Зачем нужна дисциплина обществознание 7. Что такое дисциплина? Зачем она нужна человеку? Особенности специальных дисциплин

Для чего нужна дисциплина Урокпрезентация по обществознанию 7 класс ФГОС2 - Колмаков Анатолий Иванович.pptx

  • Количество слайдов: 31

Обществознание, 7 класс Урок № 9 Для чего нужна дисциплина Д. З. : § 5, ? ? (с. 46), задания (с. 47 48), «Вспомним» к § 6

Цели урока 1. 2. 3. 4. 5. Показать социальное и личностное значение соблю дения дисциплины. Способствовать пониманию учащимися необходимо сти руководствоваться общепринятыми нормами и прави лами в собственной повседневной жизни. Развить умение анализировать реальные социальные ситуации, связанные с нарушением дисциплины, выбирать адекватные модели поведения. Способствовать развитию у учащихся заинтересован ности не только в личном успехе, но и в улучшении раз личных сторон жизни общества, в благополучии и процве тании своей страны. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в сфере нравственно этических отношений; самоконтроль и само оценивание; умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Знать и уметь Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины

Понятия, термины 1. Дисциплина: внутренняя, внешняя; общеобязательная, специальная; военная, рудовая, учебная, технологическая. 2. Самоконтроль. 3. Качества дисциплинированного человека: воля, самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка, самообладание.

Проверка знаний 1. Что такое долг? 2. Что такое обязанность? 3. Что общего и различного в понятиях «долг» и «обязанность» ? 4. На протяжении многих веков единственным занятием мужчины считалась военная служба. Приведи несколько объяснений этого. Почему в наши дни это занятие не является главным?

Изучение нового материала 1. Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека. 2. Общеобязательная и специальная дисциплина. 3. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Актуализация темы КАКИЕ АССОЦИАЦИИ У ВАС ВОЗНИКАЮТ СО СЛОВОМ ДИСЦИПЛИНА? 6 1 5 дисциплина 4 2 3

1. Дисциплина необходимое условие существования общества и человека Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой либо организации. от лат. disciplina выдержанность, строгость Почему дисциплина – необходимое условие нормального существования общества и человека? Честность, порядочность, трудолюбие, выполнение поставленных задач.

2. Общеобязательная и специальная дисциплина Общеобязательная исполнение правил, установленных государством, всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами Специальная обязательная только для членов определенной организации N: воинская, трудовая, школьная

Общеобязательная дисциплина Это выполнение государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами возложенных на них задач и обязанностей. Это вид дисциплины, при которой все должны соблюдать правила установленные государством.

Самостоятельная работа. Стр. 39 40. Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости соблюдения специальной дисциплины. Специальные дисциплины Военная дисциплина Трудовая дисциплина Технологическая дисциплина Особенности специальных дисциплин Последствия нарушения дисциплины

Специальные дисциплины Военная дисциплина Особенности специальных дисциплин Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, воинских уставов, приказов командиров Трудовая Предусматривает дисциплина своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное распоряжений администрации. Технологичес Соблюдение правил кая эксплуатации оборудования, дисциплина порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе Последствия нарушения дисциплины Снижение боеспособности войск, отсутствие чёткости управления ими, угроза жизни многих людей Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом Ведёт к аварии на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб.

Внешняя и внутренняя дисциплина Внешняя соблюдение установленных правил только благодаря контролю со стороны Внутренняя (самодисциплина) соблюдение правил по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер

Вывод: Басня про нарушителей дисциплины В некоем классе учились бараны: Шумны, вертлявы и очень упрямы. Нету от них никакого покоя Не педагогам ни прочим героям. Сами не учат, другим не дают… Всех за собою как стадо ведут. Время идет и годы проходят. Знания, словно сквозь пальцы уходят. Учителей доблестный труд Пускают на ветер. Другим не дают Учиться с охотой, стараться, творить, Стремиться к мечте, чтобы знающим быть. Мораль этой басни заключается в том, Ты станешь бараном – коль будешь глупцом! Т. Матвийчук Несоблюдение специальной дисциплины приводит к непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей, угрожающим жизни всего человечества, глобальным экологическим катастрофам, суверенитету страны; наносит материальный ущерб.

