Боевые успехи ракетных комплексов.  пзрк. опасное небо афганистана Отечественные пзрк: «иглы»

Упоминание о первом случае применения ПЗРК во Вьетнаме относится к августу 1969 г. Из обзора Е. Понамарчука следует, что, по данным советской стороны, северовьетнамцами было произведено в общей сложности 589 пусков ПЗРК «Стрела-2», из которых цели достигли 204, но без детализации последних в отношении результативности (только попадание или летательный аппарат сбит). Цифра в 204 попадания еще раз была подтверждена в прессе в 2011 г. непосредственно С.П. Непобедимым, Генеральным конструктором (с 1988 г.; с 1965 г. - главным конструктором) КБ машиностроения, разработчиком ПЗРК.

В то же время в указанном обзоре отмечается, что первые подтвержденные самими американцами случаи применения против них ПЗРК относятся к периоду «Пасхального наступления» Армии Северного Вьетнама, начавшегося в конце марта 1972 г. Первый достоверно зафиксированный пуск датируется 29 апреля, когда одна ракета была выпущена по истребителю-бомбардировщику F-4 к северу от города Куангчи (военный регион I), но не достигла цели. Е. Понамарчук подчеркивает, что «после утраты четырех летательных аппаратов в течение 1–2 мая американцы начали принимать меры по противодействию ПЗРК, включая использование тепловых ловушек и конструктивные изменения, направленные на снижение инфракрасной сигнатуры самолетов и вертолетов. „Ракетный бум“ продолжался в течение мая-июня, после этого периода потери значительно снизились и носили эпизодический характер вплоть до подписания Парижского соглашения в январе 1973 года, когда США вышли из войны». Общее количество потерянных американцами в результате применения ПЗРК летательных аппаратов за период май 1972 г. - январь 1973 г. составило 24 единицы, из которых 14 составляли самолеты, причем в основном поршневые и турбовинтовые, и 10 - вертолеты. Таким образом, ПЗРК эффективно применялся против низкоскоростных целей, преимущественно самолетов и вертолетов, выделенных для оказания непосредственной авиационной поддержки войск, и транспортной авиации. Как отмечает Е. Понамарчук, «результаты использования „Стрелы“ неоднозначны. Ими не был достоверно поражен ни один из наиболее современных американских реактивных самолетов (F-4, А-6, А-7), потери вертолетов оказались умеренными, и в целом появление ПЗРК не привело к перелому в борьбе с авиацией в Южном Вьетнаме. Вместе с тем „Стрела“… затруднила применение штурмовой авиации» .

Приведенные выводы о применении ПЗРК в заключительной фазе вьетнамской войны следует соотносить с теми изменениями в технике и тактике действий боевой авиации, которые были связаны с началом массового применения управляемого оружия во время вьетнамской войны, которое стало обладать достаточными характеристиками точности при применении на значительном удалении самолета-носителя от цели и с больших высот. Как пишет Ф. Дэвидсон, «лучшим примером возросшей результативности служит эпизод с мостом в Тань-Хоа. В период с 1965 по 1968 гг. авиация ВМФ (США. - Прим. авторов) потеряла над ним 97 самолетов, но так и не смогла разрушить объект. В 1972-м задачу удалось решить с первого захода одной умной бомбой, весившей 2000 фунтов (907 кг)». В результате появления новых возможностей значительная часть задач теперь могла быть решена авиацией без непосредственной работы над целями, и, соответственно, без захода в зону досягаемости не только ПЗРК, но и более тяжелых зенитных систем.

Опасное небо Афганистана [Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне, 1979–1989] Жирохов Михаил Александрович

ПЗРК

Война в Афганистане стала первым конфликтом, в котором массово применялись ПЗРК, причем как против вертолетов, так и против самолетов. Именно здесь советские специалисты отрабатывали меры и способы борьбы с ПЗРК и усиление живучести вертолетов, а американцы - дорабатывали методику применения ракетных систем.

Отметим, что по опыту войны в Афганистане советские военные специалисты расставляли ПЗРК в порядке убывания по степени опасности так: «Джевелин», «Стрела-2М», «Стингер», «Блоупайп», «Ред Ай».

Попробуем разобраться с результативностью применения каждого комплекса, пользуясь статистикой потерь вертолетов только одного типа - Ми-24.

Как свидетельствует беспристрастная статистика, самыми смертоносными ПЗРК в Афганистане были английские «Блоупайп» и «Джевелин».

В отличие от СССР и США, где основной упор в разработке ПЗРК был сделан на ракеты с тепловой ГСН, в Великобритании основной упор был сделан на ПЗРК, наводимых на цель с помощью радиокомандных систем. Комплекс «Блоупайп» (Blowpipe) начал разрабатываться еще в 1964 г. фирмой Short Brothers и в 1972 г. после прохождения войсковых испытаний был рекомендован к принятию на вооружение.

В отличие от ПЗРК с ИК-наведением, реализующих принцип «выстрелил - забыл», оператор подобного ПЗРК перед пуском ракеты по цели должен навести на нее перекрестие прицела и удерживать его на цели в момент пуска. После пуска ракета автоматически удерживалась на линии цели. После автоматического вывода ракеты на траекторию наведения оператор ПЗРК переходил на режим ручного наведения. При этом, наблюдая цель и ракету в прицел, он должен был совмещать их изображения, продолжая удерживать цель на перекрестии.

Одним из основных преимуществ данного метода наведения считается то, что подобные системы практически не реагируют на используемые самолетами и вертолетами стандартные системы противодействия, которые предназначены прежде всего для того, чтобы увести в сторону ракеты с ИК-ГСН.

Однако при всех плюсах «Блоупайпа» существовало и много минусов. Так, работа радиолинии и трассеров на ракете демаскирует процесс наведения и местоположение огневой позиции, использование ручного управления приводит к сильной зависимости эффективности применения комплекса от степени подготовки и тренированности стрелка, его психофизического состояния. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что после пуска держать на плече восьмикилограммовый блок с транспортнопусковым контейнером, производя прицеливание, многим моджахедам (среди которых редко встречались богатыри) было весьма проблематично. По этим причинам обстрел вертолетов велся, как правило, не с максимальной дальности в 3,5 км, а с дальности 1,5–2 км, что примерно соответствовало дальности захвата ГСН «Стингера». В то же время высокая заметность оператора совместно с низкой - до 500 м/с - максимальной скоростью ракеты позволяли советским вертолетчикам накрыть его «Штурмом» или парой НАР, сорвав наведение, или же просто уйти от ракеты.

В итоге, по советским данным, за период с 1982 по 1989 г. попаданиями «Блоупайп» были сбиты только два Ми-24, притом один из них, уходящий на базу, был добит «Стрелой-2М». Этими же комплексами сбивались и штурмовики Су-25, однако, как и по вертолетам, процент попаданий на количество пусков был слишком мал - ракета годилась только для медленного, маломаневренного и слабо вооруженного Ми-8.

