Закономерности размещения природных зон на земле таблица. Презентация на тему "природные зоны нашей планеты ". Природная зональность: формирование природных зон на территории

От чего зависит формирование природных зон? Какие природные зоны выделяются на нашей планете? Ответить на эти и некоторые другие вопросы вы сможете, прочитав данную статью.

Природная зональность: формирование природных зон на территории

Так называемая нашей планеты выступает крупнейшим природным комплексом. Он является весьма неоднородным, как в вертикальном разрезе (что выражено в вертикальной поясности), так и в горизонтальном (широтном), что выражено в наличии разнообразных природных зон на Земле. Формирование природных зон зависит от нескольких факторов. И в этой статье мы поговорим именно о широтной неоднородности географической оболочки.

Это составляющая географической оболочки, которая отличается определенным набором природных компонентов со своими особенностями. К этим компонентам можно отнести следующие:

  • климатические условия;
  • характер рельефа;
  • гидрологическая сетка территории;
  • почвенная структура;
  • органический мир.

Нужно отметить, что формирование природных зон зависит от первого компонента. Однако свои названия природные зоны получают, как правило, по характеру своей растительности. Ведь флора - это самый яркий компонент любого ландшафта. Иными словами, растительность выступает в роли некоего индикатора, отображающего глубинные (те, которые скрыты от наших глаз) процессы формирования природного комплекса.

Следует отметить, что природная зона - это наивысшая ступень в иерархии физико-географического районирования планеты.

Факторы природной зональности

Перечислим все факторы образования природных зон на Земле. Итак, формирование природных зон зависит от следующих факторов:

  1. Климатические особенности территории (к этой группе факторов стоит отнести температурный режим, характер увлажнения, а также свойства воздушных масс, господствующих над территорией).
  2. Общий характер рельефа (данный критерий, как правило, влияет лишь на конфигурацию, границы той или иной природной зоны).

На формирование природных зон также может влиять близость к океану, или же наличие мощных океанических течений у берегов. Однако все эти факторы являются второстепенными. Главной же первопричиной природной зональности является то, что разные части (пояса) нашей планеты получают неодинаковое количество солнечного тепла и влаги.

Природные зоны мира

Какие же природные зоны выделяют сегодня географы на теле нашей планеты? Перечислим их от полюсов - до экватора:

  • Арктические (и антарктические) пустыни.
  • Тундра и лесотундра.
  • Тайга.
  • Зона широколиственного леса.
  • Лесостепь.
  • Степь (или прерии).
  • Зона полупустынь и пустынь.
  • Зона саванн.
  • Зона влажных тропических лесов.
  • Зона влажных (гилея).
  • Зона дождевых (муссонных) лесов.

Если взглянуть на карту природной зональности планеты, то мы увидим, что все природные зоны расположены на ней в виде поясов субширотного направления. То есть, эти зоны, как правило, простираются с запада на восток. Иногда это субширотное направление может нарушаться. Причиной этому, как мы уже говорили, являются особенности рельефа конкретной территории.

Также стоит отметить, что четких границ между природными зонами попросту нет (как это изображено на карте). Так, практически каждая из зон плавно "перетекает" в соседнюю. При этом на стыке очень часто могут формироваться пограничные "зоны". Например, таковыми выступают зоны полупустыни или лесостепи.

Заключение

Итак, мы выяснили, что формирование природных зон зависит от множества факторов. Главные из них - это соотношение тепла и влаги на конкретной территории, свойства господствующих воздушных масс, характер рельефа, и так далее. Набор этих факторов одинаков для любой территории: материка, страны или маленькой области.

Географы выделяют на поверхности нашей планеты свыше десятка крупных природных зон, которые вытянуты в виде поясов и сменяют друг друга от экватора до полярных широт.

Тема: «Природные зоны Земли»

Цель: расширить уже имеющиеся знания учеников о природных зонах Земли (продемонстрировать размещение основных зон на поверхности планеты, объяснить причины смены природных зон, показать изменения природных зон под воздействием деятельности человека).

Задачи обучающие:

  1. Объяснить понятия «природная зона», «высотная поясность», «широтная зональность».
  2. Сформировать целостное понятие о природных зонах Земли как естественных территориальных комплексах.
  3. Показать закономерность и причину смены природных зон.

