Имя Сары Бернар в новостях мира частенько заменяло экономические и правительственные кризисы. Сначала Сара Бернар, а уж потом конфликты, катастрофы и прочие происшествия дня.

В поездках ее неизменно сопровождала свита репортеров. Общественные и религиозные организации относились к ней по-разному: кто пел ей славу, а кто предавал хуле. Многие в Америке считали ее визит «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона, прибывшего с целью влить отраву в чистые американские нравы».

В России с интересом ждали «нового Наполеона в юбке», который покорил уже всю Америку и Европу и движется прямиком в Москву. «Московские ведомости» писали: «Великие мира осыпали эту сказочную принцессу почестями, каких, вероятно, и во сне не снилось ни Микеланджело, ни Бетховену...» А чему удивляться? Сара Бернар, по существу, была первой суперзвездой в мире.

В России Сара Бернар побывала трижды - в 1881, 1898 и 1908 годах. Успех был огромный, хотя нашлись и критики, и в их числе Тургенев. В письме к Полонской в декабре 1881 года он писал: «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?..»

Что сказать по этому поводу? Сердце Тургенева полностью полонила Полина Виардо, и для Сары Бернар не осталось даже крохотного уголка. Однако отрицательные эмоции Ивана Сергеевича не могли затмить славы Бернар. Великая - она и есть великая, даже если кому-то таковой не кажется.

Но сцена - это одно, а жизнь вне ее - уже нечто другое. Сергей Волконский считал, что Сара Бернар за пределами театра «кривляка, она вся искусственна... Рыжий клок спереди, рыжий клок сзади, неестественно красные губы, пудреное лицо, вся подведенная, как маска; удивительная гибкость стана, одетая, как никто другой, - она вся была «по-своему», она сама была Сара, и все на ней, вокруг нее отдавало Сарой. Она создавала не одни роли - она создавала себя, свой образ, свой силуэт, свой тип...»

Она была первой суперзвездой, отсюда реклама ее имени: духи, мыло, перчатки, пудра - «Сара Бернар». У нее было два мужа: один - принц из древнего французского рода, второй - актер из Греции, необыкновенно красивый мужчина. Но главной страстью Сары Бернар был театр. Им она жила, им вдохновлялась. Она не хотела быть вещью, игрушкой в руках сильных мира сего - занималась живописью, скульптурой, сочиняла забавные романы и смешные пьесы. Она отважилась подняться в небо на аэростате Жиффара, где на высоте 2300 метров смельчаки «плотно поужинали гусиной печенкой, свежим хлебом и апельсинами. Пробка от шампанского салютовала небу с приглушенным шумом...»

Сару Бернар часто сравнивали с Жанной д’Арк. Считали колдуньей. Именно она подсказала Эмилю Золя вступиться за бедного капитана Дрейфуса. В ее квартире царил хаос: повсюду были разбросаны ковры, пледы, пуфики, безделушки и прочие предметы. Под ногами вертелись собаки, обезьяны и даже змеи. В спальне актрисы находились скелеты, а сама она некоторые роли любила учить, полулежа в гробу, обитом белым крепом. Эпатаж? Несомненно. Она обожала скандалы и демонстрировала миру свои особые чары. О себе писала так: «Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости. Обожаю получать письма, читать их, комментировать; но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и обожаю пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».

Жюль Ренар отмечал: «У Сары есть правило: никогда не думать о завтрашнем дне. Завтра - будь что будет, хоть смерть. Она пользуется каждым мгновением... Она глотает жизнь. Какое неприятное обжорство!..»

В слове «обжорство» явно чувствуется зависть к успехам Сары Бернар.

В 1882 году в Петербурге Сара пережила самый пылкий любовный роман, который, наконец, закончился ее браком. Предметом страсти Сары стал греческий дипломат, красавец Аристидис Жак Дамалла., который был моложе ее на 11 лет. Он бросил службу, карьеру, родину и вступил в труппу любимой актрисы. Влюбленная Сара считала его гением. Аристидис вошел в предложенную роль, но кроме успеха у молодых актрис ничего не добился.

Для самоутверждения он хвастался перед Сарой своими победами на интимном фронте и получал огромное удовлетворение, если удавалось публично унизить великую актрису. В общем, нечто среднее между Казановой и маркизом де Садом. Человек не очень умный, он заигрался, стал наркоманом и картежником. А это уже не актерские работы. Тут ставки посерьезнее. Они развелись, но когда Арстидис умирал от морфия, все последние месяцы Сара заботливо опекала бывшего мужа и уже негодного любовника.

В возрасте 66 лет во время турне по Америке Сара Бернар знакомится с Лу Теллегеном, который был младше ее на 35 лет. Их любовная связь продолжалась более четырех лет. В уже своей старости этот мужчина признал, что годы с Сарой Бернар были самыми лучшими годами в его жизни.

Во время гастролей 1905 года в Рио-де-Жанейро Сара Бернар повредила правую ногу, которую в 1915 году пришлось ампутировать.

Но, несмотря на увечье, Сара Бернар не оставила сценическую деятельность. В годы Первой мировой войны выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почётного легиона. В 1922 году оставила сценическую деятельность.

Актриса умерла 26 марта 1923 года в Париже в возрасте 78 лет от уремии после отказа почек. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Последним ее распоряжением было выбрать шестерых самых красивых молодых актеров, которые понесут ее гроб.

Чуть ли не весь Париж пришел на похороны «королевы театра». Десятки тысяч почитателей ее таланта шли за гробом из розового дерева через весь город - от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез. Последний путь Сары Бернар был буквально усыпан камелиями - ее любимыми цветами.

«Умерла Сара Бернар - актриса почти легендарной славы и известности. В суждениях о Саре Бернар было много преувеличений - в одну и в другую сторону, - написал в некрологе один из лучших российских критиков Александр Кугель. - Из тысячи театральных снов, более или менее упоительных, которые мне снились, сон о Саре Бернар - один из самых оригинальных и сложно-занимательных».

Портреты Сары Бернар писал Бастьен-Лепаж, Болдини, Гандара и др. художники, ее многократно фотографировал Надар. Альфонс Муха писал рекламные плакаты к её выступлениям.

Д. Марелл написал о Саре Бернар пьесу «Смех лангусты».

Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту в 70 лет.

Сара Бернар удостоена звезды на Голливудской аллее славы за вклад и развитие киноиндустрии.