Совсем иным оружием предстала модификация «Блоупайпа» - комплекс «Джевелин». Ракета этого комплекса обладала максимальной скоростью в 600 м/с, для наведения оператору требовалось только совмещать марку прицела с целью, команды вырабатывались автоматически, и ракета не демаскировала себя трассером. В отличие от своей предшественницы «Джевелин» имела уже не ручную, а полуавтоматическую радиокомандную систему, а боевая часть, расположенная впереди, проламывала любую броню. К тому же масса БЧ «Джевелина» составляла 3 кг, но, в отличие от «Стингера», она была более компактна по длине и обладала значительно большим фугасным действием. Хотя БЧ «Блоупайпа» и «Джевелина» были почти идентичны: двухмодульная БЧ последнего была частично перенесена вперед таким образом, что передний 0,8-килограммовый кумулятивно-фугасный заряд создавал отверстие для проникновения основного 2,4-килограммового заряда во внутренние объемы любой цели, в том числе тяжелобронированной. Однако главное, что на эти ракеты не действовали ни ЛТЦ, ни импульсы «Липы», хотя, в конце концов, радиокомандный канал научились глушить.

Интересно, что летчики безошибочно распознавали «по поведению» тип ракеты. Слабой стороной обеих английских ракет была необходимость сопровождения цели до попадания или промаха. Этим широко пользовались экипажи вертолетов в парных вылетах. При этом применялась следующая тактика: атакуемый вертолет маневрировал в пределах 60–70 градусов, заставляя ракету петлять, после чего напарник поражал оператора ПЗРК «Штурмом».

Согласно беспристрастной статистике, «Джевелин» оказался самым эффективным ПЗРК в Афганистане. Из 27 комплексов было захвачено четыре, уничтожено до пуска - два. Из оставшихся двадцати одного четыре ракеты были выпущены по Су-25 - один сбит одиночным попаданием, другой - тяжело поврежден. Из двух пусков по сверхзвуковым самолетам один обернулся для нас потерей Су-17. Кроме того, шесть ракет были выпущены по Ми-8, при этом промахнулась только одна, другая же прошла Ми-8 навылет, не разорвавшись. Четыре Ми-8 были уничтожены одним попаданием, с гибелью экипажа и десанта.

Из девяти ракет, выпущенных по Ми-24, пять попали, промахнулись три, одна лишилась наведения из-за уничтожения оператора. В итоге было сбито четыре вертолета - три с одного попадания, один добит ПЗРК «Стрела-2М», один получил тяжелые повреждения и вернулся на базу. Несмотря на малое количество и эпизодическое применение, ракеты «Джевелин» оставили серьезный след в истории Афганской войны, сбив десять летательных аппаратов.

Следующей по эффективности применения против советской авиатехники стали советские же ПЗРК «Стрела-2М» и «Стрела-2М2». Модификация «Стрела-2М2» (заводское обозначение 9М32М2) в СССР была выпущена небольшой серией в 700 штук. Выпуск был прекращен в связи с появлением ПЗРК «Стрела-3», поэтому «Стрела-2М2» была отправлена в «дружественные страны», в числе которых был и Афганистан. Ракета отличалась охлаждением сенсора до минус 30 градусов двуокисью углерода. Эти ракеты, доведенные в Китае и Иране почти до уровня «Стрелы-3», совмещавшие неохлаждаемый (для «Стрелы-2М2» - охлаждаемый) ИК-сенсор с фотоконтрастным, имели меньшую защищенность от ЛТЦ. Но зато они вовсе не реагировали на импульсы «Липы». К тому же оказалось, что эти ракеты могли захватывать Ми-24 с ЭВУ не с 1,5, а с 2–2,5 км. Кроме того, 1,5-килограммовая БЧ «Стрелы-2М/2М2» обладала кумулятивной воронкой, стальным корпусом запланированного дробления (в отличие от алюминиевого корпуса БЧ «Стингера») и несла 200 десятиграммовых шарообразных вольфрамовых поражающих элементов.

Стоит сказать также, что «Стрела-2М» могла поражать кумулятивной струей Ми-24 в жизненно важные части конструкции, прикрытые броней, а также наносить повреждения бронированным агрегатам при близком разрыве тяжелыми осколками. При попадании и близком разрыве ракеты советского производства были на порядок эффективнее против любых тяжелобронированных летательных аппаратов - вертолетов и штурмовиков.

В целом, по мнению большинства специалистов, «Стрелы-2М» нанесли нашим Ми-24 в Афганистане больший урон, чем «Стингеры». Преимуществом «Стрелы» над «Стингером» было то, что при идеальном попадании «Стингеры» били в двигатель, а «Стрелы» били в редуктор и корму, не защищенную броней, к тому же пробивая бронирование редуктора рассеянной кумулятивной струей.

Полную статистику по пускам «Стрел» привести достаточно трудно, так как после 1986 г. все поражения вертолетов и самолетов традиционно записывались на счет американского «Стингера». На сегодняшний день можно оперировать только статистикой достингеровского периода, когда этими ракетами сбито по крайней мере четыре Ми-8, два Ми-24 и два Ан-12.

И прежде чем перейти к анализу применения «Стингеров» в Афганистане, стоит сказать пару слов о FIM-43A «Ред Ай». Этот комплекс поставлялся моджахедам в начальный период боевых действий и плохо зарекомендовал себя в боевых условиях. Комплекс создавался для прямого попадания в цель. Основной его задачей было поражение цели фугасным фактором, внедрив затем внутрь планера тяжелые осколки, чего в реальных боевых условиях практически не происходило.

Чисто теоретически прямое попадание FIM-43A наносило больше вреда, чем прямое попадание «Стингера», но мощности БЧ было явно недостаточно, чтобы вывести машину из строя, тяжело повредив, а тем более сбить. Боевая часть «Ред Ай» имела определенные преимущества перед «Стингером-А» при атаке Ми-24, что, однако, абсолютно нивелировалось моральной устарелостью «Ред Ай». Отстрел ЛТЦ снижал вероятность попадания на 80 %, малая (500 м/с) начальная скорость ракеты и плохая управляемость на траектории позволяла вертолету легко уходить парой энергичных маневров.

Захват вертолета с ЭВУ мог быть осуществлен с дальности не более 1 км. По вертолетам без ЭВУ пуски производились почти исключительно в борт с 1–1,5 км. Но ограниченность ракурсов и дистанции атаки, подставлявшая зенитчиков под атаку вертолета, как и малая точность, вместе с «пристрастием» к ЛТЦ не были основной бедой. Ненадежность как бесконтактного, так и контактного взрывателя приводила к тому, что ЗУР могла пролететь в считаных сантиметрах от корпуса, не разорвавшись.

Отметим, что с помощью ракет FIM-43A за 1982–1986 гг. моджахеды сбили только два Ми-24 и один Су-25. После массовой установки на вертолеты станций импульсных ИК-помех ЛBB-166 «Липа» противник сам отказался от использования оставшихся FIM-43A, так как вероятность их попадания стремительно приближалась к нулю.

Первыми в Афганистан в 1985 г. попали «Стингеры» первой модификации - FIM-92A. При сходных характеристиках с «Ред Ай» ГПЭ «Стингеров» решетили обшивку, в частности, в проекции топливных баков, вызывая серьезную утечку, а иногда и пожар, иссекали лопасти несущего и хвостового винтов, могли перебить тяги управления хвостового винта, пробить гидравлические шланги, в случае везения не причиняя вреда основным агрегатам Ми-24, защищенным броней. Однако и попаданием одного FIM-92A сбить Ми-24 было практически невозможно. Потому моджахеды практиковали парные пуски, пуски четырех ПЗРК (отчасти - с учетом большей вероятности промаха по вертолету, оснащенному «Липой»), а также - целые противовертолетные засады с шестью - десятью комплексами «Стингер», запасными ТПК и парой комплексов «Стрела-2М», зачастую подкрепленных ЗПУ или даже легкими МЗА.