Задачи развивающие:

  1. Развитие навыков работы с географической картой.
  2. Умение обобщать и классифицировать информацию (самостоятельное составление характеристик природных зон Земли).

Задачи воспитательные:

  1. Развитие уважительного и бережного отношения к живой природе.
  2. Развитие интереса к географии и смежным дисциплинам (биология, ботаника и т.п.).

Этапы урока:

  1. Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
  2. Введение в тему (метод повторения пройденного материала), постановка проблемы.
  3. Изучение нового материала (лекционный метод, работа с географической картой, игровой момент).
  4. Физкультминутка.
  5. Обобщение пройденного материала.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

В качестве дополнительного введения в тему учитель может прочитать стихотворение (или попросить сделать это учащегося) о природных зонах Земли. Это необходимо для создания у учеников особого настроения и лучшей усвояемости новых знаний.

В качестве эпиграфа можно использовать:

  • В. Кеулькута «Тихо в тундре на рассвете»;
  • В. Безладнов «А на Севере, друзья»;
  • Н. Заболоцкий «В тайге»;
  • Э. Асадов «В тайге»;
  • Ю. Друнина «В степи»;
  • П. Вяземский «Ещё тройка»;
  • Н. Божукова «Вы рассказали о пустыне...».
  1. Введение в тему, постановка проблемы

Учитель напоминает ученикам о пройденных смежных темах о природных зонах земли, задаёт наводящие вопросы:

Климат одинаков на всей Земле?

Что такое зональность?

Каковы причины зональности?

Сколько поясов освещённости на Земле, как они называются?

В каком из поясов освещённости мы живём?

Что такое высотная поясность?

Педагог корректирует ответы детей, дополняя их.

  1. Изучение нового материала

Учитель под запись даёт определение термину «природная зона» и объясняет его на конкретных примерах. Далее педагог обращается к географической карте, а ученики - к личным атласам. Наглядно показываются природные зоны Земли. Для стимуляции мозговых процессов задаётся вопрос:

Почему природные зоны называются природными ? (названы так из-за преобладающей на этой территории растительности)

В форме рассказа педагог объясняет причину размещения природных зон (закон широтной зональности). Так происходит окончательное формирование понятия «широтная зональность».

Для закрепления новых знаний ученики по очереди вызываются к доске и на карте показывают ту или иную природную зону.

Учитель объясняет, что природные зоны меняются не только по широте, но и по высоте (формирования понятия «высотная зональность»). Для лучшего запоминания и рефлексии задаётся вопрос:

Почему это происходит? (с высотой изменяется давление и температура)

Для закрепления результата внедряется игровой момент - загадки. В качестве загадок могут использоваться следующие:

Вот перед нами лесной биом,

Растений и животных очень много в нём.

Он многоярусный, лианой оплетён,

И «лёгкими Земли» зовется он.

В нём много «драгоценностей» растёт,

Их в медицине использует народ.

На карте вдоль экватора найдёшь

И мне ты эту зону назовёшь

(ответ: влажные экваториальные леса)

С приближением лета с каждым днем все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветков, нет яркой травы - пожелтела, выгорела, будто огонь спалил: остались только травы с узкими листьями

(ответ: степь)

Это безлесная заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холод ная, с морозами ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев,

снега немного, земля промерзает на большую глубину?

(ответ: тундра) и т.п.

Педагог делает краткие выводы по полученному объёму знаний.

  1. Физкультминутка

Проводится в традиционной форме, т.е. в виде зарядки (приседания, прыжки на месте и т.д.). Может присутствовать и познавательный момент: на каждое совершаемое физическое упражнение ученик должен ответить на какой-либо вопрос (например, какие животные встречаются в тундре или чем полезны для планеты влажные экваториальные леса).

  1. Обобщение пройденного материала

Осуществляется в виде рассказа с элементами беседы, т.е. вовлечением детей в процесс обучения. Ещё раз проводится работа с географической картой. В качестве закрепления дети рисуют контурные карты в тетрадях, закрашивая природные зоны определённым цветом.

Резюме урока осуществляет учитель самостоятельно или с помощью учеников. Для этого задаются вопросы о полученных понятиях (природная зона, широтная и высотная зональность).

  1. Домашнее задание

Даётся по рекомендации учебника. В качестве творческого задания можно предложить синтезированную работу - сочинение на тему «Как я побывал в... (тундре, пустыне, тайге и т.п.)». Это одновременно закрепит полученные на уроке знания, разовьёт творческие способности и благоприятно скажется на развитии речи.