Ну, и немножко Мухи вам, раз уж о нем упомянули.

Великая актриса написала автобиографическую книгу «Моя двойная жизнь» (1907), но многое в ней скрыла, не договорила, особенно из области личной жизни. Эта книга лишь сгустила тайну вокруг феномена Сары Бернар.

Что все же доподлинно известно? Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже. Ее мать - голландская еврейка Юдит Харт, музыкантша, которая на самом деле вела жизнь красивой содержанки. Отцом Сары числится инженер Эдуард Бернар, хотя некоторые исследователи считают, что отцом был некий Морель, офицер французского морского флота. Впрочем, Сара Бернар, сама став матерью, тщательно скрывала, от кого родила сына Мориса.

Воспитание Сара получила в монастыре, но послушанием так и не овладела: росла вспыльчивой, упрямой, настоящим бесенком. Но когда пришло время выйти за ограду, Саре показалось, будто ее бросили в море. А она не умеет плавать...

Судьбу девочки определил очередной содержатель матери, граф де Морни: он решил отдать Сару в консерваторию. Так «Швабра» (прозвище Сары Бернар) появилась на людях, стала, выражаясь современным языком, публичным человеком. Ну, а далее театр, о котором она давно мечтала. Директор «Комеди Франсез» выразил сомнение: «Она слишком тощая, чтобы стать актрисой!» Тем не менее Сару Бернар приняли, и в 18 лет она дебютировала в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде». Это произошло 1 сентября 1862 года.

«Когда занавес медленно стал подниматься, я думала, что упаду в обморок», - вспоминала Бернар. По поводу первого ее выхода мнение критики было таково: «Молодая актриса была сколь красива, столь же невыразительна...» Всех покорила лишь золотая масса пушистых волос.

Неудачный дебют не сломил Сару, недаром ее девизом были слова: «Во что бы то ни стало». У нее были стальной характер и незаурядное мужество. Она покинула Дом Мольера и играла в театрах «Жимназ», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон», чтобы вернуться в «Комеди Франсез» в качестве примадонны во всем блеске актерского искусства. Она замечательно играла молодых героинь в классическом репертуаре - Федру, Андромаху, Дездемону, Заиру, а затем стала блистать в пьесах современных драматургов. Одна из лучших ролей Сары Бернар - Маргарита Готье («Дама с камелиями» Александра Дюма-сына).

Мадам! Вы были очаровательны в своем величии, - заявил Виктор Гюго. - Вы взволновали меня, старого бойца. Я заплакал. Дарю Вам слезу, которую Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами.

Слеза была не фигуральная, а бриллиантовая, и она венчала цепочку-браслет. Кстати, бриллиантов, подаренных Саре Бернар, было немало. Она любила драгоценности и не расставалась с ними во время переездов и гастролей. А для охраны драгоценностей брала с собой в дорогу пистолет. «Человек - такое странное существо, что эта крошечная и до нелепости бесполезная штука кажется мне надежной защитой», - объяснила как-то актриса свое пристрастие к огнестрельному оружию.

Лучшие дня

Интересно, что мало кто из актрис сыграл столько мужских ролей, как Сара Бернар, - Вертер, Занетто, Лорензаччо, Гамлет, Орленок... В роли Гамлета Сара Бернар покорила самого Станиславского. А 20-летнего Орленка, несчастного сына Наполеона Бонапарта, актриса сыграла, когда ей шел 56-й год! Премьера героической драмы Эдмона Ростана прошла в марте 1900 года с оглушительным успехом - 30 вызовов на бис!..

Станиславский считал Сару Бернар примером технического совершенства: красивый голос, отточенная дикция, пластичность, художественный вкус. Знаток театра князь Сергей Волконский высоко ценил сценическое мастерство Сары Бернар: «Она прекрасно владела полярностью переживаний - от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости - тончайшая нюансировка человеческих чувств. И потом - «знаменитый говорок, знаменитый шепот, знаменитое рычание, знаменитый «золотой голос», - la voix d’or, - отмечал Волконский. - Последняя ступень мастерства - ее взрывы... Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться. То же самое в ее мимике: какое умение от едва заметного зарождения до высшего размаха...»

Газетные статьи с описанием гастрольного турне Сары Бернар по Америке и Европе порой напоминали сводки с театра военных действий. Наступления и осады. Триумфы и поражения. Восторги и стенания. Имя Сары Бернар в новостях мира частенько заменяло экономические и правительственные кризисы. Сначала Сара Бернар, а уж потом конфликты, катастрофы и прочие происшествия дня. В поездках ее неизменно сопровождала свита репортеров. Общественные и религиозные организации относились к ней по-разному: кто пел ей славу, а кто предавал хуле. Многие в Америке считали ее визит «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона, прибывшего с целью влить отраву в чистые американские нравы».

В России с интересом ждали «нового Наполеона в юбке», который покорил уже всю Америку и Европу и движется прямиком в Москву. «Московские ведомости» писали: «Великие мира осыпали эту сказочную принцессу почестями, каких, вероятно, и во сне не снилось ни Микеланджело, ни Бетховену...» А чему удивляться? Сара Бернар, по существу, была первой суперзвездой в мире.

В России Сара Бернар побывала трижды - в 1881, 1898 и 1908 годах. Успех был огромный, хотя нашлись и критики, и в их числе Тургенев. В письме к Полонской в декабре 1881 года он писал: «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?..»

Что сказать по этому поводу? Сердце Тургенева полностью полонила Полина Виардо, и для Сары Бернар не осталось даже крохотного уголка. Однако отрицательные эмоции Ивана Сергеевича не могли затмить славы Бернар. Великая - она и есть великая, даже если кому-то таковой не кажется.

Но сцена - это одно, а жизнь вне ее - уже нечто другое. Сергей Волконский считал, что Сара Бернар за пределами театра «кривляка, она вся искусственна... Рыжий клок спереди, рыжий клок сзади, неестественно красные губы, пудреное лицо, вся подведенная, как маска; удивительная гибкость стана, одетая, как никто другой, - она вся была «по-своему», она сама была Сара, и все на ней, вокруг нее отдавало Сарой. Она создавала не одни роли - она создавала себя, свой образ, свой силуэт, свой тип...»

