Пкр гранит п 700. Подводные корабли проекта «Антей» получат новое вооружение – ракетные комплексы «Калибр» и «Оникс. Что такое бцвм

), а все прочие информагентства ссылаются только на "Известия". Остаётся предположить, что представитель завода в Большом Камне позвонил в редакцию отдельно взятой московской (центральной) газеты и эксклюзивно "объявил" о знаменательном событии. Как бы то ни было, отнесёмся к представленной информации с доверием.


АПКР пр. 949А (судя по эмблеме на ограждении рубки - "Томск", фото с forums.airbase.ru от Вованыч_1977 )

Факт начала ремонтных работ на атомном подводном ракетном крейсере (АПКРРК) "Иркутск", безо всякой иронии, знаменателен сам по себе. Вот некоторые ключевые моменты из биографии корабля : 30.12.1988 - вступил в строй; 30.08-27.09.1990 - совершил трансарктический переход с СФ на ТОФ, 28.04.1992 отнесён к подклассу АПКР; 11.1997 выведен в резерв в ожидании среднего ремонта в бухте Крашенинникова, поставлен на прикол; 11.2001 переведён для проведения среднего ремонта на ДВЗ "Звезда" (Большой Камень). Т. е., отслуживший неполных 9 лет крейсер уже 16 лет самостоятельно не выходил в море! (чисто теоре тически "Иркутск" мог дойти до завода, используя резервные средства движения - дизель-генераторы и гребные электродвигатели).




АПКР "Иркутск" (фото с ntv.ru)

Возвращаясь к сообщению "Известий", для начала поправим автора публикации (А. Криворучек) : ВМФ РФ имеет в своём составе не семь, а восемь АПКР пр. 949А (три на Севере и пять на ТОФе), из которых три находятся в строю (СФ - "Воронеж", ТОФ - "Тверь" и "Омск"), четыре - в ремонте или модернизации (СФ - "Орёл", "Смоленск"; ТОФ - "Иркутск", "Томск") и один - в резерве 2-й категории в ожидании ремонта (ТОФ - "Челябинск"). С учётом того, что "Смоленск" уже готовится к заводским ходовым испытаниям (ссылка 3), соотношение 3-4-1, в течение ближайшего времени должно измениться на 4-3-1 , а в идеале - на 6(5)-2(3)-0 .

Изюминкой новости от 05.12 стало, конечно же, грядущее перевооружение первого из восьми "Антеев" на новый ракетный комплекс : "Лодки проекта "Антей" предназначены для борьбы с авианосными группировками - для поражения авианосцев их оснащали ракет ным комплексом "Гранит". Крылатые ракеты этого комплекса развивают скорость в 2,5 Маха и поражают надводные цели на рассто янии до 600 км (500 км - А.Ш.). На "Иркутске" "Гранит" заменят на более современный "Оникс".

Дальность действия ракет "Оникса" вполовину меньше. Однако они лучше защищены от радиопомех и более скрытны для радаров. По словам контр-адмирала в отставке В. Захарова, "Гранит" морально устарел. К тому же ракеты "Оникса" намного компактнее - это позволит разместить на борту большее их количество. "Гранит" . когда-то был мощным вооружением . (?! -А.Ш.), но очевидно, что его пора совершенствовать, - пояснил "Известиям" Захаров" (конец цитаты).


АПКР "Омск" (ТОФ) демонстрирует свою ударную мощь (фото с forums.airbase.ru от К-157)

"Гранит" (наряду с "Вулканом"), конечно же, и сейчас остаётся самым мощным в мире противокорабельным оружием, но не в этом суть. Необходимость модернизации ракетного вооружения АПКР пр. 949А самоочевидна, поэтому перейдём к деталям и попытаем ся ответить на вопрос: сколько новых малогабаритных ПКР можно разместить на подводном крейсере вместо 24 ракет 3М45 ПКРК П-700 "Гранит"? Вот что говорится об этом на militaryrussia . ru : "По состоянию на 2009 г. также обсуждалась (в специализированных СМИ) возможность применения специального пускового стакана-вкладыша в ПУ СМ-225А на две ракеты калибра 533 или 650 мм ("Оникс", "Калибр" и др.). Предположительно стакан-вкладыш мог устанавливаться в пусковую установку ракет "Гранит" без пере делки пускового контейнера, с совпадением электрических разъёмов ( ! -А.Ш.) " .

Есть и другая, более свежая информация (14.12.2011) : "... самые серьёзные изменения коснутся набора вооружения корабля. На смену "циклопическим" "Гранитам" (в статье их ещё называют "монстрами эпохи холодной войны"! - А.Ш.) придут новейшие сверх звуковые противокорабельные крылатые ракеты "Оникс". По своим характеристикам "Оникс" уступает "Граниту". Но зато превос ходит его по системе управления, алгоритму боевого применения, а самое главное - по весу и размеру. Как рассказали "Взгляду" в КБ Машиностроения из подмосковного Реутова, где создавались "Гранит" и "Оникс", в ракетную шахту лодки 949 проекта входят три новые ракеты "Оникс" . В результате боевой потенциал корабля сразу же возрастает с 24 до 72 крылатых ракет" .

Не привыкший доверять журналистам на слово автор данной статьи решил собственноручно проверить сказанное, вооружившись схемами общего расположения АПКР пр. 949А и скудными сведениями о массогабаритных характеристиках отечественных ПКР и их пусковых установок. Ракета 3М45 комплекса "Гранит" весит 7360 кг, имеет длину 8,84 м и диаметр описанной окружности со сложенными крыльями 1,35 м . Данных по пусковой установке СМ-225А найти не удалось, поэтому её наружный диаметр (около 1,82 м) получен пересчётомпо известной ширине корпуса АПКР пр. 949 с его поперечного сечения . Разница в 47 см (зазор 23,5 см) достаточно хорошо согласуется с тем фактом, что ракета размещается в ПУ в собственном пусковом стакане, а в пространстве между внутренней поверхностью пусковой установки и стаканом расположены амортизационные устройства . В свою очередь, масса . ракеты 3М55 комплекса "Оникс" ("Яхонт") в транспортно-пусковом стакане (ТПС) и без него составляет 3 900 кг и 3 000 кг, а длина и диаметр ТПС - 8,90 и 0,72 м соответственно, при этом наклонный старт (в отличие от вертикального на "Северодвинске") не противоречит заявленным ТТХ (15-90 град.) . В графическом исполнении замещение "Гранита" "Ониксом" выглядит так:

Если по габаритам ракет концепция "три вместо одной" представляется вполне жизнеспособной, то по суммарной массе боезапаса дела обстоят несколько хуже - 72 ПКР "Оникса" весят почти на 50 тонн больше 24 ракет "Гранита" (при расчёте неизвестная масса ТПС ПКР 3М45 была пересчитана по аналогии с 3М55). На первый взгляд, 50 лишних тонн для корабля с надводным водоизмеще нием 14 700 т (больше "Москвы"! ) не являются слишком большой проблемой (каких-то 0,3%). Однако, весовую дисциплину никто не отменял (особенно в отношении . подводного крейсера), поэтому желательно оставаться в пределах проектной нагрузки масс.