Природные условия каждого материка определяются географическим положением, историей его формирования, рельефом, климатом. На поверхности Земли наблюдаются зональные закономерности в размещении этих компонентов природы и крупных природных комплексов. От экватора к полюсам меняются климатические пояса и природные зоны.

Самыми крупными природными комплексами географической оболочки, многие из которых почти кольцами опоясывают земной шар, являются географические пояса.

Кольцевая форма размещения географических поясов нарушается конфигурацией и рельефом материков. Во всех географических поясах, там, где есть горы, выделяются области высотной поясности.

На Земле 13 географических поясов: один экваториальный, два субэкваториальных, два тропических, два субтропических, два умеренных, два субполярных (субарктический и субантарктический), два полярных (арктический и антарктический). Географические пояса подразделяются па природные зоны.

Природная, или географическая, зона - это территория, все природные компоненты (грунты, рельеф, воды, климат, почвы, растительный и животный мир, хозяйственная деятельность человека) которой тесно связаны между собой. Географические зоны суши не образуют сплошных полос, они прерываются в морях и океанах, но особенно отчетливо выражены на равнинах. Зональность зависит от количества тепла, осадков, их соотношения, удаленности от океанов, горных цепей, стоящих на пути воздушных течений, а все это, в конечном счете, зависит от формы Земли.

Природные зоны распределены в строго определенном порядке, который обусловлен климатом, в основном соотношением тепла и влаги. От климата зависит, прежде всего, распределение растительности на Земле. Именно с климатом связаны продолжительность вегетационного периода и все особенности развития зеленых растений. Поэтому основным типам климата, выделяемым на земном шаре, соответствуют различные природные зоны с характерными для них растительными типами сообществ.

Экваториальный географический пояс занимает на всех материках часть территории по обе стороны от экватора, не образуя сплошного кольца. В этом поясе располагается одна природная зона - зона влажных экваториальных лесов, господствуют влажные экваториальные воздушные массы. Тепло поступает в больших количествах и сравнительно равномерно в течение года. Годовая сумма осадков 2500-4000 мм. Атмосферное увлажнение избыточное. Почвы красно-желтые.

Зона экваториальных лесов хорошо выражена на территории Южной Америки (бассейн Амазонки), Африки (бассейн Конго), на островах Индонезии. Огромные площади девственных лесов (гилей) образованы вечнозелеными крупнолистными деревьями, которые располагаются в 4-5 ярусов. Обильны лианы, травяной покров беден. Избыток влаги определяет развитие болот.

Многие представители животного мира почти всю жизнь проводят на кронах деревьев (обезьяны, полуобезьяны, ленивцы, птицы).

Субэкваториальные географические пояса (северного и южного полушарий) расположены по обе стороны от экватора. Большую территорию эти пояса занимают в Африке и Южной Америке. Климат субэкваториальный с влажным летом, когда господствуют влажные экваториальные воздушные массы, и сухой жаркой зимой, когда преобладают сухие тропические воздушные массы. В этих географических поясах выделяют две природные зоны: переменно-влажных листопадных лесов и саванн. Почвы красные, а в более сухих местах красно-бурые.

Тропические географические пояса находятся в северном и южном полушариях, на материках им соответствуют пустыни. Здесь преобладают сухие тропические массы воздуха, дуют пассаты, летом - самые высокие температуры на Земле. В этих поясах располагаются природные зоны пустынь и полупустынь, и только в местах, где пассаты приносят влагу с океанов, растут влажные тропические леса на красно-желтых почвах.

Субтропические географические пояса являются переходными от тропических к умеренным. Климат субтропический, воздушные массы сменяются по сезонам. В связи со значительной протяженностью субтропических географических поясов, особенно в северном полушарии, природные условия неодинаковы в разных их частях. Различное увлажнение определяет наличие в этих поясах пяти природных зон. На западных побережьях материков климат средиземноморский, лето сухое, жаркое - господствуют тропические воздушные массы, зима теплая, влажная - преобладают воздушные массы умеренных широт. Здесь зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников. В центральных частях материков климат субтропический континентальный с холодной зимой и жарким сухим летом. Здесь пустыни и полупустыни с сероземными почвами. На восточных побережьях материков климат субтропический муссонный, распространены зоны влажных лесов, лесостепей и степей.