Она была первой суперзвездой, отсюда реклама ее имени: духи, мыло, перчатки, пудра - «Сара Бернар». У нее было два мужа: один - принц из древнего французского рода, второй - актер из Греции, необыкновенно красивый мужчина. Но главной страстью Сары Бернар был театр. Им она жила, им вдохновлялась. Она не хотела быть вещью, игрушкой в руках сильных мира сего - занималась живописью, скульптурой, сочиняла забавные романы и смешные пьесы. Она отважилась подняться в небо на аэростате Жиффара, где на высоте 2300 метров смельчаки «плотно поужинали гусиной печенкой, свежим хлебом и апельсинами. Пробка от шампанского салютовала небу с приглушенным шумом...»

Сару Бернар часто сравнивали с Жанной д’Арк. Считали колдуньей. Именно она подсказала Эмилю Золя вступиться за бедного капитана Дрейфуса. В ее квартире царил хаос: повсюду были разбросаны ковры, пледы, пуфики, безделушки и прочие предметы. Под ногами вертелись собаки, обезьяны и даже змеи. В спальне актрисы находились скелеты, а сама она некоторые роли любила учить, полулежа в гробу, обитом белым крепом. Эпатаж? Несомненно. Она обожала скандалы и демонстрировала миру свои особые чары. О себе писала так: «Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости. Обожаю получать письма, читать их, комментировать; но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и обожаю пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».

Жюль Ренар отмечал: «У Сары есть правило: никогда не думать о завтрашнем дне. Завтра - будь что будет, хоть смерть. Она пользуется каждым мгновением... Она глотает жизнь. Какое неприятное обжорство!..»

В слове «обжорство» явно чувствуется зависть к успехам Сары Бернар. Да, она жила полной жизнью, взахлеб, и даже после того, как ей в 1914 году ампутировали ногу. Уныние никогда не было ее уделом. Сара Бернар скончалась 26 марта 1923 года, на 79-м году жизни. Чуть ли не весь Париж пришел на похороны «королевы театра». Десятки тысяч почитателей ее таланта шли за гробом из розового дерева через весь город - от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез. Последний путь Сары Бернар был буквально усыпан камелиями - ее любимыми цветами.

«Умерла Сара Бернар - актриса почти легендарной славы и известности. В суждениях о Саре Бернар было много преувеличений - в одну и в другую сторону, - написал в некрологе один из лучших российских критиков Александр Кугель. - Из тысячи театральных снов, более или менее упоительных, которые мне снились, сон о Саре Бернар -

один из самых оригинальных и сложно-занимательных».

Сара Бернар, феноменальная актриса, первая суперзвезда в истории, которая на протяжении нескольких десятилетий освещала страны и континенты всего мира, родилась в Париже 22 октября 1844 года. Мать Сары, еврейка Юдифь (по другим источникам, Юдит), выросла в семье Морица Баруха Бернардта и Сары Гирш. Что касается отца великой актрисы, то достоверно проследить его имя и происхождение не представляется возможным.

Сара Бернар, биография которой содержит страницы самого разного толка, росла под присмотром гувернанток, поскольку ее мать не имела профессии и была вынуждена существовать за счет богатых почитателей женской красоты. Жизнь красивой содержанки, обычно, связана с длительными поездками. Женщина себе не принадлежит, так как обязана выполнять условия негласного контракта. Таким образом, маленькая Сара оставалась на попечении неряшливых нянек и росла в атмосфере относительного благополучия, но без

Тревожное детство

Однажды с девочкой случилось несчастье. Очередная нянька не уследила, Сара подошла слишком близко к горящему камину, и ее платье вспыхнуло. На крики ребенка прибежали соседи, и все обошлось, хотя девочка была до смерти напугана. Юдифь, узнав о происшедшем, решила больше не оставлять дочь. С тех пор Сара жила вместе с матерью. К счастью, в тот период у Юдифи появился постоянный поклонник, граф Де Морни, который был душевным человеком. Он искренне любил куртизанку и поэтому стал принимать участие в судьбе ее дочери.

"Комеди Франсез"

Когда Саре исполнилось 9 лет, ее отдали в частную привилегированную школу Грандшамп. Де Морни позаботился о том, чтобы девочка получила образование и ни в чем не нуждалась. Жизнь будущей актрисы стала приобретать уже вполне определенные очертания. Она закончила обучение и решила добиться исполнения своей заветной мечты - стать артисткой. И снова ей помог в этом друг семьи граф Де Морни, который отвел восемнадцатилетнюю Сару Бернар к директору театра "Комеди Франсез". Тот был несколько озадачен: "Слишком худая для сцены" - заявил он. Тем не менее, Сара Бернар, биография которой тогда открыла новую страницу, была принята в труппу, и это стало для девушки огромным счастьем.

Театральный дебют

Театральный дебют Сары Бернар состоялся 1 сентября 1862 года в спектакле драматурга Жана Батиста Расина. Перед выходом на сцену актриса переволновалась. Когда занавес стал медленно подниматься, Сара едва не упала в обморок. Девушку буквально трясло от волнения, и неудивительно, что критики единодушно похвалили актрису за красивую внешность и поставили ей "двойку" за актерское мастерство. "Отныне театральная публика Парижа может приходить, чтобы полюбоваться пышными золотистыми волосами Сары Бернар, но не более того", - писали газеты.

Популярность

Однако негативные отзывы - это тоже отзывы. К тому же театральные критики не учли железный характер начинающей актрисы. Через некоторое время Сара покинула "Комеди Франсез" и стала играть первые роли в других театрах. Это были "Одеон", "Жимназ", "Порт-Сен-Мартен". Каждый спектакль, в котором участвовала актриса, становился шедевром сценического искусства. Публика валом валила на Сару Бернар, а директор "Комеди Франсез" Однако сыграв почти все классические роли, Заиру, Дездемону, Федру, Андромаху и многих других, Бернар вернулась в Дом Мольера на правах примадонны, где и была принята с распростертыми объятиями.

Сара Бернар и бриллианты

Актриса в очередной раз потрясла театральную публику, сыграв Маргариту Готье в пьесе "Дама с камелиями" Александра Дюма-сына. Писатель Виктор Гюго, потрясенный искренностью Сары Бернар, подарил ей бриллианты в виде слез на золотой цепочке. "Это слезы моей души," - сказал он. Актриса долгое время хранила колье как самый дорогой подарок, как бесценное признание ее таланта. Драгоценности Сара Бернар любила так, как любит их истинная женщина, она поклонялась бриллиантам. Почитатели актрисы это знали и бессовестно пользовались слабостью Сары, задаривая ее подарками баснословной цены.