С. 42 43 С какими фрагмент ами параграф а связаны тематичес ки данные плакаты? Какие вопросы ставит каждый плакат? Какие ответы предлага ет?

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК 1. Познакомьтесь с текстом в разделе «Жил на свете человек» . 2. Ответь на вопросы: q Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А. С. Макаренко? q В чём «секрет» коммуны Макаренко? q Какие правила сегодня актуальны для нашего класса, школьного коллектива? Почему? Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939 гг.), педагог, писатель

Качества дисциплинированного человека 1. Воля (свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками) 2. Самостоятельность (волевое качество, которое проявляется в способности человека по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия) 3. Решительность (волевое качество, которое проявляется на начальном этапе поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия) 4. Настойчивость (волевое качество, которое проявляется в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к цели)

Качества дисциплинированного человека 5. Упорство (волевое качество, помогающее человеку добиться осуществления поставленной цели невзирая на все преграды и противодействия) 6. Выдержка (волевое качество, которое дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели) 7. Самообладание (волевое качество, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои силы)

Проверь себя Что из перечисленного относиться к общеобязательной, а что к специальной дисциплине? 1. Переход улицы на зеленый свет 2. Выполнением солдата приказа командира 3. Запрет на курения в общественных местах 4. Соблюдение правил пожарной безопасности 5. Обязанность платить налоги 6. Соблюдение правил соревнований

Проверь себя 1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна? 2. Какая бывает дисциплина? 3. Каковы последствия нарушения дисциплины? 4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает» ? 5. С каким разделом параграфа связано утверждение Л. Н. Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил выиграть» ?

Рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

Литература: 1. 2. 3. Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 4 е изд. М. : Просвещение, 2016 Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. . М. : Просвещение, 2016 Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. / Котова О. А. , Лискова Т. Е. . 3 е изд. М. : Просвещение, 2016

Обществознание, 7 класс

Урок № 9

Для чего нужна дисциплина

Д.З.: § 5, ?? (с.46), задания (с.47-48), «Вспомним» к § 6

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • Показать социальное и личностное значение соблю­дения дисциплины.
  • Способствовать пониманию учащимися необходимо­сти руководствоваться общепринятыми нормами и прави­лами в собственной повседневной жизни.
  • Развить умение анализировать реальные социальные ситуации, связанные с нарушением дисциплины, выбирать адекватные модели поведения.
  • Способствовать развитию у учащихся заинтересован­ности не только в личном успехе, но и в улучшении раз­личных сторон жизни общества, в благополучии и процве­тании своей страны.
  • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в сфере нравственно-этических отношений; самоконтроль и само­оценивание; умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Знать и уметь

  • Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека.
  • Характеризовать различные виды дисциплины.
  • Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины

Понятия, термины

  • Дисциплина:
  • внутренняя, внешняя;
  • общеобязательная, специальная;
  • военная, рудовая, учебная, технологическая.
  • Самоконтроль.
  • Качества дисциплинированного человека:
  • воля, самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка, самообладание.

Проверка знаний

  • Что такое долг?
  • Что такое обязанность?
  • Что общего и различного в понятиях «долг» и «обязанность»?
  • На протяжении многих веков единственным занятием мужчины считалась военная служба. Приведи несколько объяснений этого. Почему в наши дни это занятие не является главным?

Изучение нового материала

  • Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека.
  • Общеобязательная и специальная дисциплина.
  • Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.


КАКИЕ АССОЦИАЦИИ У ВАС ВОЗНИКАЮТ СО СЛОВОМ ДИСЦИПЛИНА?

дисциплина


1. Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека

Дисциплина это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

от лат. disciplina - выдержанность, строгость

Почему дисциплина – необходимое условие нормального существования общества и человека?