Умеренные географические пояса находятся в умеренных широтах. В северном полушарии умеренный пояс занимает большие пространства и самая северная его граница расположена почти на 70 о с.ш. В южном полушарии умеренный пояс занимает небольшую площадь суши на юге Южной Америки и в южной части о. Тасмания. В этих поясах четко выражены сезоны года, преобладают воздушные массы умеренных широт, господствуют западные ветры, а на восточных побережьях материков - муссоны. На территории умеренного географического пояса расположены зоны: тайги, смешанных лесов на подзолистых почвах, широколиственных лесов на бурых лесных почвах. Затем внутри материков леса сменяются лесостепью и степью на черноземных почвах, а степи - полупустынями и пустынями на каштановых и серо-бурых почвах.

Субполярные пояса занимают зоны тундры и лесотундры. В северном полушарии субполярный пояс охватывает северные части Евразии и Северной Америки. Климат субарктический, летом преобладают умеренные воздушные массы, а зимой арктические. Вечная мерзлота мешает просачиванию влаги, испарение невелико, это вызывает заболачивание.

Полярные географические пояса - в северном полушарии полярный арктический пояс расположен на островах Северного Ледовитого океана, в южном - полярный антарктический пояс занимает материк Антарктиду. Господствуют холодные с отрицательными температурами воздушные массы. Бывают длинные полярные день и ночь. Большие пространства покрыты материковым льдом и представляют собой ледяные пустыни. Только в отдельных местах, освобождающихся от снега и льда, летом растут мхи и лишайники. В арктическом поясе расположена зона арктических пустынь, занимающая острова Северного Ледовитого океана; в антарктическом - зона антарктических пустынь. Карлович И.А. Геэкология: Учебник для высшей школы. - М.: Академ. Проект: Альма - Матер, 2005. - С.25.

Таким образом, на поверхности Земли наблюдаются зональные закономерности в размещении этих компонентов природы и крупных природных комплексов. От экватора к полюсам меняются климатические пояса и природные зоны в зависимости от близости нахождение к полюсам Земли.

Вопрос 1. Перечислите основные природные зоны Земли.

Природные зоны - это природные комплексы, занимающие большие площади и характеризующиеся господством одного зонального типа ландшафта. Они формируются преимущественно под влиянием климата - особенностей распределения тепла и влаги, их соотношения. Каждой природной зоне присущ свой тип почв, растительности и животного мира.

К основным природным зонам относят: тайгу, тундру, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни и полупустыни, саванны, влажные экваториальные леса.

Вопрос 2. От чего зависит распространение природных зон на Земле?

Распространение природных зон на планете зависит от климата, главным образом от распределения тепла и влаги.

Вопрос 3. Дайте краткую характеристику тундры.

Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелящихся кустарников. Тундра распространена в субарктическом климатическом поясе только на территории Северной Америки и Евразии, отличающихся суровыми климатическими условиями (мало солнечного тепла, низкие температуры, короткое холодное лето, малое количество осадков).

Лишайник ягель называли «оленьим мхом», потому что он является главным кормом северного оленя. В тундре обитают также песцы, лемминги - мелкие грызуны. Среди скудной растительности встречаются ягодные кустарники: черника, брусника, голубика, а также карликовые деревца: береза, ива.

Вечная мерзлота в почве - характерное для тундры, а также сибирской тайги явление. Стоит начать копать яму, как на глубине около 1 м встретится мерзлый слой земли толщиной в несколько десятков метров. Это явление необходимо учитывать при строительстве, промышленном и сельскохозяйственном освоении территории.

В тундре все очень медленно растет. Именно с этим связана необходимость внимательного отношения к ее природе. Например, потравленные оленями пастбища восстанавливаются только через 15-20 лет.

Вопрос 4. Какие деревья составляют основу тайги, смешанных и широколиственных лесов?

Южнее тундры, там, где еще очень холодные зимы, раскинулась тайга. Основа природного сообщества тайги - нетребовательные к теплу хвойные деревья. Лиственница, кедровая сосна, ель, пихта образуют таежные леса, которые занимают огромные пространства. В тайге живут глухарь, кедровка, летяга, соболь.

К югу от тайги, где больше тепла и совсем нет многолетней мерзлоты, растут теплолюбивые лиственные деревья - дуб, клен, липа. Вместе с другими деревьями, разнообразными кустарниками, травами, грибами и, конечно, животными они образуют смешанные и широколиственные леса.