Бернар никогда не оставляла свои драгоценности дома, когда ей нужно было ехать на гастроли. Все бриллианты упаковывались в прочный футляр и повсюду следовали за своей хозяйкой. Душевного спокойствия при этом Сара Бернар не ощущала, она опасалась нападения и грабежа. А чтобы противостоять грабителям, эта слабая женщина всегда носила при себе маленький дамский револьвер. Немного позже, в двадцатом веке, у Сары Бернар появилась последовательница. Это была всемирно известная и всеми любимая Консуэла Веласкес, автор песни "Бэсамэ мучо", над которой время не властно. Консуэла возила с собой по всему миру и драгоценности, и деньги, а их было немало.

Мужские роли

Револьвер в дорожной сумочке Сары Бернар косвенно говорил о ее по-мужски твердом характере. Эти признаки гендерности, в хорошем смысле, отразились и на творчестве актрисы. Она сыграла множество мужских ролей, среди которых был Гамлет, Орленок, Вертер, Лорензаччо, Занетто.

Надо сказать, что Гамлет в исполнении Бернар покорил самого Станиславского, который был в то время еще совсем молодым человеком, но уже понимал толк в Константин Сергеевич тоже наверняка подарил бы актрисе бриллианты, если бы они у него были.

Позже Станиславский не раз отмечал Сару Бернар как эталон совершенства, ее от природы поставленный голос, безупречную дикцию, внутреннюю культуру и, самое главное, глубокое понимание персонажа.

И действительно, актриса владела широчайшей палитрой человеческих чувств, не было такого проявления женской души (а иногда и мужской), которое не могла бы воплотить в образ своего персонажа Бернар. Органичные переходы от горя к радости, от нежности к ярости - в этом и заключается подлинное мастерство артиста. Актриса Сара Бернар играла так, что Станиславский мог сказать только свое знаменитое - "Верю..."

"Говорок" этой женщины, ее "шепоток", умение "принизиться, чтобы кинуться", "подползти, чтобы разразиться" - это был не просто талант великой актрисы, это грандиозный Божий дар. Сара Бернар, фото которой не сходили со страниц газет и журналов, не могла шагу ступить, ее со всех сторон осаждали поклонники. Статьи в газетах, посвященные гастрольным поездкам по европейским странам, а позже по Америке, были похожи на сообщения с фронта во время войны, та же стилистика, те же термины - "Театр в осаде", "Это победа, критики посрамлены", "Наполеон не знал такого триумфа". Нередко материалы о прославленной театральной диве вытесняли правительственные сообщения и важные экономические сводки. Сара Бернар, актрисаи всенародная любимица, всегда была в окружении репортеров, в плотном кольце пишущей братии, и она никак не могла к этому привыкнуть.

Поклонники

Много времени у суперзвезды отнимали рекламные контракты. Духи и мыло, перчатки и пудра - на всех дорогих предметах парфюмерии стояло имя Сары Бернар. Но что характерно, она никогда не была идолом. Ее боготворили, почитали, любили и всячески превозносили, но идолопоклонства не было. Люди чувствовали открытую душу актрисы, ее дружественность и отвечали ей тем же. В отличие от своей матери, Сара дистанцировалась от состоятельных мужчин, которые хотели бы с ней сблизиться.

Сара Бернар, краткая биография которой содержит несколько страниц, посвященных ее домашней жизни, вела как бы двойное существование. Вернувшись из театра и переступив порог своей квартиры, актриса оставляла снаружи большое искусство и погружалась в свое личное пространство.

Домашняя обстановка

Актриса создала у себя дома свой собственный маленький мир. Она рисовала картины, лепила скульптуры, писала небольшие рассказы и забавные пьесы. Дом Сары Бернар был полон всякой живности, под ногами путались собаки и кошки, повсюду ползали змеи. Однажды она приобрела настоящий гроб, обитый белоснежным шелком, и стала в нем чуть ли не жить. Лежа в гробу, учила роли и пила кофе. И, как актриса говорила, в нем она себя прекрасно чувствовала. Подобные выходки можно было бы назвать эпатажем, но дело в том, что Сара Бернар не старалась произвести впечатление ради впечатления. В гробу ей и в самом деле было комфортно, а наступать на хвост лежащим повсюду кошкам она считала безнравственным и старалась их обходить.

Актриса о себе

Свою склонность к экстриму актриса однажды реализовала, поднявшись в небо на аэростате в компании близких друзей. Ветер изрядно потрепал воздушных путешественников, многие уже стали молиться о всепрощении, а Сара Бернар пила шампанское и высовывалась по пояс за борт. "Люблю, когда ко мне приходят гости, - говорила актриса, - но не люблю сама ходить в гости. Обожаю получать письма, но никакие силы не заставят меня написать ответ. Очень люблю давать советы, но ненавижу, когда мне что-то советуют". Она никогда не думала о том, что будет завтра, и забывала о том, что было вчера. Если завтра суждено умереть - ну и что? Подумаешь...

Джульетта

Время не пощадило знаменитую актрису, но в старости она была все так же похожа на девочку Сару. Критики современности восхищались гениальной Бернар, в ходу была шутка: "Сара Бернар - Джульетта Капулетти. Если 70-летняя актриса сыграет 13-летнюю героиню Шекспира, весь театральный мир поверит и будет плакать". И это не шутка, такое вполне могло случиться и получиться.

Сара Бернар, цитаты из изречений, ролей и интервью которой живут уже многие десятилетия, незабываема. Могила актрисы на кладбище Пер-Лашез в Париже всегда усыпана цветами. Парижане и почитатели великой актрисы, приезжающие со всего мира, в полной тишине подходят к мемориалу, чтобы отдать долг памяти.

Французская актриса Генриетт Розин Бернар, которую поклонники называли Божественной Сарой, признана первой звездой международной сцены. Она сыграла около 70 ролей в 125 постановках в Европе, США, Канаде, Южной Америке, Австралии и на Ближнем Востоке. Заметными ролями Сары Бернар в театре были Федра Жана-Батиста Расина, Тоска и Теодора Викторьена Сарду, Адриенн Лекуврер Эжена Скриба, Донья Соль из «Эрнани» Виктора Гюго и Маргарита Готье из «Дамы с камелиями» Александра Дюма-сына. Она управляла несколькими театрами в Париже, прежде чем арендовала «Театр наций», переименованный позже в «Театр Сары Бернар» (сегодня это «Театр де ла Вилль»). Бернар выступала в качестве публичной персоны, сценические романы и трагедии которой наполняли ее собственную жизнь.