Появление менее чем через год следующей, более точной и помехозащищенной модификации «Стингер-POST» (FIM-92B) с массой БЧ в 2,3 кг, как и усовершенствованных FIM-92A, с повышенной с 0,93 до 1,5 кг мощностью БЧ увеличило фугасный фактор в 1,6 раза для 2,3-килограммовой БЧ и всего в 1,3 раза для усовершенствованной 1, 5-килограммовой БЧ FIM-92A.

С середины 1986 г. эти усовершенствованные ракеты вместе с 800 оставшимися «Стингерами-А» впервые были использованы моджахедами против Ми-24. Однако первые же попадания подтвердили худшие опасения разработчиков - одиночным попаданием «Стингера» Ми-24 сбить было почти невозможно, если ракета не попадала в боекомплект, хвостовую балку или хвостовой винт вертолета, или же не вызывала пожар топливных баков. То есть относительный промах «Стингера» был куда эффективнее прямого попадания в бронеплиту редуктора, экранированного ЭВУ или же в бронированный двигатель. Хотя 2,3-килограммовая БЧ за счет фугасного фактора и плотности поля осколков зачастую срывала бронеплиту и повреждала двигатель, что было недоступно «Стингерам» с 0,93-и даже 1,5-килограммовая БЧ. Помимо этого, «Стингер-POST» (FIM-92B) просто иссекала ГПЭ лопасть несущего винта, из-за чего ее эффективность падала на 30–50 %. Но жизненно важные, бронированные агрегаты оказались не по зубам даже новой модификации FIM-92B.

Заметим, что в последней модификации FIM-92C «Стингер-RPM» использовалась все та же 2,3-килограммовая БЧ без изменений, но при атаке вертолета ГСН перепрограммировалась на соответствующий алгоритм. Однако даже против Ми-24, не говоря о Ми-28, такая боевая часть, без кумулятивных и бронебойных элементов, стержневой схемы или снаряженной тяжелыми поражающими элементами, была просто бессильна.

Что касается статистики Афганской войны, то 89 попаданиями «Стингеров» в Ми-24 было сбито только 18 вертолетов. Некоторые из них были сбиты двумя-тремя ракетами, а также комбинацией с ЗПУ. Иногда после попадания «Стингера» Ми-24 добивался «Стрелой». На 18 сбитых вертолетов приходилось 31 попадание (из 89). Интересно, что 58 попаданий вызвали некритические повреждения.

Однако после «Джевелин», которая не применялась массово, статистика попаданий у «Стингера» была самая высокая: из 563 пусков по Ми-24 89 ракет достигли цели - около 16 %. Сильной стороной «Стингера» было то, что отстрел ЛТЦ давал всего 27 % «ухода» ракеты против 54 % у «Стрелы».

Против Ми-8 «Стингеры» были очень эффективны - только три Ми-8 выжили после одиночного попадания «Стингеров» и пять - после попадания «Стрелы-2М». Во многом это было связано с тем, что станция ЛBB-166 «Липа» на Ми-8 имела мертвую зону, да к тому же вертолет имел значительно большие, чем Ми-24, линейные размеры во всех ракурсах, относительно низкую скорость и маневренность.

Кроме того, возможности Ми-24 позволяли вертолетчикам выполнять противоракетный маневр, названный «Фаталист» или «Нахалка». В 65 % случаев при исполнении этого маневра удавалось избежать, казалось бы, неизбежного попадания, а на Ми-8 такой маневр был попросту невозможен.

ПЗРК «Стингер» также был очень эффективен против реактивных самолетов. Подавляющее большинство Су-22, Су-17 и МиГ-21 были сбиты ракетами этого типа. По сравнению с Ми-24 процентное отношение пусков к сбитым машинам было значительно выше: 7,2 % против реактивных боевых самолетов в сумме; 4,7 % против Су-25 и 3,2 % против Ми-24. Зато 18 % - в случае применения против Ми-8.

Впервые в Афганистане (боевой дебют ПЗРК состоялся в 1982 г. на Фолклендах) «Стингеры» были применены 25 сентября 1986 г. в районе Джелалабада отрядом некоего «инженера Гаффара» из Исламской партии Гульбеддина Хекматияра. В тот день группа из 35 человек устроила засаду в районе местного аэродрома, обстреляв возвращавшуюся с рутинного задания по разведке и уничтожению караванов восьмерку боевых и транспортных вертолетов 335-го вертолетного полка.

Двумя ракетами мятежники повредили Ми-24В лейтенанта Е.А. Погорелого. Летчик приказал остальным членам экипажа покинуть вертолет, а сам попытался его вынужденно посадить. Попытка удалась отчасти: машину посадить удалось, на при этом Погорелый получил тяжелые травмы и скончался в госпитале. Кроме того, в воздухе взорвался Ми-8. Уцелел лишь правый летчик, которого взрывом выбросило из кабины. Его парашют раскрылся автоматически.

Вот как вспоминает эти события полковник К.А. Шипачев, тогда - командир звена 335-го полка, находившийся на земле: «Неожиданно мы услышали довольно сильный взрыв, затем еще и еще. Пытаясь понять, в чем дело, выскочили на улицу и увидели следующую картину: прямо над нами спиралью снижались шесть вертолетов, а на земле, на удалении 100–300 м от полосы, горел сбитый Ми-8. В воздухе же зависли на парашютах выпрыгнувшие летчики.

Как потом выяснилось на разборе, по группе, заходившей на посадку, душманы из засады произвели восемь пусков ПЗРК «Стингер» с расстояния 3800 м от взлетно-посадочной полосы. После первого же пуска руководитель полетов дал команду экипажам на включение средств защиты и открытие огня по нападавшим, однако стрелять было нечем: весь боекомплект уже полностью израсходовали, и боевые вертолеты даже не смогли нанести ответный удар. Все, кто своевременно включил отстрел тепловых ловушек, защитились от ракет, а два вертолета оказались сбитыми.

…Сразу поняв, что адекватный ответ противнику летчики дать не смогли, командный пункт немедленно передал координаты цели на позиции реактивной артиллерии, и по бандитам был нанесен ответный удар. Через день мы проводили тела погибших товарищей на Родину и уже 28 сентября опять приступили к выполнению очередных задач».