Вопрос снимается сам собой при совершенно логичной "переклассификации" АПКР из противокорабельного (противоавианосного) в многоцелевой с включением в его боезапас уже упоминавшихся КР комплекса "Калибр", точнее - стратегических КР с дальностью пуска 2600 км . По причине особой закрытости темы, придётся воспользоваться ТТХ экспортного варианта ракеты - 3М14Э (комп лекс Club ), дальность которого ограничена международными соглашениями (300 км) : стартовая масса 1770 кг; длина 6,2 м; диаметр 0,533 м (торпедный стандарт) ; длина и диаметр ТПС (по аналогии с ПКР 3М54Э1/3М54ТЭ1) - 8,92 и 0,645 м . Таким образом, ни по своей собственной массе, ни по габаритам ТПС ракета 3М14 не превосходит ПКР комплекса "Оникс".

Можно предложить несколько вариантов комплектации ракетного боезапаса, которые не приведут ни к перегрузке корабля, ни к изменению его центровки ("Оникс"/"Калибр", в скобках - изменение нагрузки в тоннах) :1 ) поровну (как на схеме внизу) - 36/36 (-6,5); 2 ) минимум ПКР - 12/60 (-45); 3 ) минимум ПКР для гарантированного прорыва ПВО АУГ (по расчётам советских военных теоретиков ) - 24/48 (-26); только ПКР (по три ракеты в 8 ПУ и по две в 16) - 56/0 (-11); только стратегические КР - 0/72 (-64).

Источники

К-132, "Иркутск" проект 949А, 949АМ2(?), сайт Андрея Николаева "Штурм глубины" (

МОМ была начата разработка противокорабельной ракеты дальнего действия «Гранит».
Еще в середине 60-х годов, в период разработки комплексов «Аметист» и «Малахит», генеральный конструктор В.Н.Челомей пришел к заключению о необходимости и возможности сделать новый шаг на пути универсализации условий старта для ракет дальнего действия. Он выступил с предложением о разработке нового комплекса с крылатыми ракетами, способными стартовать из-под воды, а по дальности и скорости полета не уступающими комплексу «Базальт ». Предполагалось этим комплексом оснащать как подводные лодки (проект 949 «Гранит»), так и надводные корабли. Новый комплекс получил наименование «Гранит». В процессе создания комплекса «Гранит» впервые все основные смежники разветвленной кооперации проработали множество (до одного-двух десятков) вариантов конструктивных решений по крылатой ракете, бортовой системе управления, по подводной лодке. Затем эти варианты оценивались по боевой эффективности, стоимости и срокам создания, реализуемости, и на основе анализа были сформулированы требования к крылатой ракете и другим элементам системы вооружения.
С момента создания первых ПКР, способных поражать надводные корабли на очень больших дальностях, встал вопрос обеспечения противокорабельных ракет данными целеуказания. В глобальном масштабе эта задача могла бы быть решена только с помощью космических аппаратов.
Теоретические основы построения такой космической системы, параметры их орбит, взаимное положение спутников на орбитах разработаны непосредственно с участием академика М.В.Келдыша. Система, создававшаяся в ЦКБМ, состояла из нескольких спутников радиолокационной и радиотехнической разведки, с которых данные об обнаруженных целях могли непосредственно быть переданы на носитель КР или на наземные пункты.
Комплекс «Гранит» обладал рядом качественно новых свойств. Впервые создали ракету большой дальности стрельбы с автономной системой управления. Бортовая система управления строилась на основе мощной трехпроцессорной вычислительной машины с использованием нескольких информационных каналов, что позволяло успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне любых помех. Создание этой системы осуществлено коллективом ученых и конструкторов ЦНИИ «Гранит» под руководством его генерального директора Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии В.В.Павлова.
В ракете воплотился богатый опыт НПО по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета - один корабль» или «стаей» против ордера кораблей. Ракеты сами распределят и классифицируют по важности цели, выберут тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ПКР заложены электронные данные по современным классам кораблей. К тому же в машине есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе.
Также в бортовой вычислительной машине есть данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. Как говорят конструкторы, после пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели.
В 1966-1967 гг. в ОКБ-670 М.М.Бондарюка готовился проект двигателя 4Д-04 оригинальной схемы для КР «Гранит», рассчитанной на скорость М=4. В дальнейшем для этой ракеты был выбран серийный маршевый ТРД КР-93 на М=2,2. Ракета имеет ТРД и кольцевой твердотопливный ускоритель в хвостовой части, начинающий работу под водой. Впервые была решена сложная инженерная задача запуска двигателя за очень короткое время при выходе ракеты из-под воды.
Возможность маневрирования ракет позволила реализовать рациональный боевой порядок их в залпе с наиболее эффективной формой траектории. Это обеспечило успешное преодоление огневого противодействия сильной корабельной группировки.
Следует сказать, что ни в одной из предыдущих крылатых ракет, созданных в НПОМ, не было сконцентрировано и успешно реализовано столь много новых сложнейших задач, как в ракете «Гранит». Сложнейшая конструкция ракеты потребовала проведения большого объема наземных испытаний в гидробассейнах, аэродинамических трубах, на теплопрочностных стендах и т.д.
После проведения полного объема наземной отработки по КР и основным ее элементам (системы управления, маршевого двигателя и др.) в ноябре 1975 г. начали летно-конструкторские испытания. На государственные испытания комплекс был предъявлен в 1979 г. Испытания проводились на береговых стендах и головных кораблях: подводной лодке и крейсере «Киров». Испытания были успешно завершены в августе 1983 года, и Постановлением СМ от 12 марта 1983 года комплекс «Гранит» приняли на вооружение ВМФ.
Ракеты нового универсального ракетного комплекса третьего поколения «Гранит» имели как подводный, так и надводный старт, дальность стрельбы 550 км, обычную или ядерную боевую часть, несколько гибких адаптивных траекторий (в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции), скорость полета в 2,5 раза больше скорости звука. Тротиловый эквивалент боевой части каждой ракеты равен 618 кг, радиус действия поражающих факторов - 1200 метров.
Комплекс обеспечивал залповую стрельбу всем боекомплектом с рациональным пространственным расположением ракет и помехозащищенную автономную селективную систему управления. При создании «Гранита» впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка элементов сложной системы (средства целеуказания - носитель - ПКР). В результате созданный комплекс впервые приобрел возможность решать любую задачу морского боя нарядом огневых средств одного носителя. По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить «Гранит» противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели.
Ракетным комплексом «Гранит» вооружены 12 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа «Антей», по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов. На четырех тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 (типа «Петр Великий») размещено по 20 ракет в индивидуальных подпалубных пусковых установках СМ-233. ПУ расположены наклонно - под углом 47º. Перед пуском ракет контейнеры заполняются водой. Кроме того, этими ракетами оснащен ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (пр. 1143.5) - 12 ПКР.
Каждый подводный крейсер стоит в 10 раз дешевле, чем авианосец ВМС США типа «Нимитц». Других сил в Вооруженных силах России, способных реально противостоять авианосной угрозе, сейчас фактически нет. С учетом проводимых модернизаций самих носителей, ракетного комплекса и ПКР «Гранит» созданная группировка способна эффективно действовать до 2020 г. Естественно, одновременно необходимо развивать и поддерживать в боеготовом состоянии и системы боевого управления силами, разведки и целеуказания. Кроме борьбы с АУГ боевые единицы группировки способны действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать ракетами с обычной боевой частью цели на побережье противника. При необходимости корабли с комплексом «Гранит» могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.
Первые фотографии секретной ракеты появились только в 2001 г. после трагической гибели подводной лодки К-141 «Курск» 12 августа 2000 г. После подъема подводной лодки 23 ПКР, бывшие на борту АПЛ в последнем походе, выгружаются для дальнейшей утилизации.