Ранняя биография

Сара Бернар была дочерью голландской куртизанки еврейского происхождения Юлии Бернар. Родилась 23 октября 1844 года. Ее свидетельство о рождении было утеряно, и биографы часто указывают дату 22 октября. Сара была старшей из трех незаконнорожденных дочерей Юлии. Второй была Жанна (1851-1900), а третьей - Регина (1853-1884). Неясно, кем был отец великой актрисы. Предполагается, что это был молодой студент по имени Морель, который впоследствии сделал карьеру офицера военно-морского флота. Когда Саре было 13 лет вместо отца в ее свидетельстве о крещении подписался ее дядя Эдуард.

Детство девочки прошло в пансионе, где за ней ухаживала няня, а затем в школе-интернате близ Версаля. Большую часть времени мать отсутствовала. Учитывая религиозное образование, девочка хотела стать монахиней. И все же, когда ей исполнилось 16, любовник ее матери Шарль Дюк де Морни, незаконнорожденный сводный брат Наполеона III, устроил ее в театр.

Учеба и сценическое имя

В течение двух лет Бернар училась актерскому мастерству в Парижской консерватории, где ее идеалом стала выпускница этого учебного заведения знаменитая актриса Рахиль, которая тоже была еврейкой. На протяжении всей своей карьеры у Сары был ее портрет, с которым она постоянно себя сравнивала. Рахиль стала знаменитостью в Париже и Лондоне благодаря исполнению роли Федры в 1843 г. и Адриенны Лекуврер в 1847 г.

Выбирая сценическое имя, Бернар знала, что слава Рахили и ее собственная будущая репутация будут связаны с романтическим и антисемитским интересом к еврейским женщинам. Их происхождение порождало дискриминационные антисемитские карикатуры, которые атаковали их, например, за предполагаемую жадность. Национальность актрис подчеркивалась в антисемитских романах и псевдобиографиях, таких как «Дина Самуил» Фелисьена Шампсо, «Мемуары Сары Барнум» Мари Коломбье и др.

После франко-прусской войны 1871 г. Бернар была вынуждена защищаться от обвинений в том, что она была еврейкой и немкой, гордо признав первое и отвергнув второе. В письме, написанном в связи с этими обвинениями, она повторно признала свою еврейскую идентичность. Иностранный акцент, о котором она очень сожалела, Бернар называла космополитичным, но не тевтонским. Она утверждала, что является дочерью великой еврейской расы, и ее необузданный язык - это результат вынужденных скитаний.

Когда Сара достигла славы и независимости, она возила свою труппу по всему миру, превратившись из отвергнутой странницы в международную звезду, почитаемую всеми.

Начало карьеры

В 1862 г. актриса Сара Бернар впервые выступила в национальном театре Comédie Française в роли героини пьесы Расина Ифигении. Но уже через несколько месяцев она была уволена после того, как дала пощечину старшей актрисе, оскорбившей ее. Недовольная маленькими ролями, которые ей давали в модном театре Gymnase-Dramatique, она сбежала в Брюссель. 22 декабря 1864 г. Бернар родила своего единственного сына Мориса. Это был плод ее любви с Анри Принсом де Линем.

В 1866 г. она начала работать в «Одеоне». В 1868 г. Бернар добилась первого публичного успеха, играя соблазнительную Анну Демби в «Кине» Александра Дюма. Критики отметили ее эксцентричный костюм и теплый голос. В том же году она сыграла Корделию в «Короле Лире» Шекспира. В 1869 году большим успехом пользовалась ее роль мальчика-менестреля Занетто, ухаживающего за пожилой куртизанкой в одноактной пьесе «Прохожий» Франсуа Коппе.

Во время франко-прусской войны Бернар открыла в «Одеоне» больницу. Когда Виктор Гюго вернулся из ссылки, она блестяще сыграла королеву Марию в его «Рюи Блазе». Аудитория была очарована ее жестами, выразительным голосом и превосходной декламацией.

В 1872 г. успех актрисы убедил Comédie Française пригласить ее снова. В последующие годы она полностью развилась и стала знаменитостью благодаря исполнению роли Федры и Доньи Соль.

Таланты актрисы

Бернар разработала собственный эмоциональный романтический актерский стиль, основанный на лирическом голосе, эмоциональной игре, срыве ожиданий зрителей в отношении ее персонажей, раскрытии силы в слабости и слабости в силе. Она выразительно играла травести, такие как Занетто в «Прохожем» и Гамлета Шекспира. Однако суть выступления была изобразительной.

Память у Сары Бернар была удивительной. Она очень быстро запоминала роли, прочитав текст 2-3 раза. Но после прекращения выступлений она полностью забывала текст. В начале карьеры у Бернар случались приступы потери памяти, и у нее была боязнь сцены.

Помимо сцены Сара занималась скульптурой и добилась некоторого успеха, выставлялась в Парижском салоне между 1876 и 1881 годами. В 1880 г. она выставила там свою картину. Тем не менее, ее наибольшим талантом было проецирование эмоциональных поз в незабываемые сцены. Она беспокоилась о том, чтобы ее внешность гармонировала с шедеврами (например, играя Теодору, она одевалась так же, как императрица в мозаичных росписях в Равенне), или рекламировалась как таковая благодаря портретам, плакатам и фотографиям, на которых она изображалась в ключевых сценах. Знаменитым стало фото Бернар в роли Меландри, на котором она запечатлена лежащей с закрытыми глазами в гробу, повторяя картину «Офелия» сэра Джон Эверта Милля и «Юную мученицу» Поля Делароша. Изображение служило рекламой ее любимых сцен умирающих героев, таких как Маргарита, Федора и Адриенна, безжизненно падающих в объятия своих любовников.

Богемная жизнь

В 1876 году в личной жизни Сары Бернар произошла трагедия: умерла ее мать. В том же году ее репутация роковой женщины спровоцировала скандал, когда в защиту ее чести на дуэль были вызваны два журналиста.

В то же время она покинула свою квартиру на Рю-де-Ром и переехала в свой недавно построенный величественный дом на углу улицы Фортуни и проспекта де Вильерса. Ее друзья - известные художники Гюстав Доре, Жорж Клерин, Луиза Аббема и Филипп Парро - расписали стены ее дома аллегорическими картинами. Художественный бастион символизировал ее новый богемный образ жизни.