Вопрос 5. Что общего у всех травянистых равнин нашей планеты?

В районах, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов, раскинулись травянистые равнины - степи и саванны. Они есть на всех материках, кроме Антарктиды. Особенно обширны степи в Евразии, а саванны - в Африке. Основу сообщества травянистых равнин составляют, естественно, травы, хотя в саваннах встречаются и отдельно растущие деревья. Травами кормятся разнообразные насекомые и крупные животные: в африканской саванне, например, антилопы, зебры. За этими животными охотятся хищники. Самый известный хищник африканской саванны - лев.

Вопрос 6. Дайте каткую характеристику пустыни.

Пустыня - природная зона, характеризующаяся практическим отсутствием флоры и фауны. Различают песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые пустыни. Самая большая песчаная пустыня Земли – Сахара (от древнего арабского ас-сахра - "пустыня, пустынная степь") – занимает площадь более 8 млн. кв. км. Пустыни расположены в умеренном поясе Северного полушария, субтропических и тропических поясах Северного и Южного полушарий. За год в пустыне выпадает меньше 200 мм, a в некоторых районах - менее 50 мм. Почвы пустынь развиты слабо, содержание в них водно-растворимых солей превышает содержание органических веществ. Растительный покров занимает обычно менее 50% поверхности почвы, причём может совсем отсутствовать на протяжении нескольких километров.

Из-за неплодородности почв и отсутствия влаги животный и растительный миры пустынь достаточно бедны. В таких условиях выживают лишь самые стойкие представители флоры и фауны. Из растений распространены в основном безлистные колючие кустарники, из животных - пресмыкающиеся (змеи, ящерицы) и мелкие грызуны. Растительный покров субтропических пустынь Северной Америки и Австралии более разнообразен, а участков, лишённых растительности, здесь почти нет. Здесь нередки низкорослая акация и эвкалипты.

Жизнь в пустынях сосредотачивается в основном около оазисов – мест с густой растительностью и водоёмами, а также в долинах рек. В оазисах распространены лиственные деревья: туранговые тополя, джиды, ивы, карагача, а в долинах рек - пальмы, олеандры.

Вопрос 7. Почему в степях, саваннах и пустынях мало деревьев?

В саваннах и пустынях мало деревьев, потому что там выпадает очень мало осадков. И деревьям просто не хватает воды.

Вопрос 8. Почему влажный тропический лес – самое богатое видами природное сообщество?

Здесь круглый год очень тепло, выпадают обильные дожди. Эти условия особенно благоприятны для растений и животных. Поэтому влажный тропический лес - самое богатое видами природное сообщество Земли.

Вопрос 9. С помощью примеров докажите, что распространение природных зон на Земле зависит от распределения тепла и влаги.

Внешний облик природной зоны определяется типом растительного покрова. Но характер растительности зависит от климатических условий - теплового режима, увлажнения, освещенности, почв и т.д.

Как правило, природные зоны вытянуты в виде широких полос с запада на восток. Между ними нет четких границ, они постепенно переходят одна в другую. Широтное расположение природных зон нарушается неравномерным распределением суши и океана, рельефом, удаленностью от океана.

Обычно саванны простираются там, где увлажнение уже недостаточно даже для произрастания переменно влажных лесов. Они развиваются в глубине материка, а также вдалеке от экватора, где большую часть года уже господствует не экваториальная, а тропическая воздушная масса, а сезон дождей длится менее 6 месяцев. Осадков здесь выпадает в среднем от 500 до 1000 мм в год. Температура лета 20-25°C и выше, зимы - 16-24°C.

Степи встречаются на всех материках Земли, кроме Антарктиды (в умеренных и субтропических поясах Северного и Южного полушарий). Они отличаются обилием солнечного тепла, небольшим количеством осадков (до 400 мм в год), а также теплым или жарким летом. Основная растительность степей - травы. Называются степи по-разному. В Южной Америке тропические степи называют пампой, что на языке индейцев означает «большое пространство без леса». Характерные для пампы животные - лама, броненосец, вискача - грызун, похожий на кролика.

Вопрос 10. Проанализируйте рисунки на странице 129-131 учебника. Есть ли связь между окраской животных и средой обитания (природной зоной)? С чем это связано?