Честность, порядочность, трудолюбие, выполнение поставленных задач.


2. Общеобязательная и специальная дисциплина

Общеобязательная

исполнение правил, установленных государством, всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами

Специальная

обязательная только для членов определенной организации

N: воинская, трудовая, школьная


Общеобязательная дисциплина

  • Это выполнение государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами возложенных на них задач и обязанностей.
  • Это вид дисциплины, при которой все должны соблюдать правила установленные государством.

Самостоятельная работа. Стр.39-40.

Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости соблюдения специальной дисциплины.

Специальные дисциплины

Военная дисциплина

Трудовая дисциплина

Технологическая дисциплина


Специальные дисциплины

Особенности специальных дисциплин

Военная дисциплина

Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, воинских уставов, приказов командиров

Трудовая дисциплина

Последствия нарушения дисциплины

Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное распоряжений администрации.

Технологическая дисциплина

Снижение боеспособности войск, отсутствие чёткости управления ими, угроза жизни многих людей

Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе

Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом

Ведёт к аварии на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб.


Внешняя и внутренняя дисциплина

Внешняя

соблюдение установленных правил только благодаря контролю со стороны

Внутренняя

(самодисциплина)

соблюдение правил по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер


Вывод:

Басня про нарушителей дисциплины

В некоем классе учились бараны:

Шумны, вертлявы и очень упрямы.

Нету от них никакого покоя

Не педагогам ни прочим героям.

Сами не учат, другим не дают…

Всех за собою как стадо ведут.

Время идет и годы проходят.

Знания, словно сквозь пальцы уходят.

Учителей доблестный труд

Пускают на ветер. Другим не дают

Учиться с охотой, стараться, творить,

Стремиться к мечте, чтобы знающим быть.

Мораль этой басни заключается в том,

Ты станешь бараном – коль будешь глупцом!

Т. Матвийчук

Несоблюдение специальной дисциплины приводит к непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей, угрожающим жизни всего человечества, глобальным экологическим катастрофам, суверенитету страны; наносит материальный ущерб.


С. 42-43

С какими фрагментами параграфа связаны тематически данные плакаты? Какие вопросы ставит каждый плакат? Какие ответы предлага


ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

  • Познакомьтесь с текстом в разделе «Жил на свете человек».
  • Ответь на вопросы:
  • Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А.С.Макаренко?
  • В чём «секрет» коммуны Макаренко?
  • Какие правила сегодня актуальны для нашего класса, школьного коллектива? Почему?

Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939 гг.), педагог, писатель


  • Воля (свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками)
  • Самостоятельность (волевое качество, которое проявляется в способности человека по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия)
  • Решительность (волевое качество, которое проявляется на начальном этапе поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия)
  • Настойчивость (волевое качество, которое проявляется в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к цели)

Качества дисциплинированного человека

5. Упорство (волевое качество, помогающее человеку добиться осуществления поставленной цели невзирая на все преграды и противодействия)

6. Выдержка (волевое качество, которое дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели)

7. Самообладание (волевое качество, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои силы)



Проверь себя

Что из перечисленного относиться к общеобязательной, а что к специальной дисциплине?

  • Переход улицы на зеленый свет
  • Выполнением солдата приказа командира
  • Запрет на курения в общественных местах
  • Соблюдение правил пожарной безопасности
  • Обязанность платить налоги
  • Соблюдение правил соревнований

Проверь себя

  • Что такое дисциплина? Зачем она нужна?
  • Какая бывает дисциплина?
  • Каковы последствия нарушения дисциплины?
  • Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?
  • С каким разделом параграфа связано утверждение Л. Н. Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил выиграть»?

Проверь себя

1. Объясни, почему дисциплина – необходимое условие существования общества.