Редкий случай для Афганской войны, когда существует описание этого примечательного события с другой стороны. Рассказывает пакистанский бригадный генерал Мохаммад Юсуф, отвечавший до августа 1987 г. за подготовку расчетов «Стингеров» у мятежников: «Долгое ожидание подходящей цели было вознаграждено в три часа пополудни. Все вглядывались в небо, чтобы увидеть великолепное зрелище - не меньше восьми вертолетов, относящихся к самым ненавистным врагам - вертолетам огневой поддержки Ми-24, приближались к взлетно-посадочной полосе для приземления. У группы Гаффара было три «Стингера», операторы которых поднимали сейчас уже заряженные пусковые установки на плечи и вставали в позицию для стрельбы. Огневые расчеты находились на расстоянии окрика друг от друга, расположенные треугольником в кустах, так как никто не знал, с какого направления может появиться цель. Мы организовали каждый расчет таким образом, чтобы три человека стреляли, а двое других держали ракетные тубусы для быстрой перезарядки…

Когда ведущий вертолет был всего в 200 м над землей, Гаффар скомандовал: «Огонь!», и крики моджахедов «Аллах акбар!» поднялись ввысь вместе с ракетами. Одна из трех ракет не сработала и упала, не разорвавшись, всего в нескольких метрах от стрелка. Две другие врезались в свои цели. Оба вертолета камнем упали на взлетно-посадочную полосу, вдребезги разлетаясь от удара. Произошла дикая потасовка между огневыми расчетами во время перезарядки ракет, так как каждый из команды хотел выстрелить снова. Еще две ракеты ушли в воздух, одна поразила цель так же успешно, как и две предыдущие, а вторая прошла совсем рядом, так как вертолет уже сел. Я полагаю, что один или два других вертолета тоже были повреждены из-за того, что их пилотам пришлось резко сажать машины… Пять ракет, три пораженные цели - моджахеды торжествовали…

После прекращения огня люди Гаффара быстро собрали пустые тубусы и разрушили неразорвавшуюся ракету, разбив ее камнями… Их возвращение на базу прошло без происшествий, хотя спустя приблизительно час после их отхода они слышали гул реактивного самолета вдалеке и звук разрывающихся бомб.

В тот день незамедлительной реакции на сбитые вертолеты в Джелалабаде не последовало, русские были просто ошеломлены. Затем аэродром был закрыт на месяц…»

Как видим, свидетельства сторон в чем-то схожи, а в чем-то расходятся между собой.

Заканчивая рассказ, стоит отметить, что за комплексами ПЗРК советскими частями велась настоящая охота. Чего стоит, например, история с захватом первого комплекса «Стингер», на который претендует два десятка человек в разное время и при разных обстоятельствах (думаю, с годами их количество будет только расти).

Наиболее правдиво, на мой взгляд, история с первым захваченным «Стингером» описана в статье полковника запаса Александра Мусиенко: «Первый переносной зенитный ракетный комплекс «Стингер» был захвачен советскими войсками в Афганистане 5 января 1987 г. В ходе ведения воздушной разведки местности разведгруппы старшего лейтенанта Владимира Ковтуна и лейтенанта Василия Чебоксарова 186-го отдельного отряда специального назначения под общим командованием заместителя командира отряда майора Евгения Сергеева в окрестностях кишлака Сейид Калай заметили в Мельтакайском ущелье трех мотоциклистов». Владимир Ковтун описал дальнейшие действия так: «Увидев наши вертушки, они быстро спешились и открыли огонь из стрелкового оружия, а также сделали два беглых пуска из ПЗРК, но мы вначале эти пуски приняли за выстрелы из РПГ. Летчики сразу сделали резкий вираж и подсели. Уже когда покидали борт, командир успел нам крикнуть: «Они из гранатометов стреляют!» Двадцатьчетверки прикрывали нас с воздуха, а мы, высадившись, завязали бой на земле». Вертолеты и спецназовцы открыли по мятежникам огонь на поражение, уничтожив их огнем НУРС и стрелкового оружия. На землю сел только ведущий борт, а ведущий Ми-8 с группой Чебоксарова страховал с воздуха. В ходе досмотра уничтоженного противника старший лейтенант В. Ковтун захватил у уничтоженного им мятежника пусковой контейнер, аппаратурный блок ПЗРК «Стингер» и полный комплект технической документации. Один боеготовый комплекс, притороченный к мотоциклу, захватил капитан Е. Сергеев, и еще один пустой контейнер и ракету захватили разведчики группы, высадившиеся с ведомого вертолета».

До осени 1979 г. свое участие в войне советская сторона старалась не афи shy;шировать. Так, пограничники использовали Ми-8 в окраске «Аэрофлота» с фальшивыми номерами

На первом этапе войны Ми-8Т составляли большинство

Вертолеты Ми-6 сыграли в снабжении удаленных гарнизонов очень важную роль. Но в условиях горной войны их экипажи понесли большие потери

Из-за высокогорных условий Ми-8 максимально облегчали. Обратите вни shy;мание на отсутствие ферм для подвески вооружения

Кабульские Ми-8 обслуживали большую часть постов вокруг столицы

Ми-8МТ на высокогорном посту

Ми-8 50-го осап на стоянке в Кабуле, зима 1988 г.

Из-за громадных размеров тяжелые Ми-26 использовали исключительно на приграничной территории для снабжения пограничников

Немалую роль в действиях пограничников играла авиация. На фото Ми-24

Вылет на сопровождение был стандартным для экипажей Ми-24

Ан-26 из состава 50-го осап

Разгрузка Ил-76 на аэродроме Кандагар

МиГ-21 на начальном этапе были основой авиационной группировки

МиГ-23 использовались в основном как истребители-бомбардировщики и только в приграничных с Пакистаном районах - как истребители

Су-25 взлетает со столичного аэродрома

Су-25 стали настоящим открытием Афганской войны

Истребители-бомбардировщики Су-17 действовали преимущественно с при shy;граничных аэродромов

26 сентября 1986 года советская авиация в Афганистане впервые попала под удар нового оружия – американского переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК) «Стингер». Если раньше советские штурмовики и боевые вертолеты чувствовали себя полными хозяевами в афганском небе, то теперь они были вынуждены действовать на предельно малых высотах, прячась за скалами и складками местности. Первое применение «Стингера» стоило советским войскам трех вертолетов Ми-24 , всего до конца 1986 года было уничтожено 23 боевые машины.

Появление ПЗРК «Стингер» на вооружении моджахедов не только серьезно усложнило жизнь советских и афганских ВВС, но и вынудило командование ограниченного контингента менять тактику борьбы с партизанами. Ранее для борьбы с партизанскими группами использовались отряды спецназа, которые забрасывались вертолетами в нужный район. Новые ПЗРК сделали подобные рейды очень рискованными.

Есть мнение, что появление ПЗРК «Стингер» серьезно повлияло на ход Афганской войны и значительно ухудшило положение советских войск. Хотя, этот вопрос до сих является весьма дискуссионным.

Во многом именно благодаря Афганской войне ПЗРК Fim-92 Stinger стал самым известным переносным зенитным комплексом в мире. В СССР, а затем и в России это оружие превратилось в настоящий символ той войны, оно попало в литературу, о Fim-92 Stinger даже сняты несколько фильмов.

ПЗРК Fim-92 Stinger был разработан американской компанией General Dynamics в конце 70-х годов, комплекс был принят на вооружение армии США в 1981 году. «Стингер» является самым известным и популярным оружием своего класса: с момента начала производства было изготовлено более 70 тыс. комплексов, в настоящее время он стоит на вооружении тридцати армий мира. Его основными эксплуатантами являются вооруженные силы США, Великобритании и Германии. Стоимость одного ПЗРК (на 1986 год) составляла 80 тыс. американских долларов.

«Стингер» прошел огромное количество «горячих точек». Кроме Афганистана, это оружие применялось во время боевых действий в Югославии, в Чечне, Анголе, есть информация о наличии Fim-92 Stinger у сирийских повстанцев.

История создания

Переносные зенитно-ракетные комплексы появились в начале 60-х годов и впервые были массово применены на Ближнем Востоке в ходе очередного арабо-израильского конфликта (1969 год). Использование ПЗРК против низколетящих самолетов и вертолетов оказалось настолько эффективным, что в дальнейшем ПЗРК стали излюбленным оружием различных партизанских и террористических группировок. Хотя, следует отметить, что зенитные комплексы того времени были далеки от совершенства, их характеристики были недостаточны для уверенного поражения летательных аппаратов.