ракета
Описание
Разработчик ЦКБМ
Обозначение комплекс П-700 «Гранит»
3М45
Обозначение NATO SS-N-19 «Shipwreck»
Первый пуск 1975
Система управления инерциальная с активным радиолокационным конечным наведением
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 10
Размах крыла, м 2,6
Диаметр, м 0,85
Стартовый вес, кг 7000
Тип боеголовки фугасно-кумулятивная ядерная (500 кт)
Масса БЧ, кг 750
Силовая установка
Маршевый двигатель ТРД КР-93
Тяга, кгс (кН)
Стартово-разгонная ступень твердотопливная
Летные данные
Скорость, км/ч (М=) на высоте 2800 (2,5)
у земли (1,5)
Дальность пуска, км 550 (625)
Маршевая высота полета, м


Универсальный ракетный комплекс "Гранит" с дальней противокорабельной крылатой ракетой П-700 подводно-надводного старта предназначен для поражения авианосных групп НАТО.

Головная организация - НПО машиностроения. Главный конструктор - Владимир Челомей (с 1984 г. - Герберт Ефремов). Разработка была начата в 1969г. На государственные испытания комплекс был предъявлен в 1979 г. Испытания проводились на береговых стендах и головных кораблях: подводной лодке и крейсере «Киров». Испытания были успешно завершены в августе 1983 года, и Постановлением СМ СССР от 12 марта 1983 года комплекс «Гранит» принят на вооружение ВМФ.

В процессе создания комплекса "Гранит" впервые все основные смежники разветвленной кооперации проработали множество (до одного-двух десятков) вариантов конструктивных решений по крылатой ракете, бортовой системе управления, по подводной лодке. Затем эти варианты оценивались по боевой эффективности, стоимости и срокам создания, реализуемости, и на основе анализа были сформулированы требования к крылатой ракете и другим элементам системы вооружения. В результате созданный комплекс впервые приобрел возможность решать любую задачу морского боя нарядом огневых средств одного носителя.

С момента создания первых ПКР, способных поражать надводные корабли на очень больших дальностях, встал вопрос обеспечения противокорабельных ракет данными целеуказания. В глобальном масштабе эта задача могла бы быть решена только с помощью космических аппаратов. Теоретические основы построения такой космической системы, параметры их орбит, взаимное положение спутников на орбитах разработаны непосредственно с участием академика М.В.Келдыша. Система состояла из нескольких спутников радиолокационной и радиотехнической разведки, с которых данные об обнаруженных целях могли непосредственно быть переданы на носитель КР или на наземные пункты.

На западе ракета получила обозначение SS-N-19 "Shipwreck" .

Состав

Бортовая автономная селективная система управления ПКР построена на основе мощной трехпроцессорной вычислительной машины с использованием нескольких информационных каналов, что позволяет успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне любых помех. Создание этой системы осуществлено коллективом ученых и конструкторов ЦНИИ "Гранит" под руководством его генерального директора Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии В.В.Павлова.

Ракета 3М-45 (П-700) имеет несколько гибких адаптивных траекторий в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции. Максимальная скорость полета соответствует М=2,5 на большой высоте и М=1,5 - на малой. Комплекс обеспечивает залповую стрельбу всем боекомплектом с рациональным пространственным расположением ракет и позволяет действовать против одиночного корабля по принципу "одна ракета-один корабль" или "стаей" против ордера кораблей.

В режиме беглого огня одна ракета, выполняющая роль "наводчика" летит по высокой траектории, чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят по низкой траектории. В полёте ракеты обмениваются информацией о целях. Если ракета -"наводчик" перехвачена, тогда одна из других ракет автоматически принимает на себя её функции. Ракеты сами распределяют и классифицируют по важности цели, выбирают тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения заданной цели в бортовую вычислительную машину (БЦВМ) заложены электронные данные по современным классам кораблей. К тому же в БЦВМ есть и тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе. В БЦВМ заложены данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. После пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели.

Ракета имеет маршевый турбореактивный двигатель КР-93 (разработан в КБ Уфимского моторостроительного ПО под руководством главного конструктора Сергея Гаврилова) и кольцевой твердотопливный ускоритель в хвостовой части, начинающий работу под водой. Вариант ракеты с опытным сверхзвуковым прямоточным двигателем 4Д 04 , разработанным в ОКБ-670 под руководством Михаила Бондарюка, позволял ракете развивать скорость до 4М.