В отличие от других известных европейских салонов II половины XIX в., главной достопримечательностью ее дома были не гости, а сама хозяйка. Среди друзей Бернар были авторы Джордж Санд и Виктор Гюго, художник Густав Моро, романист Пьер Лоти и такие драматурги, как Жан Ришепен и Жюль Ламетр, также являвшиеся ее любовниками.

Международный успех

В июне и июле 1879 г. Сара Бернар в составе Comédie Française произвела триумфальный дебют в лондонском театре Gaiety. А в начале 1880 г. она ушла из театра и со своей труппой отправилась в турне по Европе и США. Для американского турне Бернар выбрала пьесы, в которых лучше всего проявлялись ее таланты: «Федру», «Адриенну Лекуврер», «Эрнаниту», «Фру-Фру» Анри Мельяка и Людовика Галеви и еще не сыгранную «Даму с камелиями» Дюма-сына. Ее тур имел огромный финансовый успех.

В начале 1882 г. Сара встретила Аристидиса Дамалу, офицера греческой армии, который был младше ее на 12 лет. Они поженились в Сент-Эндрю на протестантской церемонии в Лондоне в конце успешного тура по Италии, Греции, Венгрии, Австрии, Швеции, Англии, Испании, Португалии, Бельгии, Голландии и России. Почитаемая наравне с членами королевских семей, Сара была признана высшим дворянством. Король Италии Умберто подарил ей восхитительный венецианский веер, король Испании Альфонсо XII дал ей бриллиантовую брошь. После ее выступления в «Федре» император Австрии Франц-Иосиф надел на нее старинное ожерелье. В Санкт-Петербурге царь Александр III был глубоко тронут ее искусством.

Приобретение театра

В июле 1882 г. после возвращения во Францию Сара Бернар, воодушевленная успехом ее труппы, купила на имя сына Мориса театр de l’Ambigu. Это решение стало ее первой управленческой катастрофой, которая, однако, сопровождалась ее триумфом как актрисы бульварного театра.

Драматург Викторьен Сарду предложил ей свои мелодраматические сценарии, которые подчеркивали ее таланты. С согласия Бернар он писал такие пьесы, как «Федора», «Теодора» и «Тоска». Поскольку она получила самую высокую плату как актриса, ее театр влез в огромные долги. Сын Морис отказался от руководства, и Бернар арендовала большой 1800-местный театр «Порт Сен-Мартен».

После успеха «Фру-Фру» и «Дамы с камелиями» новая пьеса Ришепена «Нана Сахиб», написанная специально для нее, потерпела фиаско. Бернар вернулась к «Даме с камелиями», чтобы спасти театр от финансовой катастрофы.

Работа в театре «Порт Сен-Мартена»

В сентябре 1884 г. Сара Бернар начала успешное сотрудничество с Феликсом Дюкенелем в качестве нового директора «Порт Сен-Мартена» и Сарду в качестве драматурга. Их главной сенсацией стала пьеса «Теодора», премьера которой состоялась 26 декабря 1884 года. В 1885-86 гг. она была сыграна 300 раз в Париже и более 100 раз в Лондоне. В 1886 г. Бернар отправилась в тур по Южной и Северной Америке, начиная с Бразилии. Летом 1887 г. она вернулась в Париж и с гордостью похвасталась друзьям, что тур сделал ее богатой. Бернар купила дом на бульваре Перейр, 56, где жила до своей кончины. В том же году ее сын Морис женился на польской княжне Марии-Терезе Яблоновской. Партнерство Бернар с Дюкенелем и Сарду достигло еще большего триумфа с постановкой «Тоски».

В 1889 г. ее муж умер от передозировки морфина.

Через несколько месяцев после того, как у актрисы Сары Бернар появилась внучка Симона, она попросила Дюкенеля руководить постановкой новой пьесы Эмиля Моро «Процесс Жанны д"Арк». Игрой 19-летней девы 45-летняя актриса восстановила свою честь, поскольку до сих пор отождествлялась ​​с ролями порочной королевы, проститутки и дамы сомнительного поведения. Хотя пьеса была зрелищной и успешной, она закрылась после 16 недель, потому что Бернар физически страдала от необходимости постоянно падать на колени. Успешное партнерство было приостановлено с провалом «Клеопатры» Сарду в 1890 году.

Мировое турне

В 1891 году Бернар отправилась в очередное мировое турне. В июне 1892 г. она уехала в Лондон репетировать «Саломею» Оскара Уайльда, написанную специально для нее по-французски. Репетиции были прерваны из-за отказа лорда Чемберлена предоставить разрешение на ее показ в Англии. Через год она продала театр «Порт Сен-Мартен», и ее агент организовал покупку Théâtre de la Renaissance, предназначенного для небольших постановок и интимных вечеров, оформленных в стиле рококо. Бернар вернулась во Францию ​​из мирового турне самой богатой и популярной актрисой того времени. Ее капитал составил 3,5 млн франков.

Творческие поиски

Пять лет, которые Сара Бернар посвятила оттачиванию каждого аспекта репетиции, были самыми инновационными. Она была готова экспериментировать с такими молодыми писателями, как Жюль Леметр и Октав Мирбо. Обращение последнего к теме бастующих фабричных рабочих вызвало скандал, который заставил ее временно закрыть театр. Пьеса «Принцесса Греза» (1895) Эдмона Ростана явилась ее попыткой присоединиться к современному символистскому театру. Но ей не удалось извлечь выгоду из мистицизма и религиозности, играя в спектаклях по пьесам Сарду «Спиритизм» и Ростана «Самаритянин». Соревнуясь с сенсационным сезоном 1897 г. Элеоноры Дузе, в следующем году Бернар представила «Мертвый город» любовника Дузе Габриэле Д"Аннунцио. Однако долги ее театра составили 2 млн франков.

«Театр Наций»

В январе 1899 г., решив избежать дальнейших финансовых потерь, Бернар взяла в оренду на 25 лет «Театр Наций» в Шателе, принадлежавший Парижу. Театр был монументальным, позволяя ей в возрасте 55 лет находиться на безопасном расстоянии от аудитории. Она отремонтировала помещение в соответствии с ее звездным статусом. Фойе стало ее собственным маленьким Лувром. Здесь были представлены большие полотна Аббемы, Клерена, Луи Бернара и Альфонса Мухи, изображавшие актрису в роли самаритянки, Гисмонды, Теодоры, Маргариты Готье («Дама с камелиями»), принцессы Грезы и сына Наполеона.