Проверь себя


Проверь себя


Проверь себя


Проверь себя


Проверь себя


  • Что такое совесть?
  • Предположи, почему люди иногда поступают не по совести. Объясни.
  • Объясни мысль автора: совесть – это «обида за себя».
  • Автор пишет о том, что люди, «которые никогда не идут на компромисс с собственной совестью, не отступают от высших нравственных принципов». Кого из литературных героев, исторических деятелей, современников можно назвать таким человеком? Почему?

8. Приведи примеры самоконтроля, которые тебе известны.


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература:

  • Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. . - М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. / Котова О.А., Лискова Т.Е. . 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016

Дисциплина - это слово, которое синонимично понятию «порядок». Правила общественного существования строятся на понимании людей дисциплины, соблюдении особых требований, норм и правовых положений.

Что такое дисциплина?

7 класс Обществознания предлагает рассмотреть термин с разных сторон, именно поэтому определений понятия несколько. Дисциплина это:

  • соблюдение определенных и установленных в обществе (группе, коллективе) правил;
  • порядок, который требовалось соблюдать в обществе: правила морали и права;
  • требования, лежащие в основе кодекса профессиональных отношений определенной организации;
  • граница, которая отделяет норму от правонарушения.

В. Даль дает свою трактовку дисциплины. Он считает понятие только воинским: порядок подчиненности одного звания другому, послушание и строгое повиновение.

Дисциплина изменяет поведение людей, вносит порядок и систему контроля над своими действиями и поступками.

Виды дисциплин

Ученые делят дисциплину на 2 большие группы: обязательная и специальная .

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • Обязательная . Такая дисциплина - свод или система правил для государственных учреждений, организаций. Их необходимо соблюдать должностным лицам, представителям власти, простым гражданам.
  • Специальная . Ее правила распространяются только в конкретном коллективе. Школа, армия, производство - накладывают на поведение людей свои специальные требования дисциплины.

Специальных дисциплин много. В школе рассматриваются часть из них.

  • Воинская дисциплина . Это правила, построенные на наибольшей строгости исполнения. Все нормы утверждены в Уставе. Законы, требования нельзя обсуждать, изменять по своему усмотрению, их просто беспрекословно выполняют. Присяга, приказ не изменяемы. Военная и государственная тайна охраняются и становятся одним из требований воинской дисциплины.
  • Трудовая дисциплина . Это правила трудовой деятельности, отношений в производственном коллективе. Здесь устанавливаются нормы рабочего времени, периоды отдыха, начало и завершение рабочего дня. Данный вид закреплен в законах о труде. Но в каждом конкретном трудовом коллективе на основании Закона разрабатываются собственные правила трудового распорядка, коллективные договоры. Правила прописываются в инструкциях разного плана.

Нарушения воинской дисциплины имеют свою систему наказаний, не сходную с трудовыми провинностями, но те и другие приводят к ущербу. Первые в рамках страны и конкретного участка армии. Вторые вызывают хозяйственные проблемы.

Классификация дисциплинированности

Общество требует от людей выполнять правила. Для чего нужна дисциплина? Философы многих веков пытались разобраться в ее сути. Их работы вызвали необходимость разделить дисциплину еще на 2 группы:

  • внешняя;
  • внутренняя.

Внешняя дисциплина. Это контроль со стороны других людей. На примере школьной дисциплины, это требования, которые предъявляет к ученикам администрация, учителя. Такой вид претерпевает изменения. Можно сравнить школьные правила прошлого с современным состоянием дел и убедиться, что они стали проще и демократичнее. Внешняя дисциплина – это страх наказания. Ее постоянно кто-то контролирует.

Внутренняя дисциплина – другой вид. Здесь все происходит внутри человека. Он сам создает правила, сам их исполняет, сам выбирает наказание за их нарушения. Ее называют самоконтролем, самодисциплиной или сознательной.

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 576.

В наше время нет такого человека, который не хотел бы быть успешным. Каждый стремится к саморазвитию, высоким целям. Но часто результат оказывается неудовлетворительным. Наступает разочарование. Главное условие достижения успеха - это самодисциплина. В чем же состоит смысл этого качества и почему оно так важно сегодня?