По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить "Гранит" противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели.

Ракетным комплексом "Гранит" вооружены 12 атомных подводных крейсеров (АПК) проекта 949А типа "Антей", по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов. Пусковая установка СМ-225А, размещенная на АПК этого проекта, предназначена для обеспечения условий хранения и пуска крылатых ракет ЗМ45 или ЗМ15 как при подводном, так и при надводном положениях. Пусковая установка СМ-225А размещена в контейнере ПЛ, установленном под постоянным углом. Внутри контейнера на устройстве продольного удержания установлен стакан с направляющими и раскреплен через поперечные амортизаторы на стенки контейнера ПЛ. Поперечные амортизаторы размещены в герметизированном сухом объеме, образованном стенкой контейнера, стаканом и двумя резинокордными оболочками (РКО).

Каждый подводный крейсер стоит в десять раз дешевле, чем авианосец ВМС США типа "Нимитц". Таков наш асимметричный и экономичный ответ на авианосную угрозу. Других сил в Вооруженных силах России, способных реально противостоять этой угрозе, сейчас фактически нет. С учетом проводимых модернизаций самих носителей, ракетного комплекса и ПКР "Гранит" созданная группировка способна эффективно действовать до 2020 г. Естественно, одновременно необходимо развивать и поддерживать в боеготовом состоянии и системы боевого управления силами, разведки и целеуказания.

Кроме борьбы с АУГ боевые единицы группировки способны действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать ракетами с обычной боевой частью цели на побережье противника. При необходимости корабли с комплексом "Гранит" могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.

На четырех тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 (типа "Петр Великий") размещено по 20 ракет в индивидуальных подпалубных пусковых установках СМ-233 (разработчик - КБ специального машиностроения), с углом возвышения 60°.

Технические решения при разработке ПУ СМ-233 были направлены на выполнение следующих основных требований:

    унификацию и заимствование механизмов и сборочных единиц ПУ СМ-233 с пусковой установкой СМ-225 комплекса РО "Гранит" подводной лодки проекта 949;

    повышение надежности старта ракеты за счет уменьшения числа операций в боевом цикле.

На корабле ПУ размещены в подпалубном помещении под углом к горизонту в четыре ряда по пять единиц вдоль диаметральной плоскости корабля. Габаритные размеры палубных проемов определены из условий безопасного выхода ракет при старте и загрузке. ПУ поставлялись с завода-изготовителя (ЛМЗ) на корабль полностью собранными, прошедшие все испытания и проверки в объеме программ заводских испытаний и ТУ, что значительно сокращало время на монтаж, отладку и испытания на корабле. Закрывание палубных проемов обеспечивается защитными крышками с конструктивной защитой от осколков снарядов гидравлическими приводами. Открывание (закрывание) крышек производится по заранее установленной циклограмме по мере запуска ракет. На верхней палубе и на крышках предусмотрены посадочные места для установки палубного загрузочного устройства.

На основании Решения Минсудпрома, Минобщемаша и ВМФ от 05.02.82 г. №1/0018 в 1982 г. начались работы по созданию ПУ СМ-233А комплекса РО "Гранит" для корабля проекта 1143.5 ("Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", главный конструктор В.Ф.Аникиев).

При разработке ПУ СМ-233А были приняты технические решения, направленные на повышение тактико-технических характеристик и технико-экономических показателей установки СМ-233:

    повышение боеготовности и надежности за счет сокращения количества механизмов и устройств, задействованных в период предстартовой подготовки и пуска ракеты;

    снижение трудозатрат и стоимости за счет уменьшения металлоемкости и упрощения конструкции трудоемких узлов и механизмов;

    сокращения объема и времени технического обслуживания и упрощение условий его проведения;

    повышение ремонтопригодности пусковой установки за счет упрощения конструкции механизмов;

    уменьшение количества взаимных связей ПУ с системами корабля.

На корабле проекта 1143.5 размещено 12 пусковых установок СМ-233А. ПУ размещены под верней палубой с постоянным углом возвышения. Внутри корпуса ПУ на шарнирных опорах устройства продольного удержания установлен стеклопластиковый стакан с направляющими и раскреплен через поперечную амортизацию на стенки корпуса установки. Сверху ПУ герметично закрывается крышкой с защитным набором и устройством радиомаскировки.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Я решил рассмотреть такой давно уже и масштабно обсуждавшийся в сети вопрос как противостояние советских ПКР и американских морских ЗРК. Обычно их сравнивают на примере П-700 "Гранит" и системы AEGIS. К сожалению, обсуждения такого рода обычно проводятся на форумах, имеют характер дискуссии и вычленение собственно информации представляет собой явную проблему.

Поэтому я решил провести аналитическое рассмотрение (в рамках доступной, естественно, информации) и сделать компилляцию выводов:

Средство нападения, в данном случае — П-700 "Гранит". Ракета действительно, впечатляющая — это почти венец развития советской линейки тяжелых сверхзвуковых ПКР корабельного базирования. Ее длина — 10 метров, размах крыла — 2,6 метра, т.е. по габаритам ракета приближается к легким самолетам.

Максимальная скорость ракеты составляет почти 2,5 МаХа (около 763 метра в секунду) при полете на большой высоте. Над водой скорость ракеты приблизительно равна 1,5 МаХа (около 458 метров в секунду). Запомним эти цифры, они имеют значение.

Оборона держится на системе AEGIS: боевой информационной системе, координирующей действия радаров AN/SPY-1 общего обнаружения, радаров целеуказания AN/SPG-62, ЗУР SM-2.

Оборона AEGIS на внешнем рубеже

В данной части рассматривается противодействие летящим "Гранитам" со стороны AEGIS на большой дистанции. Если быть еще более точным — на той дистанции, на которой "Гранит" удерживается на высотном участке траектории.

Внимание, это важно! Хотя во всех источниках радиус действия "Гранита" указан просто в 550 км, это максимальный радиус по комбинированной траектории. Т.е. по траектории, при которой ракета большую часть пути летит высоко над водой — где меньше сопротивление воздуха и затраты горючего на полет значительно уменьшаются — а затем, при приближении к цели, ныряет вниз и проходит остаток дистанции на небольшой высоте.