Театр открылся с возрождением «Тоски», продолжил спорное исполнение роли Гамлета. Сара Бернар добилась триумфа благодаря ее травести-роли в «Орленке» Ростана в марте 1900 г. Одетая в военную форму, она изобразила 17-летнего сына Наполеона. Постановка была приурочена к Парижской выставке, которая привлекала большие толпы и поощряла патриотический дух. Сара дала 250 спектаклей «Орленка», заслужила уважение и стала национальной героиней.

В 1903 г. был достигнут дальнейший успех благодаря седьмой и последней по счету исторической мелодраме Сарду «Волшебница», место действия которой происходит в Толедо во времена инквизиции. Сара исполнила роль страстной цыганки, преследуемой злодеем. В 1904 г. она сыграла Пеллеаса в лондонской постановке «Пеллеас и Мелизанда» Мориса Метерлинка.

Поездки в Америку

В 1905 г. Бернар отправилась в длительный тур по Америке. Во время своего последнего выступления в «Тоске» в Рио-де-Жанейро с ней произошел несчастный случай, из-за которого спустя десятилетие ей ампутировали правую ногу.

В марте 1906 г. она выступала в огромном шатре, вмещающем 5 тыс. зрителей, в Канзас-Сити, Далласе и Уэйко. В 1906 г. после ее возвращения в Париж, она сыграла святую Терезу в скандальной пьесе «Дева Авила» Катуле Мендеса.

В октябре 1910 г. после успешного выступления в Лондоне с «Орленком» Бернар в возрасте 66 лет снова отправилась в Америку. Ведущим тура она избрала 27-летнего красавца Лу Телегана, который стал ее любовником на следующие 3 года.

Фильмография Сары Бернар включает несколько немых фильмов, но единственным успешным была картина 1912 г., в которой она сыграла английскую королеву Елизавету. После возвращения в Париж в конце 1913 г. она исполнила в пьесе Тристана Бернара «Жанна Доре» роль Сары, матери человека, который убил соперника, похитившего его невесту.

В 1914 г. актриса стала кавалером французского Ордена Почетного легиона.

Поддержка армии

Во время Первой мировой войны Бернар посещала французских солдат на фронте и снялась в агитационном фильме «Французские матери». В этом году в возрасте 70 лет она уехала в свой последний американский тур, который продолжался 18 месяцев. Она была принята как знаменитость и выступала на публичных собраниях, призывая американцев присоединиться к союзникам. Хотя Бернар была лишена возможности свободно передвигаться по сцене, достаточно было одного ее голоса, чтобы привести аудиторию в экстаз.

Последние годы жизни

В 1920 г. Бернар играла в «Атали» Расина, представляя монолог стареющей женщины. Она выступала в «Данииле» Луи Вернея и в «Глуаре» Мориса Ростана. Осенью 1922 г. Бернар дала бенифис, чтобы собрать деньги для лаборатории мадам Кюри, играя в «Рейн-Армане» Вернея.

В начале марта 1923 г. голливудский агент предложил ей главную роль в фильме Саши Гитри. Вскоре после этого 26 марта 1923 года Бернар умерла от уремии. Состоялась массовая похоронная процессия из дома на бульваре Перейр в церковь св. Франциска Сальского и оттуда до кладбища Пер-Лашез. Там и расположена могила Сары Бернар.

Произведения

Бернар писала поэзию, прозу и пьесы. В 1878 г. она опубликовала прозаический этюд «В облаках». Бернар написала две пьесы, в которых сама же и сыграла: одноактную мелодраму о прелюбодеянии L"Aveu (1888) и 4-актную пьесу «Сердце мужчины» (1911). Кроме того, она адаптировала драму «Адриенн Лекуврер» (1907). Бернар написала автобиографию «Моя двойная жизнь» (1907) и два вымышленных эпизода из своей жизни - роман «Маленький идол» (1920) и Jolie Sosy. Ее ретроспективный обзор актерского мастерства и театра опубликован в книге «Искусство театра» в 1923 г.

ГЕНРИЕТТА Розин родилась 23 октября 1844 года в Париже. Она была незаконным ребенком — плодом любви красавицы еврейки Жюли Ван Хард и студента-юриста Эдуарда Бернара. Не прошло и двух месяцев после рождения малышки, как она выпала из люльки, угодив прямо на угли горящего камина. Несчастную тут же запихнули в большое ведро с только что надоенным молоком, а потом долго оборачивали масляными компрессами. К счастью, никаких следов, если не считать чересчур розовой кожи, от страшных ожогов не осталось.

В девять лет она приняла вызов кузена, заявив, что перепрыгнет через ров. Это не удавалось никому. В результате — разбитое лицо, сломанная кисть руки, в кровь ободранные коленки. Когда ее несли домой, она сквозь всхлипывания упорно продолжала кричать:

— Все равно я это сделаю во что бы то ни стало!

Дабы девочка не мешала светским развлечениям матери, ее отдали на воспитание в католический монастырь. К одиннадцати годам Генриетта стала ревностной католичкой, удивляя своим религиозным рвением монахинь. Однако от природы она была очень вспыльчивой и упрямой, иногда ее охватывали неудержимые приступы гнева. Для таких случаев монахини держали наготове ковш святой воды и, творя молитву, выливали его на голову не в меру разошедшейся девчонки.

Однажды на приеме в салоне матери пятнадцатилетняя Генриетта высокопарно заявила о своем желании посвятить себя Богу. Один из приятелей Жюли жестоко высмеял девочку. Оскорбленная в лучших чувствах, она с яростью бросилась на него, расцарапала ему лицо и вырвала клок напомаженных волос. Присутствовавший при этой сцене герцог де Морни воскликнул: «Мой бог, да эта девчонка — прирожденная актриса! Ее место на сцене».

По протекции герцога ее приняли в Национальную академию музыки и декламации. Она блестяще сдала экзамен, к которому ее готовил Дюма-отец. Автор «Мушкетеров» восхищался голосом девушки, сравнивая его с «хрустально чистым ручейком, журчащим и прыгающим по золотой гальке».

1 сентября 1862 года протеже герцога де Морни стояла у здания «Комеди Франсез», где висела большая афиша «Дебют мадемуазель Сары Бернар». С тех пор это сценическое имя вошло в историю.