В середине 60-х годов в США была начата программа ASDP, целью которой являлась проработка теоретических оснований для создания нового переносного зенитного комплекса с ракетой, оснащенной всеракурсной ГСН. Именно эта программа дала старт созданию перспективного ПЗРК, который получил обозначение Stinger («Жало»). Работы над «Стингером» начались в 1972 году, их проводила компания General Dynamics.

В 1977 году новый комплекс был готов, компания приступила к изготовлению опытной партии, испытания были завершены в 1980 году, а на следующий год он был принят на вооружение.

Первым вооруженным конфликтом, в котором были использованы «Стингеры» стала Фолклендская война 1982 года. С помощью этого переносного комплекса был сбит аргентинский штурмовик Pucara и вертолет SA.330 Puma. Однако настоящим «звездным часом» Fim-92 Stinger стала война в Афганистане, которая началась в 1979 году.

Следует отметить, что американцы долго не решались поставить новейшее (и очень дорогое) оружие малоуправляемым отрядам исламских фанатиков. Однако в начале 1986 года решение все же было принято, и в Афганистан было отправлено 240 пусковых установок и тысяча зенитных управляемых ракет. На вооружении моджахедов уже находились несколько видов ПЗРК: советские «Стрела-2М», поставленные из Египта, американские Redeye и британские Blowpipe. Однако эти комплексы были довольно устаревшими и не слишком эффективными против советской авиации. В 1984 году с помощью переносных зенитных комплексов (было произведено 62 запуска) моджахедам удалось сбить всего лишь пять советских летательных аппарата.

ПЗРК Fim-92 Stinger могли поражать самолеты и вертолеты на дальности до 4,8 км и высоте от 200 до 3800 метров. Устраивая огневые позиции высоко в горах, моджахеды могли поражать воздушные цели, находящиеся на гораздо более значительных высотах: есть информация о советском Ан-12 , который был подбит на высоте девять километров.

Сразу после появления «Стингеров» в Афганистане у советского командования возникло сильное желание познакомиться с этим оружием поближе. Были сформированы специальные отряды, которым была поставлена задача добыть трофейные образцы этих ПЗРК. В 1987 году одной из групп советского спецназа улыбнулась удача: в ходе тщательно подготовленной операции удалось разгромить караван с оружием и захватить три единицы Fim-92 Stinger.

Вскоре после начала применения «Стингеров» были предприняты контрмеры, которые оказались довольно эффективными. Была изменена тактика применения авиации, самолеты и вертолеты были оснащены системами установки помех и отстрела ложных тепловых ловушек. Чтобы поставить точку в споре о роли ПЗРК «Стингер» в афганской кампании, можно сказать, что за время боевых действий советские войска потеряли больше самолетов и вертолетов от огня обычных зенитных пулеметов.

После окончания Афганской войны перед американцами встала серьезная проблема: как получить свои «Стингеры» обратно. В 1990 году США пришлось выкупать у бывших союзников-моджахедов ПЗРК, за один комплекс они платили по 183 тыс. долларов. Всего на эти цели было потрачено 55 млн долларов. Афганцы передали часть ПЗРК Fim-92 Stinger Ирану (есть информация о 80 пусковых установках), что также вряд ли обрадовало американцев.

Есть информация, что «Стингеры» использовали против войск коалиции в 2001 году. И даже про американский вертолет, подбитый с помощью этого комплекса. Однако это выглядит маловероятным: за более чем десять лет у ПЗРК должны были сесть батареи и прийти в негодность управляемая ракета.

В 1987 году Fim-92 Stinger использовали во время военного конфликта в Чаде. С помощью этих комплексов были сбиты несколько самолетов ливийских ВВС.

В 1991 году боевиками УНИТА в Анголе с помощью «Стингера» был сбит гражданский самолет L-100-30. Пассажиры и члены экипажа погибли.

Есть информация, что Fim-92 Stinger использовался чеченскими сепаратистами во время первой и второй кампаний на Северном Кавказе, но эти данные вызывают скепсис у многих экспертов.

В 1993 году с помощью данного ПЗРК был сбит Су-24 ВВС Узбекистана, оба пилота катапультировались.

Описание конструкции

ПЗРК Fim-92 Stinger – это легкий переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для уничтожения низколетящих воздушных целей: самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет. Поражение воздушных целей может производиться как на встречных, так и на догонных курсах. Официально расчет ПЗРК состоит из двух человек, но огонь может вести и один оператор.

Изначально были созданы три модификации «Стингера»: базовая, Stinger-POST и Stinger-RMP. Пусковые установки этих модификаций абсолютно идентичны, различаются только головки самонаведения ракет. Базовая модификация оснащена ракетой с инфракрасной ГСН, которая наводится по тепловому излучению работающего двигателя.

ГСН модификации Stinger-POST работает в двух диапазонах: инфракрасном и ультрафиолетовом, это позволяет ракете избегать помех и более уверенно поражать воздушные цели. Модификация Fim-92 Stinger-RMP является самой современной и имеет самые продвинутые характеристики, ее разработка была завершена в 1987 году.

ПЗРК всех модификаций состоит из следующих элементов:

  • зенитной управляемой ракеты (ЗУР) в транспортно-пусковом контейнере (ТПК);
  • пускового механизма;
  • прицельного приспособления для поиска и сопровождения цели;
  • блока электропитания и охлаждения;
  • системы обнаружения «свой-чужой», ее антенна имеет характерный решетчатый внешний вид.

ЗУР ПЗРК «Стингер» выполнена по аэродинамической схеме «утка», с четырьмя аэродинамическими поверхностями в передней части, две из которых являются управляемыми. В полете ЗУР стабилизируется вращением, для придания ей вращательного движения сопла стартового ускорителя расположены под углом относительно центральной оси ракеты. Под углом расположены и задние стабилизаторы, которые раскрываются сразу после выхода ракеты из пускового контейнера.

ЗУР оснащена твердотопливным двухрежимным маршевым двигателем, который разгоняет ракету до скорости 2,2 Маха и поддерживает ее высокую скорость на всем протяжении полета.

Ракета оснащена осколочно-фугасной боевой частью, ударным взрывателем и предохрательно-исполнительным механизмом, который обеспечивает самоликвидацию ЗУР в случае ее промаха.

ЗУР находится в стеклопластиковом одноразовом контейнере, который заполнен инертным газом. Передняя крышка прозрачная, что обеспечивает наведение ракеты по ИК и УФ излучению прямо в пусковом контейнере. Срок хранения ракеты в контейнере без технического обслуживания составляет десять лет.

К ТПК с помощью специальных замков присоединяется пусковой механизм, в него при подготовке к стрельбе устанавливается электрическая батарея. Также перед использованием к пусковому контейнеру подключается емкость с жидким азотом, который необходим для охлаждения детекторов ГСН. После нажатия спускового крючка происходит запуск гироскопов ракет и охлаждения ее ГСН, затем активизируется батарея ракеты и начинает работать стартовый двигатель.

Захват воздушной цели сопровождается звуковым сигналом, который дает знать оператору о том, что можно производить выстрел.

Последние версии ПЗРК комплектуются тепловизионным прицелом AN/PAS-18, который обеспечивает возможность использования комплекса в любое время суток. Кроме того, он работает в том же ИК-диапазоне, что и детектор ГСН ракеты, поэтому он идеально подходит для обнаружения воздушных целей за пределами максимальной дальности полета ЗУР (до 30 км).