А: Высота полета П-700 "Гранит" на высотном участке траектории составляет порядка 14000 метров. Ряд источников указывает еще большую, но они сомнительны. Более поздний "Оникс", во всяком случае, забирается на высоту порядка 14000 метров на высотном участке траектории, так что считаю, что взяв 14000 метров мы не ошибемся.

С учетом высоты расположения радара AN/SPY-1 над уровнем моря в 20 метров, и высоты полета ракеты в 14000 км, мы получаем расстояние до радиогоризонта порядка 438 км. Радиус детекции радара AN/SPY-1 (табличный) равен примерно 360 км. Т.е. можно быть уверенными, что AEGIS сможет следить за приближающимися "Гранитами" с дистанции более 250 км.

P.S. Следует учесть, что при прочих равных скорее всего, ракетный залп будет обнаружен еще самолетом ДРЛО на большей дистанции. Т.е. цифра в 250 км — это не радиус обнаружения, а радиус слежения, дистанция, с которой за приближаюищмися ПКР следит сам AEGIS.

B: Теперь мы знаем, что ракета будет взята на сопровождение системой AEGIS где-то на дистанции в 200-250 км. Идем дальше.

РЛС ракеты "Гранит" имеет радиус обнаружения цели размером с крейсер около 70 км в нормальных условиях. Учитывая, что крейсер вовсе не желает, чтобы его обнаружили, и активно применяет средства РЭБ, возьмем радиус реального захвата в 55 км.

На этой дистанции — 55-70 км — ракета "Гранит" захватит корабль, и совершит "нырок" с высоты в 14000 метров на малые высоты, для сближения с целью. Т.е. мы получаем, что 200-55=145 км. Это промежуток, на котором летящий на большой высоте "Гранит" будет уверенно сопровождаться РЛС крейсера. И, соответственно, может быть атакована ЗУР, подконтрольными AEGIS.

Это звездный час для носителей SM-2ER "Стандарт" (ER — extendent range, большого радиуса) Дальность этих ракет составляет порядка 150-180 км. Следовательно, ракетные атаки на летящие ПКР могут начаться с того момента, как ракеты войдут в 150-километровый радиус.

Сколько времени будет "Гранит" оставаться под огнем ЗУР крейсера? Дистанция составляет 150-55=105 км, скорость "Гранита" — 0,763 км/c, т.е. под обстрелом ракета будет оставаться порядка 125 секунд. Чуть больше 2-х минут.

За это время, корабль, оснащенный системой AEGIS сумеет произвести от 50 ракетных выстрелов (для 2-х двухбалочных пусковых Mk-26 с циклом перезарядки в 10 секунд, стоявших на первых 4-ех крейсерах класса "Тикондерога") до 65 ракетных выстрелов (для Mk-41 с циклом стрельбы 1 ракета в 2 секунды, стоящих на поздних "Тикондерогах" и "Арли Берках"). Хотя корабли несут ограниченное количество радаров AN/SPG-62, используемых для целеуказания — это не является в данном случае лимитирующим параметром, ибо конструкция "Стандарта" вполне позволяет ему "ждать" очереди, летя на инерциальном наведении в район цели.

Какова вероятность сбития одного "Гранита" одним "Стандартом"? 62-килограммовая осколочно-фрагментационная SM-2ER обладает вполне достаточной мощностью чтобы разрушить или сильно повредить "Гранит" (что на данной стадии полета равноценно сбитию — тяжело поврежденная ракета до цели не доберется). Следовательно, проблема только в попадании.

Как оценить вероятность попадания в ракету? Из опыта Вьетнама мы знаем, что вероятность поражения истребителя в услвоиях активного применения средств РЭБ одной ракетой составляла порядка 20%. Но SM-2ER все же несколько умнее чем применявшиеся во Вьетнаме радиокомандные ЗРК, да и средства РЭБ беспилотной ракеты значительно слабее. Возьмем для простоты вероятность в 40% как вероятность сбития одного П-700 одним "Стандартом"

Взяв эту цифру, мы получаем, что на внешнем рубежеможет быть сбито сбито около 15-22 ракет. Уже какой-то результат.

Оборона AEGIS на внутреннем рубеже

На дистанции в 55 км, ракета П-500 совершит резкий нырок вниз и выйдет из режима уязвимости. Она уйдет за радиогоризонт, и выйдет из радиуса видимости радаров AEGIS. Двигаясь на высоте около 20 метров, она летит к цели в низковысотном режиме, на скорости порядка 1,5 МаХа.

Как скоро П-700 вновь появится из-за радиогоризонта AEGIS? Эта дистанция примерно равна 30 км. На скорости в 1,5 МаХа или 458 метров в секунду, П-700 пролетит это расстояние за 65 секунд, т.е. около минуты.

На этой дистанции, ракета будет обстреляна залпами SM-2MR (MR — среднего радиуса). Так как в данном случае ракета НЕ ВИДНА пока не выйдет из-за радиогоризонта, AEGIS не может открыть огонь заранее, запустив ракеты с инерциальным наведением в ее сторону, и "встретить" приближающуюся П-700 на максимальном радиусе ЗУР.

Предполагая, что система полностью готова к выстрелу, мы получаем, что AEGIS откроет огонь в тот же момент, когда заметит вышедшие из-за радиогоризонта П-700. Учитывая что SM-2MR имеет скорость порядка 3,5 МаХа (около 1000 м/с), первый залп ЗУР встретится с противником где-то на 20-ой секунде полета П-700 от радиогоризонта, и далее ПКР будут непрерывно обстреливаться в течении 25 секунд (пока не приблизятся на 5 км, в радиус недосягаемый для SM-2MR)

Сколько залпов успеет дать AEGIS? Корабли с установками Mk-26 успеют дать два полных залпа (т.е. выпустить 8 ПКР), корабли с Mk-41 успеют запустить 12 ПКР.

Разумеется, вероятность попадания будет много ниже — по низколетящей цели — и составит, согласно рассчетам, где-то порядка 25%.

Таким образом, мы получаем что на низковысотном участке может быть сбито порядка 2-3 ПКР П-700.

Оборона вблизи

ВОзможности обороны на данной фазе ограничены. У кораблей с Mk-26 на данной стадии единственным адекватным средством самообороны является универсальная 127-миллиметровая автопушка (2 на "Тикондероге"). Вероятность сбития ракеты оценивается приблизительно в 0,8 на автопушку. Корабли же с Mk-41 могут добавить к автопушкам ЗУР малого радиуса RIM-7VL "Sea Sparrow". CIWS "Вулкан" следует признать в целом, малополезными в данном случае.