«Когда занавес медленно стал подниматься, я думала, что упаду в обморок», — вспоминала Бернар. По поводу первого ее выхода мнение критики было таково: «Молодая актриса была сколь красива, столь же невыразительна…» Зрителям же дебютантка запомнилась благодаря необыкновенной худобе. Когда она протянула руки своему партнеру, какой-то остряк из зала выкрикнул: «Осторожно, месье, а не то она проткнет вас своими зубочистками».

А вскоре разразился скандал, после которого Сару выгнали из «Комеди Франсез». Сара привела в театр младшую сестру Регину. Случайно девочка наступила на длинный шлейф платья одной из ведущих актрис театра мадам Натали. Рассерженная актриса оттолкнула девочку столь сильно, что та рассекла лоб о край гипсовой колонны. Увидев это, Сара залепила мадам Натали такую оплеуху, что та не смогла удержаться на ногах…

Покинув Дом Мольера, она играла в театрах «Жимназ», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». Она замечательно изображала молодых героинь в классическом репертуаре — Федру, Андромаху, Дездемону, Заиру, а затем стала блистать в пьесах современных драматургов. Одна из лучших ролей Сары Бернар — Маргарита Готье («Дама с камелиями» Александра Дюма-сына).

Ее коньком были сцены смерти. Десятки раз актриса гибла, как Клеопатра, Адриенна Лекуврер или Жанна д’Арк, и, когда она умирала в «Даме с камелиями» (а делала она это более 3000 раз!), рыдания взволнованных зрителей заглушали диалог.

Знаток театра князь Сергей Волконский писал: «Она прекрасно владела полярностью переживаний — от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости — тончайшая нюансировка человеческих чувств. Последняя ступень мастерства — ее взрывы… Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться»…

БЕРНАР чрезвычайно много гастролировала по всему свету. Только в США она побывала девять раз. Языкового барьера для нее не существовало. Как писали американские журналисты, публика ломилась бы на ее спектакли, даже если бы она играла на китайском языке. Газетные статьи с описанием гастрольного турне Сары Бернар по Америке и Европе публиковались на первых полосах. Сначала Бернар, а уж потом конфликты, катастрофы и прочие происшествия. Когда ей сообщили, что шум вокруг ее имени в Нью-Йорке оказался гораздо больше, чем ажиотаж по поводу посещения этого города правителем Бразилии, Сара спокойно ответила: «Ах, это был всего лишь один из императоров».

В России Сара Бернар побывала трижды — в 1881, 1898 и 1908 годах.

В первый ее приезд после выступления в Зимнем дворце Сару представили императору. Она собиралась сделать глубокий реверанс, но Александр III остановил ее: «Нет, мадам, это я должен склониться перед вами».

В Петербурге начался и самый пылкий в жизни Бернар любовный роман с греческим дипломатом Жаком Дамала. Они поженились. Однако Дамала не был создан для брака. Он изменял Саре с молодыми актрисами, ей приходилось оплачивать его огромные карточные долги. А главное — он был законченным наркоманом. Сара прилагала максимум усилий, чтобы вытащить мужа из болота, однажды даже сломала зонт о голову аптекаря, который поставлял ему морфий, но спасти Жака не смогла. Дамала погиб от злоупотребления наркотиками.

ОНА не была красивой, ее внешность отнюдь не соответствовала сложившимся в те годы идеалам: копна рыжих волос, слишком большой нос, узкое и чересчур бледное лицо, единственным украшением которого были сияющие, как сапфиры, глаза. А еще — фигура «чахоточного призрака», что давало обильную пищу воображению многочисленной армии карикатуристов.

Зарабатывала Бернар очень много. Ее гонорары, особенно во время зарубежных гастролей, были по тем временам баснословны, но денег всегда не хватало. Сара вела чрезвычайно экстравагантный образ жизни. Светские приемы и банкеты шли нескончаемой чередой. Сама она ела очень мало, но требовала, чтобы гостей угощали самыми изысканными блюдами.

Бернар была щедра и великодушна. Во время Франко-прусской войны, находясь в осажденном Париже, она превратила театр «Одеон» в госпиталь, которым руководила, одновременно выполняя функции медсестры. А в 1904 году совместно с великим итальянским певцом Энрико Карузо организовала ряд благотворительных концертов, сборы от которых пошли на помощь русским солдатам, раненным во время Русско-японской войны.

В ее квартире царил хаос: повсюду были разбросаны ковры, пледы, пуфики, безделушки… Под ногами вертелись собаки, обезьяны и прочая живность, которую она обожала. Известен случай, когда в одну из холодных парижских зим она истратила две тысячи франков на покупку хлеба для голодных городских воробьев.

«Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости, — говорила она о себе. — Обожаю получать письма, читать их, комментировать, но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и особенно пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».

До конца жизни она не мыслила жизни без театра. Ей шел восьмой десяток, когда врачи вынесли убийственный диагноз: чтобы спасти жизнь, необходима ампутация ноги.

Она не могла ни ходить, ни даже стоять на сцене. Поэтому в ее репертуаре остались лишь короткие одноактные пьесы и сцены, в которых она могла играть, неподвижно восседая на возвышении. Инвалидность нисколько не умерила ни артистического, ни житейского темперамента актрисы. В роли царицы Аталии Сару Бернар выносили на сцену на специально сооруженных носилках. Не отказалась она и от своей любимой роли Маргариты Готье, играла ее агонию и смерть, лежа в постели.

Драматург Эдмон Ростан, раздраженный нелепыми небылицами, рассказываемыми о Саре Бернар, однажды описал рабочий день актрисы, а заодно и хозяйки труппы: многочасовые репетиции, затем спектакль, где она играет «в каком-то бешеном исступлении», далее — общение с коллегами, обсуждение всех текущих дел, прием посетителей, ответы на многочисленные письма и глубокой ночью — чтение новой пьесы. «Вот Сара, которую я знал. Это та Сара, которая работает. И эта — самая великая».

САРА Бернар скончалась 26 марта 1923 года на 79-м году жизни. Последний ее путь был буквально усыпан камелиями — ее любимыми цветами.

Однажды президент Франции, сидевший в почетной ложе театра, бросил к ногам актрисы букет и крикнул: «Да здравствует Сара!», — а она, низко поклонившись, ответила: «Vive la France!» («Да здравствует Франция!»).





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.