Способы борьбы с ПЗРК «Стингер»

Появления в Афганистане ПЗРК Fim-92 Stinger стало серьезной проблемой для советской авиации. Ее пытались решить разными способами. Была изменена тактика использования авиации, это касалось как ударных машин, так и транспортных вертолетов и самолетов.

Полеты транспортных самолетов стали проводится на больших высотах, где их не могла достать ракета «Стингера». Посадка и взлет с аэродрома происходили по спирали с резким набором или потерей высоты. Вертолеты, наоборот, стали прижиматься к земле, используя сверхмалые высоты.

Вскоре появились системы, которые воздействовали на ИК-детекторы ГСН ракеты. Обычно это источники инфракрасного излучения. Традиционным способом обмануть ракету является отстрел тепловых ложных целей (ТЛЦ) самолетом или вертолетом. Однако у тепловых ловушек есть много недостатков (например, они достаточно пожароопасны), да и обмануть современные ПЗРК с помощью ТЛЦ достаточно сложно.

Сразу после отстрела ТЛЦ воздушное судно обязано выполнить противоракетный маневр, в противном случае оно все равно будет поражено ракетой.

Еще одним способом защиты летательных аппаратов от поражения ПЗРК может быть повышение их бронирования. Таким путем пошли создатели российского ударного вертолета Ка-50 «Черная акула» .