Хотя формально эти ЗРК имеют радиус до 25 км, но ранее стрелять ими не имело особого смысла, ибо это лишь отбирало бы каналы наведения у более эффективных SM-2MR. В упор, однако, они намного более эффективны. Учитывая что количество наводимых "Sea Sparrow" точно так же как и SM-2MR ограничено каналами наведения — т.е. 4 — за оставшееся время крейсер успевает выпустить порядка 8 ЗУР. Вероятность попадания следует признать аналогичной — 0,25.

Таким образом, используя автопушки и ЗУР, класс "Тикондерога" может остановить на внутреннем рубеже до 4-ех ракет класса П-700.

Средства РЭБ:

Оценить эффективность действий средств РЭБ сложно. Обычно, корабли класса "Тикондерога" оснащены системой РЭБ AN/SLQ-32, интегрированой с системами запуска помех Mark 36 SRBOC. Эффективность системы оценить трудно. Но в целом, можно предполагать, что проитв такой ПКР как П-700, вероятность успешного уклонения ракеты на ложную цель составит не более 50%.


ВЫВОД:

Возможности системы AEGIS по противостоянию ПКР П-700 "Гранит" являются достаточно высокими. На 3-х рубежах обороны, крейсер может эффективно отразить атаку 19-25 ракет. Наличие эффективных средств РЭБ позволяет резко повысить этот параметр, так как существует высокая вероятность увода ракеты на помехи.

В целом, теоретический рассчет подтверждает советский вывод о том, что эффективность корабельной ПВО АУГ с появлением AEGIS возросла значительно. Полный бортовой залп субмарины проекта 949А (24 ракеты П-700) НЕ ГАРАНТИРУЕТ прорыва ПВО АУГ даже на уровне наличия в ней лишь одной "Тикондероги" и отсутствия успешных перехватов ПКР патрулирующими истребителями.

Черт, как же мне нравится эта машина! Сверхзвуковой крылатый корабль с хищным, продолговатым фюзеляжем и острыми треугольниками плоскостей. Внутри, в тесной кабине пилота, взгляд теряется среди десятков циферблатов, тумблеров и переключателей. Вот ручка управления самолетом, удобная, из ребристой пластмассы. В нее встроены кнопки управления оружием.

Левая ладонь сжимает ручку управления двигателем, прямо под ней пульт управления закрылками. Впереди стеклянный экран, на него проецируется изображение прицела и показания приборов – быть может, в нем когда-то отражались силуэты «Фантомов», но сейчас прибор отключен и потому совершенно прозрачен…

Пора покидать кресло пилота – внизу, у лестницы, столпились другие желающие попасть в кабину . Последний раз окидываю взглядом синюю панель приборов и спускаюсь с трехметровой высоты на землю.

Уже прощаясь с МиГом, я неожиданно представил, как 24 таких же самолета движутся где-нибудь под поверхностью Атлантики, ожидая своего часа в пусковых шахтах атомной субмарины. Такой боекомплект противокорабельных ракет находится на борту российских «убийц авианосцев» — подводных атомоходов проекта 949А «Антей». Сравнение МиГа с крылатой ракетой — не преувеличение: массогабаритные характеристики ракеты комплекса П-700 «Гранит» приближаются к характеристикам МиГ-21.

Твёрдость гранита

Длина исполинской ракеты — 10 метров (в некоторых источниках — 8,84 метра без учета СРС), размах крыла «Гранита» – 2,6 метра. Истребитель МиГ-21Ф-13 (в дальнейшем мы будем рассматривать эту известную модификацию) при длине фюзеляжа 13,5 метров, имеет размах крыла 7 метров. Казалось бы, отличия существенные – самолет крупнее ПКР, но последний аргумент должен убедить читателя в правильности наших рассуждений.

Стартовая масса ПКР «Гранит» равна 7,36 тонны, в это же время, нормальная взлетная масса МиГ-21Ф-13 составляла… 7 тонн. Тот самый МиГ, который дрался с «Фантомами» во Вьетнаме и сбивал «Миражи» в раскаленном небе над Синаем, оказался легче советской противокорабельной ракеты!

Противокорабельная ракета П-700 «Гранит»

Сухая масса конструкции МиГ-21 составляла 4,8 тонны, еще 2 тонны приходилось на топливо. В процессе эволюции МиГа взлетная масса увеличилась и, у наиболее совершенного представителя семейства МиГ-21бис достигла 8,7 тонн. При этом масса конструкции подросла на 600 кг, а запас топлива увеличился на 490 кг (что никак не отразилось на дальности полета МиГ-21бис – более мощный двигатель «сожрал» все резервы).

Фюзеляж МиГ-21, как и корпус ракеты «Гранит» представляет собой сигарообразное тело со срезанными передними и задними концами. Носовая часть обеих конструкций выполнена в виде воздухозаборника с регулируемым с помощью конуса входным сечением. Как и на истребителе, в конусе «Гранита» располагается антенна РЛС. Но, несмотря на внешнее сходство, в конструкции ПКР «Гранит» имеется немало отличий.

Рассекреченное фото. Так выглядит боевая часть ПКР «Гранит».

Компоновка «Гранита» значительно плотнее, корпус ракеты имеет большую прочность, т.к. «Гранит» рассчитывался на подводный старт (на атомных перед запуском в ракетные шахты закачивают забортную воду). Внутри ракеты находится огромная боевая часть массой 750 кг. Мы говорим о вполне очевидных вещах, но сравнение ракеты с истребителем неожиданно приведет нас к необычному выводу.

Полёт на пределе возможностей

Вы бы поверили фантазеру, утверждающему, что МиГ-21 способен пролететь дистанцию 1000 км на предельно малой высоте (20-30 метров над поверхностью Земли), на скорости, в полтора раза превышающей скорость звука? При этом неся в своем чреве огромный боеприпас массой 750 килограммов? Разумеется, читатель недоверчиво покачает головой – чудес не бывает, МиГ-21 в крейсерском режиме на высоте 10.000 м мог преодолеть 1200-1300 км. Кроме того, МиГ-21, в силу своей конструкции, мог показать свои отличные скоростные качества только в разреженной атмосфере на больших высотах; у поверхности земли скорость истребителя ограничивалась 1,2 скоростями звука.

Скорость, форсаж, дальность полета… Для двигателя Р-13-300, расход топлива в крейсерском режиме 0,931 кг/кгс*час., на форсаже — достигает 2,093 кг/кгс*час. Даже увеличение скорости не сможет компенсировать резко возросший расход топлива, кроме того, в таком режиме никто не летает больше 10 минут.