В ходе эволюции организмы приобретают различные свойства, позволяющие им более успешно приспосабливаться к условиям обитания. Например, мех животных севера (песцов, медведей) имеет белую окраску, делая их практически незаметными на фоне снега. Насекомые, питающиеся цветочным нектаром, имеют строение и длину хоботка, идеально подходящие для этого. Ласты тюленей, преобразованные из лап их сухопутных предков, прекрасно приспособлены к передвижению в воде. Жирафы живут в саванне и поедают листья деревьев на большой высоте, в чем им помогает длинная шея.

Таких примеров можно привести множество, так как каждое живое существо обладает большим количеством признаков, приобретенных в процессе приспособления к конкретным условиям обитания.

Вопрос 11. Назовите эти организмы. В каких природных зонах они обитают?

Карликовая береза распространена в зоне тундры. Ленивец обитает во влажном тропическом лесу. Кедровка распространена в тайге. Зебра обитает в саванне. Дуб характерен для широколиственного леса. Джейран встречается в пустынях. Белая сова обитает в тундре.

Вопрос 12. Использую карту на странице 132-133 учебника, назовите природные зоны, встречающиеся на территории нашей страны. Какие из них занимают наибольшую территорию?

На территории России четко выражена зональность многих природных процессов и явлений. Это обусловлено большой протяженностью страны с севера на юг и господством равнинного рельефа. На обширных равнинах последовательно представлены следующие природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесотундра, леса, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, субтропики. В горных районах выражена высотная поясность.

Планета Земля – это уникальный источник жизни, внутри которого все развивается закономерно. Каждый материк – это отдельный биокомплекс, на котором приспособились жить разные виды растений и животных. В географии отдельные территории, имеющие схожий климат, почву, растительный и животный мир принято называть природными зонами.

Типы зональности

Зональность – это разделение территорий континентов и океанов на отельные части, которые называются зоны. Отличить их друг от друга проще всего по характеру растительности, ведь именно от него зависит какие животные могут обитать в этом регионе.

Рис. 1. Природа на Земле

В закономерность размещения природных зон есть три типа зональности:

  • Смена природных зон по широтам . Двигаясь от экватора к полюсам, можно заметить, как сменяются комплексы один за другим в горизонтальном положении. Особенно четко прослеживается эта закономерность на Евразийском континенте.
  • Зональность по меридианам . Природные зоны, также сменяются по долготе. Чем ближе к океану, тем больше его воздействие на сушу. И чем дальше вглубь к континенту, тем умереннее климат. Такая зональность прослеживается в Северной и Южной Америке, Австралии.
  • Вертикальная поясность . Как известно, смена природных зон происходит в горах. Чем дальше от поверхности земли, тем становится холоднее и меняется характер растительности.

Причины зональности

Закономерность расположения природных зон обусловлена разным количеством тепла и влаги на разных территориях. Где выпадает много осадков и высокий уровень испарения – появляются влажные экваториальные леса, где много испарения, а осадков мало – саванны. Где вообще нет осадков и весь год сухо – пустыни и так далее.

Главная причина зональности – разница в количестве тепла и влаги в разных районах, двигаясь от экватора к полюсам.

Рис. 2. Рассвет в степи

Чем обусловлено разное соотношение тепла и влаги?

Распределение тепла и влаги на Земле зависит от формы нашей планеты. Как известно, она шарообразная. Ось вращения проходит не прямо, а имеет некоторый наклон. Это приводит к тому, что солнце нагревает разные участки планеты по-разному. Чтобы лучше понять этот процесс, рассмотрим рисунок.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 3. Распределение солнечной энергии на планете

На рисунке видно, что там, где солнца много, поверхность нагревается больше, а значит больше испарение около океанов, соответственно будет достаточно дождей. Глубже в континент – испарение высокое, влажность низкая, и т. д.

Итак, выделим основные причины зональности:

  • шарообразная форма Земли;
  • вращение планеты вокруг своей оси под наклоном.

Причиной зональности в горах является отдаление от поверхности земли.

Что мы узнали?

Природные зоны сменяют друг друга не только по широте, но и по долготе. Это связанно с отдаленностью или близостью с океаном. В горах прослеживается смена природных зон потому, что чем выше – тем холоднее климат. Существуют две основные причины, влияющие на закономерность смены природных зон: шарообразная форма Земли и вращение планеты по наклонной оси.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 6.





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.