Характеристики

Ниже указаны основные ТТХ ПЗРК Fim-92 Stinger.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Переносные зенитно-ракетные комплексы относятся к числу "оружия бедных". Получив широкое распространение в мире, они позволяют армиям "третьих стран", национально-освободительным и террористическим движениям относительно дешево и эффективно бороться с авиацией. Советский комплекс "Стрела-2" стал первым, примененным в реальных боевых действиях - это произошло в 1969 году во время "войны на истощение" между Египтом и Израилем. Затем он попал в Юго-Восточную Азию, и там с ним впервые "познакомились" вооруженные силы США. Американцы называли его SA-7, северовьетнамцы - A-72. Советская/российская статистика применения ПЗРК в Юго-Восточной Азии чрезвычайно скупа. Обычно указывается, что произведено 589 пусков и достигнуто 204 то ли попадания, то ли сбития. Вместе с тем имеются заявления главного конструктора комплекса Сергея Непобедимого о более значительных успехах "Стрелы". Вот цитата из книги "ЛОМО. Сквозь призму времени" (Санкт-Петербург, 2002; фрагмент доступен на веб-сайте http://pvo.guns.ru), касающаяся первых боевых эпизодов в Египте и Вьетнаме: " И вот в августе 1969 г. - первый бой. Десять ракет - шесть самолетов! Об этом сразу доложили в Кремль Брежневу, Гречко. Вызвали меня. Помимо общего одобрения, были высказаны пожелания увеличить зоны поражения и повысить скорость, чтобы сбивать еще более скоростные цели. И мы за восемь месяцев сделали "Стрелу-2М". Ею в Египте уничтожили 40 самолетов разных типов. Цель была достигнута: израильскую авиацию удалось оторвать от земли и сделать уязвимой для других средств ПВО. Потом - Вьетнам. Научили вьетнамцев - и те сбили 205 американских самолетов... " В сентябре 2011 года Непобедимый в интервью "Российской газете" сказал следующее: "Нашими ПЗРК "Стрела-2" за время войны во Вьетнаме было сбито 205 американских самолетов и вертолетов". Остается непонятным, что означают 205 сбитых по версии генерального конструктора - только самолеты или же самолеты и вертолеты. С американской и южновьетнамской стороны полной открытой статистики потерь от ПЗРК не обнаружено. Несмотря на это, имеющиеся источники (в первую очередь классическая книга Криса Хобсона и веб-сайт "Army Air Crews") позволяют составить достаточно полный список сбитых летательных аппаратов США. Для начала следует определиться, когда и как происходило противоборство авиации и "Стрел". В некоторых русскоязычных публикациях утверждается, что американцы впервые отметили использование ПЗРК во время лаосской кампании февраля-марта 1971 года (операция Lam Son 719). Но именно у американцев такая информация не встречается. Наоборот, везде подчеркивается, что первая встреча с новым оружием произошла в ходе "Пасхального наступления" весной 1972-го. Принято считать, что первый достоверно зафиксированный пуск отмечен 29 апреля, когда одна ракета была безуспешно выпущена по "Фантому" к северу от города Куангчи (военный регион I). После утраты четырех летательных аппаратов в течение 1-2 мая американцы начали принимать меры по противодействию ПЗРК, включая использование тепловых ловушек и конструктивные изменения, направленные на снижение инфракрасной сигнатуры самолетов и вертолетов. "Ракетный бум" продолжался в течение мая-июня, после этого периода потери значительно снизились и носили эпизодический характер вплоть до подписания Парижского соглашения в январе 1973 года, когда США вышли из войны. Практическая результативность "Стрел" оказалась не слишком высокой, но их появление оказало определенный психологический эффект на американских пилотов, так как опыт первых недель показывал, что пережить попадание ракеты в вертолет невозможно. В случае обнаружения пуска ПЗРК вертолетчикам было предписано трижды передать по радио предупреждение "Ракета!". Без сомнения, какую-то помощь американцам оказало изучение комплексов, захваченных армией Южного Вьетнама. В частности, 22 мая подразделения южновьетнамской дивизии морской пехоты захватили два ПЗРК в военном регионе I; еще одна "Стрела" была взята морпехами в провинции Тхыатхиен в ходе локальной операции 8-9 июня, и четыре - во время наступления в провинции Куангчи 18 июня. Далее перечислены летательные аппараты США, уничтожение которых относят на счет ПЗРК. 1 мая - самолет передового наведения O-2 сбит в районе Куангчи, пилот выпрыгнул с парашютом. 1 мая - штурмовик A-1 поражен ракетой в районе Куангчи, участвуя в поисково-спасательной операции. Пилот дотянул на подбитой машине до Тонкинского залива и катапультировался. 2 мая - два штурмовика A-1 сбиты в провинции Куангчи, участвуя в поисково-спасательной операции. Оба пилота катапультировались. 2 мая - транспортный вертолет UH-1 сбит, участвуя в поисково-спасательной операции в провинции Куангчи. Погибли 5 человек. 11 мая - ударный вертолет AH-1 сбит в районе Анлока, экипаж погиб. 11 мая - возле Анлока сбиты два самолета передового наведения O-2. Допускается возможность того, что они стали жертвами ПЗРК, хотя точно это не установлено. 14 мая - самолет передового наведения O-1 сбит в районе Анлока, пилот выпрыгнул с парашютом. 22 мая - истребитель-бомбардировщик F-4 сбит зенитным огнем или ракетой ПЗРК после атаки наземной цели в провинции Куангчи. Экипаж катапультировался. 24 мая - транспортный вертолет UH-1 сбит в районе Хюэ. Погибли 4 человека. 24 мая - ударный вертолет AH-1 сбит в районе Анлока, экипаж погиб. 25 мая - самолет передового наведения OV-10 сбит в районе Хюэ, экипаж катапультировался. 26 мая - штурмовик TA-4 поражен ракетой в районе Хюэ и упал в Тонкинский залив на подлете к аэродрому Дананг, экипаж катапультировался. 11 июня - вертолет наблюдения OH-6 сбит неизвестной ракетой в провинции Тхыатхиен. Достоверно не установлено, чем именно он был поражен. Экипаж погиб. 18 июня - самолет огневой поддержки AC-130 сбит в районе долины Ашау, из 15 членов экипажа выжили трое. 20 июня - ударный вертолет AH-1 сбит в районе Анлока, экипаж погиб. 21 июня - ударный вертолет AH-1 сбит в районе Анлока, экипаж выжил. 29 июня - самолет передового наведения OV-10 поражен ракетой в районе Куангчи и совершил вынужденную посадку на воду в Тонкинском заливе. Пилот погиб (посмертно награжден Медалью Почета), наблюдатель выжил. 2 июля - самолет передового наведения O-1 сбит над территорией Камбоджи вблизи границы с Вьетнамом. Пилот, очевидно, выжил. 5 июля - штурмовик A-37 сбит в районе Хюэ, пилот катапультировался. 11 июля - транспортный вертолет CH-53 поражен ракетой во время высадки десанта в районе Куангчи, совершил аварийную посадку и сгорел. На борту находились 6 американцев и 50 южновьетнамских солдат, выжили 3 американца и 7 вьетнамцев. 31 октября - транспортный вертолет CH-47 сбит в провинции Диньтыонг. Погибли 15 человек (согласно поименному списку; в источниках встречаются цифры до 22 погибших). 23 ноября - самолет передового наведения O-2 сбит в районе Анлока, пилот спасся. 3 декабря - ударный вертолет AH-1, экипаж выжил. 19 декабря - самолет передового наведения OV-10 поражен ракетой в районе Куангчи, пилот попытался дотянуть до Тонкинского залива. Экипаж катапультировался, один летчик выжил, другой погиб. 8 января - транспортный вертолет UH-1 сбит двумя ракетами в районе Куангчи. Погибли 6 человек. 27 января - самолет передового наведения OV-10 сбит в районе Донгха, участвуя в поисково-спасательной операции. Экипаж катапультировался и расстрелян северовьетнамскими солдатами в воздухе или уже на земле. Список в определенной степени условен (не всегда было возможным установить точную причину потери летательного аппарата, за пуски ПЗРК могли приниматься выстрелы из РПГ, и так далее), однако общую картину он отражает. В него включены все зафиксированные потери самолетов, а также все потери вертолетов, сопровождавшиеся гибелью членов экипажа и пассажиров. Единственная категория, по которой нет полной информации - потери вертолетов без жертв, но таких случаев, судя по всему, было крайне мало. Обобщенная статистика по установленным американским потерям от ПЗРК за май 1972 - январь 1973: - всего сбито 24 летательных аппарата (14 самолетов и 10 вертолетов), еще 4 предположительно; - по видам вооруженных сил: ВВС - 13, Армия - 9, Корпус морской пехоты - 2; - самолеты - четыре OV-10, три A-1, по два O-1 и O-2, по одному A-37, AC-130, TA-4, а также два O-2 и один F-4 предположительно; - вертолеты - пять AH-1, три UH-1, по одному CH-47 и CH-53, а также один OH-6 предположительно; - на борту сбитых летательных аппаратов находились 79 американцев и около 50 южновьетнамцев; - из числа американцев 24 выжили и спасены, 53 погибли при сбитии, 2 убиты противником после катапультирования; из числа южновьетнамцев 7 выжили и спасены, около 43 погибли. Наибольшую часть жертв "Стрелы" составляли поршневые и турбовинтовые самолеты, лишь две сбитые машины были реактивными (штурмовики A-37 "Дрэгонфлай" и TA-4F "Скайхок"). Другие основные боевые самолеты США того времени (F-4, F-8, A-6, A-7) не поражались, за исключением одного возможного случая сбития F-4. Практически всегда потеря летательного аппарата происходила после одного попадания; только сбитый 8 января вертолет UH-1 был поражен дважды. Известен единственный случай, когда летательный аппарат сумел вернуться на базу с повреждениями от попадания "Стрелы" - самолет огневой поддержки AC-130, подбитый 12 мая. Интересно, что десять из тринадцати экипажей самолетов благополучно пережили сбитие. У вертолетчиков дела обстояли намного хуже - выжили всего два из десяти экипажей, оба они пилотировали ударные вертолеты AH-1 "Кобра". Подробно описан первый из этих случаев, произошедший возле Анлока 21 июня. Вертолет