Согласно книге В.Марковского «Жаркое небо Афганистана», где подробно описываются боевая служба авиации 40-й армии и Туркестанского военного округа, истребители МиГ-21 регулярно привлекались к нанесению ударов по наземным целям. В каждом эпизоде боевая нагрузка МиГов состояла из двух 250 кг бомб, а во время сложных вылетов, она вообще сокращалась до двух «соток». При подвеске более крупных боеприпасов стремительно сокращалась дальность полета, МиГ становился неповоротлив и опасен в пилотировании. Необходимо учесть, речь идет о наиболее совершенных модификациях «двадцать первого», применявшихся в Афганистане — МиГ-21бис, МиГ-21СМ, МиГ-21ПФМ и т.д.

Боевая нагрузка МиГ-21Ф-13 состояла из одной встроенной пушки НР-30 с боекомплектом 30 снарядов (масса 100 кг) и двух управляемых ракет «воздух-воздух» Р-3С (масса 2 х 75 кг). Осмелюсь предположить, что максимальная дальность полета 1300 км была достигнута вообще без внешних подвесок.

Силуэт F-16 и ПКР «Гранит». Советская ракета выглядит солидно даже на фоне крупного F-16 (взлетная масса 15 тонн) .

Противокорабельный «Гранит» более «оптимизирован» для маловысотного полета, площадь фронтальной проекции ракеты, меньше чем у истребителя . У «Гранита» отсутствует убирающееся шасси и тормозной парашют. И все-таки, на борту противокорабельной ракеты меньше топлива – пространство внутри корпуса отнимает 750 кг боевая часть, пришлось отказаться от топливных баков в консолях крыла (у МиГ-21 их два: в носовой и средней корневой части крыла).

Учитывая, что «Граниту» придется прорываться к цели на предельно малой высоте (ПМВ), сквозь плотные слои атмосферы, становится понятно, почему реальная дальность полета П-700 намного меньше заявленной в 550, 600 и, даже, 700 км. На ПМВ на сверхзвуке дальность полета тяжелой противокорабельной ракеты составляет 150…200 км (в зависимости от типа БЧ). Полученное значение полностью совпадает с тактико-техническим заданием ВПК при СМ СССР от 1968 г. на разработку тяжелой противокорабельной ракеты (будущего «Гранита»): 200 км на маловысотной траектории.

Отсюда следует еще один вывод – красивая легенда о «ракете-лидере» остается всего лишь легендой: низколетящая «стая» не сможет следовать за «ракетой-лидером», летящей на большой высоте.

Впечатляющая цифра 600 км, которая часто появляется в СМИ, справедлива только для высотной траектории полета, когда ракета следует к цели в стратосфере, на высоте от 14 до 20 км. Этот нюанс влияет на боевую эффективность ракетного комплекса, летящий на большой высоте объект может быть легко обнаружен и перехвачен — мистер Пауэрс свидетель.

Легенда о 22 ракетах

Несколько лет назад один уважаемый адмирал опубликовал воспоминания о службе 5-ой ОПЭСК (Оперативной Эскадры) ВМФ СССР в Средиземном море. Оказывается, еще в 80-е годы советские моряки точно рассчитали количество ракет для поражения авианосных соединений Шестого американского флота. Согласно их выкладкам, ПВО АУГ способна отразить одновременный удар не более 22-х сверхзвуковых противокорабельных ракет. Двадцать третья ракета гарантировано поражает авианосец, а дальше начинается адская лотерея: 24-я ракета может быть перехвачена ПВО, 25-я и 26-я снова прорвут оборону и попадут в корабли…

Бывший моряк говорил правду: одновременный удар 22 ракет — это предел для ПВО авианосной ударной группировки. В этом легко убедиться, самостоятельно рассчитав возможности Иджис-крейсера типа «Тикондерога» по отражению ракетных атак.

USS Lake Champlain (CG-57) — ракетный крейсер типа «Тикондерога»

Итак, атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей» вышел на дистанцию запуска 600 км, успешно решена проблема с целеуказанием.
Залп! – 8 «Гранитов» (максимальное число ракет в залпе) пробивают толщу воды и, взметнувшись огненным смерчем на высоту 14 км, ложатся на боевой курс…

Согласно фундаментальным законам природы, сторонний наблюдатель сможет увидеть «Граниты» на дальности 490 км – именно на таком расстоянии ракетная стая, летящая на высоте 14 км, поднимается над горизонтом.

По официальным данным, фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1 способна обнаружить воздушную цель на дальности 200 американских миль (320 км). Эффективная площадь рассеяния истребителя МиГ-21 оценивается в пределах 3…5 кв. метров – это достаточно много. ЭПР ракеты меньше – в пределах 2 кв. метров. Грубо говоря, радар Иджис-крейсера обнаружит угрозу на расстоянии 250 км.

Групповая цель, расстояние … пеленг … Смятенное сознание операторов командного центра, обостренное импульсами страха, видит 8 страшных «засветок» на экране радара. Зенитное оружие к бою!

Полминуты потребовалось команде крейсера на подготовку к ракетной стрельбе, с лязгом откинулись крышки УВП Марк-41, первый Standard-2ER (extended range – «большой дальности») выбрался из пускового контейнера, и, распушив свой огненный хвост, исчез за облаками… за ним еще один… и еще…

За это время «Граниты» на скорости 2,5М (800 м/с) приблизились на 25 километров.

По официальным данным, пусковая установка Марк-41 может обеспечить темп выпуска ракет 1 ракета в секунду. На «Тикондероге» две пусковые установки: носовая и кормовая. Чисто теоретически предположим, что реальная скорострельность в боевых условиях в 4 раза меньше, т.е. Иджис-крейсер выпускает за минуту 30 зенитных ракет.

Standard-2ER, как и все современные ЗУР большой дальности, представляет собой ракету с полуактивной системой наведения. На маршевом участке траектории «Стандарт» летит в направлении цели, ведомый дистанционно перепрограммируемым автопилотом. За несколько секунд до точки перехвата, включается головка самонаведения ракеты: РЛС на борту крейсера «подсвечивает» воздушную цель и ГСН ракеты ловит отраженный от цели сигнал, рассчитывая свою опорную траекторию.