Успех и рамки

Что такое дисциплина и зачем она нужна в наше время? Сегодня успешным называется тот человек, который все успевает. Он умеет правильно отлично распоряжается собственным временем. Человек оказывается способен на многое, но только если он может придерживаться выбранного пути. Самодисциплина позволяет организовать себя, задать своей деятельности определенный курс. Однако здесь необходимы обязательства перед самим собой. Проблема в том, что многие не любят заданные извне рамки. Но именно они способны отточить характер человека. Впервые человек сталкивается с необходимостью самодисциплины в детском саду, где необходимо соблюдать режим, в школе, где нужно делать уроки. С детства родители обучают его ответственности, а также порядку. У тех, кто с детства приучен к ответственности, не возникает вопроса, и зачем она нужна.

Условие любого достижения

Дисциплина - это движущая сила, которая позволяет человеку приблизиться к желаемому результату. Именно исполненные намерения дают человеку то, что нужно, а всё остальное только является пустыми обещаниями. Часто людям не хватает мужества придерживаться своих целей. Однако дисциплину можно тренировать, как и другие навыки. Ее можно совершенствовать и взращивать.

Как стать дисциплинированным

Каким же образом можно воспитать в себе самодисциплину? Для этого нужно брать на себя обязательства. Когда человек становится сильнее, он может вдохновлять себя и других на новые достижения. Также для развития дисциплинированности рекомендуется записывать свои планы, устанавливать для них сроки, вести для себя отчётность.

Что такое дисциплина и зачем она нужна взрослому человеку? Самодисциплина - это привычка управлять собственным поведением. Она проявляется в умении отказать себе в пустых развлечениях, концентрироваться на выбранной цели, осознанности дела. Много у самодисциплины и врагов. Самый главный из них - это отвлечение и импульсивность. А также самодисциплина падает по мере нарастания усталости. Также помехой для развития этого качества является телевизор, интернет, вредная еда - фастфуд.

Два вида самодисциплины

И зачем она нужна в психологическом отношении? Слово "дисциплина" означает умение соблюдать правила. Что такое дисциплина и зачем она нужна? Одно из самых важнейших качеств человека, который сумел овладеть навыком самодисциплины, - способность выполнять свои дела в срок. Это целое умение, однако здесь можно выделить два самых важных аспекта. Что такое дисциплина, зачем она нужна? Какая бывает дисциплина в принципе? Рассмотрев следующие моменты, можно прояснить для себя эти вопросы. Срыв установленных сроков нередко связан с подсознательным желанием привлечь к себе внимание других. Человек отыгрывает целый ряд различных сценариев, которые раз за разом заставляют его оказываться в неловком положении. Делается это только для того, чтобы его заметили, подчеркнули его значимость.

Вторым важным аспектом является важность сроков. К примеру, человек может писать одну главу книги в день. В таком случае это просто его внутреннее желание. Однако если ему нужно сдать через 10 дней 10 глав книги в редакцию, чтобы получить аванс, то это уже серьезная цель, которая способствует развитию самодисциплины. Подобным образом и наемный сотрудник может стремиться соблюдать принятые в компании правила и тщательно исполнять свои обязанности, чтобы выглядеть профессионалом в глазах руководства. С другой стороны, тот, кто занимается делом всей своей жизни, не будет себя заставлять это делать - самодисциплина для него является естественным состоянием, он и так соблюдает эти правила.

Дисциплина - что это такое? Является ли она просто лишь умением соблюдать правила? Нет, дисциплинированный человек - это тот, кто умеет мыслить, отделять главное от второстепенного. Тот, кто хорошо знает сам себя, свои приоритеты и свободен от тех убеждений, что навязаны ему извне, всегда будет собран, дисциплинирован, ответственен. Именно поэтому самодисциплина бывает двух видов. В одном случае она мучительна для человека и приносит мало результатов. Во втором, когда человек осознает свои цели, ему значительно легче управлять собой и видеть результаты своей деятельности.





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.