был поражен, выходя из боевого захода и находясь на высоте свыше 1 км. Пилот (капитан Майк Браун) своевременно получил предупреждение о пуске ракеты, знал, чем поражена его машина, и на послеполетном разборе назвал это ключевым фактором, способствовавшим их выживанию. Сохраняя минимальный контроль над падающей машиной, он предпринял все действия, которые продумал заранее именно для такой ситуации. "Кобра" упала на деревья, смягчившие удар. Пожара не было, летчики не имели серьезных травм и успешно покинули разбитый вертолет. География потерь показывает, что в 1972 году переносные зенитно-ракетные комплексы состояли на вооружение, по-видимому, в немногих подразделениях ВНА. Наиболее успешно они применялись в военном регионе I (главным образом возле Куангчи и Хюэ), где "Стрелы" появились раньше всего. Другим опасным местом стал Анлок в военном регионе III, первые пуски там замечены 8-9 мая. На крайнем юге страны, в военном регионе IV, произошла всего одна потеря (CH-47 "Чинук") при 43 зарегистрированных пусках. Наконец, в военном регионе II первый пуск замечен 10 июня, потерь не имелось. У некоторых русскоязычных авторов встречаются сведения о применении "Стрел", вызывающие определенные сомнения. Так, в статье Михаила Жирохова и Александра Котлобовского "Шайтан-арба" под огнем. Потери и повреждения Ми-24 в Афганистане" (Авиация и время, 2006, N 5) написано следующее: "В качестве отступления от темы и нтересна статистика применения "Стрел" против " Кобр " в Индокитае. 25-ю пусками ракет были уничтожены 18 " Кобр" (все - в 1972 г.). Черным днем для американцев оказалось 12 мая. когда в ходе боев в районе г. Анлок за полчаса расчетами ПЗРК были сбиты пять АН-1 . " Как уже говорилось, достоверно установлены всего пять потерь "Кобр" от ПЗРК. С большой долей уверенности можно говорить о том, что за всю войну не было ни одного дня, когда бы потери AH-1 составили пять машин (по любым причинам). Возле Анлока 11 мая были сбиты пять летательных аппаратов, включая одну "Кобру", из них ракетами уничтожены максимум четыре, включая три американских и один южновьетнамский, а 12 мая единственной известной потерей в этом районе стал AC-130, подбитый ракетой и благополучно вернувшийся на базу. Котлобовский в своей более ранней работе "ЗРК в локальных войнах" (1998) приводил другие данные о применении ПЗРК против вертолетов: 46 пусков и 13 сбитых машин (четыре "Кобры" и девять "Ирокезов"). Там же он со ссылкой на американские данные сообщал, что переносными комплексами сбито не менее трех ганшипов AC-130. Обстоятельства потерь всех шести "Спектров" в Юго-Восточной Азии хорошо описаны (в частности, у того же Хобсона), и зенитные ракеты в качестве причины потери фигурируют только для двух самолетов, причем один был сбит "Стрелой", а другой - С-75. Помимо военной авиации США в Юго-Восточной Азии летала гражданская авиакомпания Air America, принадлежавшая ЦРУ. Известны следующие ее потери, имеющие отношение к вьетнамским ракетам: 9 февраля 1973 - транспортный самолет C-123 сбит ракетой (тип неизвестен) в Лаосе. 3 человека погибли (включая двух американцев) и 1 выжил. 7 апреля 1973 - транспортный вертолет UH-1, перевозивший сотрудников Международной комиссии по контролю и наблюдению (их задачей было следить за соблюдением перемирия), сбит в провинции Куангчи. Погибли 9 человек, включая четырех сотрудников комиссии и двух представителей НФОЮВ/ВНА (по крайней мере один из них был офицером Вьетнамской народной армии). 13 мая 1974 - транспортный самолет C-123 авиакомпании Air China, выполнявший рейс по контракту с Air America, поражен огнем противника (вероятно, ракетой ПЗРК) и совершил вынужденную посадку в районе Тэйниня. Из 4 членов экипажа один получил травмы, самолет брошен. 27 июля 1974 - транспортный самолет C-123 авиакомпании Air China, выполнявший рейс по контракту с Air America, сбит в районе Мокхоа. Погибли 5 человек (4 китайца и филиппинец). 3 января 1975 - транспортный самолет C-123 сбит в районе Нячанга, погибли 9 человек (китайский экипаж и неизвестные пассажиры). Южновьетнамская авиация страдала от "Стрел" намного дольше американской - до самого конца войны весной 1975 года. Угроза ПЗРК заставляла штурмовики работать с больших высот, тем самым снижая их боевую эффективность. Статистика о потерях в 1972 году отсутствует. Известно, что за май-июнь ракетами были сбиты 6 летательных аппаратов, причем эти данные касаются, вероятно, только военного региона I. Японская газета "Джапан Таймс" сообщала, что к середине лета в дельте Меконга (военный регион IV) жертвами ПЗРК стали по крайней мере 8 летательных аппаратов, включая транспортник C-119. 28 января 1973 года формально вступило в силу перемирие во Вьетнаме. За первые пять мирных месяцев, до конца июня, были отмечены 22 пуска ПЗРК, вычеркнувшие из состава южновьетнамских ВВС 7 летательных аппаратов. Имеется их список с указанием даты и места сбития (см. Уильям Ле Гро, "Vietnam: Cease Fire To Capitulation"): 4 февраля - штурмовик A-37, Куангчи 28 марта - штурмовик A-1, Биньлонг 29 марта - штурмовик A-1, Биньлонг 29 марта - истребитель-бомбардировщик F-5, Биньлонг 7 апреля - транспортный вертолет UH-1, Куангчи (его включают в число южновьетнамских потерь этого периода, хотя это вертолет Air America, его сбитие описано выше) 20 апреля - штурмовик A-1, Кьенфонг 20 апреля - транспортный вертолет UH-1, Кьенхоа 3 июня - транспортный вертолет CH-47, Тэйнинь Как и в случае с американской авиацией, самолетов было уничтожено больше, чем вертолетов. По периоду с января 1973 по лето 1974 года есть данные из двух источников, относящихся к американскому военному атташе в Сайгоне, но эти источники противоречат друг другу. На сайте globalsecurity.org размещена статистика потерь ВВС Южного Вьетнама из неназванного документа будто бы до июня 1974-го. Там перечислены потери от ПЗРК по типам летательных аппаратов: A-1 - 5 A-37 - 5 AC-119 - 1 F-5 - 1 UH-1 - 3 CH-47 - 2 Итого - 17 летательных аппаратов (12 самолетов и 5 вертолетов, 20 % от общих боевых потерь в воздухе за указанный отрезок времени) Другой источник - доклад военного атташе за период с 12 декабря 1972 по 21 августа 1974 года. В нем сказано, что с начала перемирия и до 30 июня 1974 зафиксировано свыше 130 пусков ПЗРК, половина из которых произошла в военном регионе III, а наименьшее число - в военном регионе I. Потеряно 23 летательных аппарата. На 31 декабря 1974 года количество подтвержденных потерь южновьетнамских ВВС от зенитно-ракетных комплексов (вероятно, в том числе уже и от С-75, развернутых в Южном Вьетнаме) с начала перемирия составляло 28 летательных аппаратов. Успехи "Стрел" в 1975 году остаются по большей части загадкой. В предпоследний день войны, 29 апреля, над Сайгоном ими были сбиты штурмовик A-1 и как минимум один самолет огневой поддержки AC-119. Эффективность переносных комплексов против реактивной авиации южновьетнамцев, как и в случае с американцами, была ограниченной. Энтони Тамбини, гражданский советник при ВВС Южного Вьетнама в 1974-1975 годах, в своей книге о применении истребителей-бомбардировщиков F-5 в Юго-Восточной Азии описывает два случая, когда F-5 возвращались на базу после поражения "Стрелой". В одном самолет поломал шасси при посадке из-за отказа гидросистемы; полученные повреждения были ремонтопригодными, однако ремонт не состоялся из-за захвата авиабазы Бьенхоа северовьетнамской армией. В другом посадка прошла благополучно и самолет восстановили. Согласно свидетельству Тамибини из иного источника, всего он видел три F-5, вернувшихся в Бьенхоа с повреждениями от ракет ПЗРК. Использование "Стрел" на других фронтах Индокитайского полуострова - в Камбодже и Лаосе - сплошное "белое пятно" истории. Единственный достоверный факт - первый успешный пуск в Камбодже состоялся 8 августа 1972 года, когда ракета уничтожила вертолет правительственной армии UH-1, перевозивший беженцев; погибло 14 человек. Нехватка данных позволяет сделать лишь приблизительные выводы о результатах использования переносных зенитно-ракетных комплексов во Вьетнамской войне. Установить причину падения летательного аппарата не всегда возможно; эта проблема в особенности касалась ВВС Южного Вьетнама, четверть потерь которых с 1973 по середину 1974 года произошла по неопределенным причинам. С другой стороны, с северовьетнамскими/советскими/российскими данными тоже не все понятно. Суммируя все сказанное выше, можно заключить, что комплексами "Стрела-2" во Вьетнаме было уничтожено до 30 летательных аппаратов США и свыше 40 летательных аппаратов Южного Вьетнама (и еще некоторое число - предположим, от десяти до тридцати - не учтено). В Камбодже и Лаосе потери вряд ли были значительными. Таким образом, общее число самолетов и вертолетов, сбитых ракетами ПЗРК в небе Юго-Восточной Азии между 1972 и 1975 годами, может достигать или несколько превышать 100 единиц. Результаты использования "Стрелы" неоднозначны. Ими не был достоверно поражен ни один из наиболее современных американских реактивных самолетов (F-4, A-6, A-7), потери вертолетов оказались умеренными, и в целом появление ПЗРК не привело к перелому в борьбе с авиацией в Южном Вьетнаме. Вместе с тем "Стрела" уверенно уничтожала одним попаданием большинство целей, в том числе специализированные боевые вертолеты, продемонстрировала способность успешно поражать винтовые и легкие реактивные самолеты (A-37, F-5), затруднила применение южновьетнамской штурмовой авиации. Южанам приходилось считаться с этим оружием. Вне зависимости от количественных показателей переносные зенитно-ракетные комплексы внесли свой вклад в победу Демократической Республики Вьетнам.





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.