Примечание . Осознав этот недостаток зенитных ракетных комплексов, американцы возликовали. Ударные самолеты могут безнаказанно атаковать морские цели, сбрасывая с узлов подвески «Гарпуны» и тут же «смываться», ныряя на предельно малую высоту. Отраженный луч пропал – зенитная ракета беспомощна.

Сладкая жизнь летчиков закончится с появлением зенитных ракет с активным наведением, когда ЗУР станет самостоятельно подсвечивать цель. Увы, ни перспективная американская «Стандарт-6», ни «дальняя» ракета комплекса С-400 с активным наведением, до сих пор не могут успешно пройти испытания – конструкторам еще предстоит решить много технических вопросов.

Останется главная проблема: радиогоризонт. Ударным самолетам даже не обязательно «светиться» на радаре – достаточно выпустить ракеты на самонаведении, оставаясь незамеченными ниже радиогоризонта. Точное направление и координаты цели «подскажет» им самолет ДРЛО, летящий в 400 км позади ударной группы. Впрочем, и здесь можно найти управу на обнаглевших авиаторов – не зря для ЗРК С-400 создана ракета большой дальности .

На надстройке Иджис-крейсера хорошо заметны два полотна ФАР радара AN/SPY-1 и две РЛС подсветки целей AN/SPG-62 на крыше надстройки.

Возвращаемся к противостоянию 8-ми ПКР «Гранит» и «Тикондероги». Несмотря на то, что система «Иджис» способна одновременно вести обстрел 18 целей, на борту крейсера имеется лишь 4 радара подсветки AN/SPG-62. Одно из преимуществ «Иджиса» в том, что помимо наблюдения за целью, БИУС автоматически контролирует количество выпущенных ракет, рассчитывая стрельбу так, чтобы в каждый момент времени на конечном участке траектории находится не более 4-х из них.

Финал трагедии

Противники быстро сближаются друг с другом. «Граниты» летят со скоростью 800 м/с. Скорость зенитных «Стандарт-2» 1000 м/с. Начальное расстояние 250 км. 30 секунд ушло на принятие решения о противодействии, за это время расстояние сократилось до 225 км. Путем несложных вычислений было установлено, что первый «Стандарт» встретится с «Гранитами» через 125 секунд, в этот момент расстояние до крейсера будет равно 125 км.

На самом деле ситуация американцев гораздо хуже: где-то на расстоянии 50 км от крейсера, головки самонаведения «Гранитов» засекут «Тикондерогу» и тяжелые ракеты начнут пикировать на цель, исчезнув на время из зоны видимости крейсера. Они возникнут вновь на удалении 30 км, когда будет уже слишком поздно что-либо предпринимать. Зенитные автоматы «Фаланкс» не смогут остановить ватагу русских монстров.

Запуск ЗУР Standard-2ER с эсминцев «Арли Берк».

В запасе у ВМС США остается всего 90 секунд – именно за такое время «Граниты» преодолеют оставшиеся 125-50=75 километров и спикируют на малую высоту. Эти полторы минуты «Граниты» будут лететь под непрерывным обстрелом: «Тикондерога» успеет выпустить 30 х 1,5 = 45 зенитных ракет.

Вероятность поражения самолета зенитными ракетами обычно дается в пределах 0,6…0,9. Но табличные данные не совсем соответствуют действительности: во Вьетнаме на один сбитый «Фантом» зенитчики тратили 4-5 ракет. Высокотехнологичный «Иджис» должен быть эффективнее радиокомандного ЗРК С-75 «Двина», тем не менее, инцидент со сбитием иранского пассажирского «Боинга» (1988 г.) не дает четких доказательств увеличения эффективности.

Не мудрствуя лукаво, примем вероятность поражения цели 0,2. Не каждая птица долетит до середины Днепра. Только каждый пятый «Стандарт» поразит цель. Боевая часть содержит 61 кг мощного взрывчатого вещества – после встречи с зенитной ракетой, «Гранит» не имеет шансов добраться до цели.

В итоге: 45 х 0,2 = уничтожено 9 целей. Крейсер отбил ракетную атаку.
Немая сцена.

Последствия и выводы

Иджис-крейсер, вероятно, способен в одиночку отбить восьмиракетный залп атомного подводного ракетоносца пр. 949А «Антей», израсходовав при этом около 40 зенитных ракет. Отобьет и второй залп – для этого у него достаточно боекомплекта (в 122 ячейках УВП размещаются 80 «Стандартов»). После третьего залпа крейсер погибнет смертью храбрых.

Конечно, в составе АУГ не один Иджис-крейсер… С другой стороны, в случае прямого военного столкновения, авианосную группировку должны были атаковать разнородные силы советской авиации и флота. Остается поблагодарить судьбу, что мы не увидели этого кошмара.

Какие можно сделать выводы из всех этих событий? А никаких! Все вышесказанное было справедливо только для могучего Советского Союза. Советские моряки, как и их коллеги из стран НАТО, давно знали, что противокорабельная ракета превращается в грозную силу только на предельно малой высоте. На больших высотах нет спасения от огня ЗРК (мистер Пауэрс свидетель!) — воздушная цель становится легко обнаружима и уязвима. С другой стороны, дистанции пуска в 150…200 км было вполне достаточно, чтобы «прищучить» авианосные группировки. Советские «щуки» не единожды царапали перископами днища авианосцев ВМС США.

Конечно, здесь нет места «шапкозакидательским» настроениям – американский флот был тоже силен и опасен. «Полеты Ту-95 над палубой авианосца» в мирное время, в плотном кольце перехватчиков «Томкэт», не могут служить достоверным доказательством высокой уязвимости АУГ — требовалось подобраться к авианосцу незамеченным, а это уже требовало определенных умений. Советские подводники признавали, что тайно приблизиться к авианосной группировке были делом непростым, для этого был нужен высокий профессионализм, знание тактик «вероятного противника» и Его Величество Случай.

В наше время американские АУГи не представляют угрозы для сугубо континентальной России. Никто не станет использовать авианосцы в «маркизовой луже» Черного моря — в этом регионе есть крупная авиабаза «Инжирлик» на территории Турции. А в случае глобальной ядерной войны авианосцы станут далеко не первостепенными целями.

Что касается противокорабельного комплекса «Гранит», то сам факт появления такого оружия стал подвигом советских ученых и инженеров. Только сверхцивилизация была способна создавать такие шедевры, сочетающие в себе самые передовые достижения электроники, ракетной и космической техники.

Табличные значения и коэффициенты — www.airwar.ru





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.