Вертолёт Eurocopter Tiger. Технические характеристики. Фото. Ударный вертолет «Тигр» армейской авиации бундесвера Ударный вертолет тигр

Вертолет PAH-2 Tiger разработан консорциумом Eurocopter, в который входят германская фирма MBB и французская Aerospatiale. Согласно принятому в 1987 году представителями ФРГ и Франции соглашению, велась разработка двух вариантов боевого вертолета - противотанкового, единого для обеих стран и получившего в ФРГ название PAH-2, а во Франции - HAC, и вертолета сопровождения и огневой поддержки только для Франции, названного HAP. Первый полет опытного образца вертолета PAH-2 состоялся 27 апреля 1991 года.

Особенностью боевого вертолета PAH-2 являются: способность выполнять боевые задачи круглосуточно и в сложных метеорологических условиях, высокие маневренность, боевая живучесть и эксплуатационная технологичность, качественно новый уровень автоматизации управления бортовыми системами и вооружением, а также широкое применение композиционных материалов.

Все варианты вертолета PAH-2 основываются на единой базовой конструкции (фюзеляж, двигатели, гидравлические, топливные и электрические системы и т.д.), а также на модульной конструкции специального оборудования. В основу базовой конструкции положена схема одновинтового вертолета с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехстоечным шасси с хвостовым колесом.

Вертолет PAH-2 имеет фюзеляж, самолетного типа, выполненный примерно на 80% из композиционных материалов, что не только уменьшает массу конструкции вертолета, но и способствует снижению стоимости жизненного цикла и трудоемкости эксплуатации. В передней части фюзеляжа находятся расположенные по схеме "тандем" кабины летчика и летчика-оператора. Кабина летчика находится впереди, а кабина летчика-оператора - сзади и несколько выше. Основные органы управления дублированы и размещены в обеих кабинах, так что в случае необходимости летчик-оператор может взять управление вертолетом на себя. Конструкция фюзеляжа в целом и шасси выполнены с учетом требований к безопасной повреждаемости конструкций и систем. Для обеспечения безопасности экипажа в случае аварийной посадки в нижней части фюзеляжа имеются панели с сотовым наполнителем, обладающие способностью поглощать кинетическую энергию. Такая конструкция обеспечивает безопасное для экипажа приземление с вертикальной скоростью до 10,5 м/с. Значительную часть энергии в случае аварийной посадки принимают на себя также кресла пилотов и шасси.

Вертолет PAH-2 имеет крыло с размахом 4.5 м, концевые части которого опущены вниз. На крыле предусмотрены четыре узла подвески вооружения или дополнительных топливных баков. Силовая установка состоит из двух турбовальных газотурбинных двигателей MTR 390 с мощностью на максимальном взлетном режиме 958 кВт. каждая. Силовая установка управляется электронно-цифровой системой, обеспечивающей оптимальную работу двигателей на всех режимах. Для уменьшения заметности вертолета в инфракрасном диапазоне сопла двигателей оборудованы устройствами для смешивания выхлопных газов с воздухом. В случае отказа одного из двигателей продолжение полета возможно посредством вывода другого двигателя на чрезвычайный режим. Общая емкость топливных баков составляет 1360 л. Топливные баки оборудованы системой предотвращения взрыва газовоздушной смеси в надтопливном пространстве.

Вертолет PAH-2 снабжен четырехлопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Лопасти винтов изготовлены из композиционных материалов. Все варианты вертолета оснащены разведывательно-прицельной аппаратурой, навигационным оборудованием и системами управления , обеспечивающими их боевое применение днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В состав прицельного комплекса входят: телевизионная камера, инфракрасная система ночного видения, лазерный дальномер-целеуказатель и нашлемные прицелы. Прицельно-навигационная информация может отображаться на нашлемных индикаторах, на лобовом стекле и цветных многофункциональных дисплеях на жидких кристаллах в кабинах членов экипажа.

Вооружение противотанковых вертолетов должно состоять из 8 ПТУР "Hot-2" или 8 новых ПТУР "Trigat" и 4 ракет "Mistral" или "Stinger" класса "воздух-воздух". Вертолеты сопровождения и огневой поддержки вооружаются встроенной 30-мм авиапушкой на турельной установке, пусковыми установками неуправляемых ракет калибром 68мм и 4 ракетами "Mistral".

Eurocopter Tiger (Airbus Helicopters Tiger ) — двухдвигательный ударный вертолет, созданный в начале 1990-хх и введенный в строй в 2003 году концерном Eurocopter. В Германии называется Tiger, во Франции — Tigre.

История Tiger

В 1984 году Вооруженные силы Франции и Германии представили официальные требования к перспективному многоцелевому боевому вертолету. Разработка и создание новой машины была поручена совместному предприятю Aerospatiale и MBB. Однако, уже в 1986 году проект был отменен из-за непомерно высокой стоимости вертолета, который должен был быть создан с нуля, а так же сомнений в необходимости их закупок. ВС Германии посчитали более эффективной и дешевой закупку ограниченной партии вертолетов AH-64 Apache американского производства.

Однако, к 1987 году после реоганизации совместного концерна и оптимизации с целью снижения издержек, проект был возобновлен. Уже к 1989 году был готов совместный эскизный проект будущей машины.

В 1989 году было создано пять прототипов на заводах в Мариньяне и в Донауверте, которые были выбраны производственными площадками. Три прототипа не имели вооружений, еще два отрабатывали бортовое оружие. Первый прототип взлетел в 1991 году.

В 1992 году совместное предприятие Aerospatiale и MBB было реорганизовано в Eurocopter Group. Большая часть проектов обеих фирм были внесены в состав нового концерна, в том числе Tiger.

После летных испытаний проект затормозился. Холодная война окончилась и военные бюджеты стран Европы стали резко урезаться. Однако, проект Tiger продолжил развиваться, хоть и не избежал сокрещний и растягивания длительности работ. Теперь немцам был нужен не только противотанковый вертолет (советские ударные армии уже не угрожали), но и разведчик, эскорт и вертолет поддержки. Лишь в 1999 году Франция и Германия разместили официальные заказы на 160 вертолетов. В 2005 году первые серийные машины начали поставляться в войска.

В 1990-хх главными потенциальными заказчиками экспортных вертолетов Tiger должны были быть Великобритания и Нидерланды. Eurocopter уделял много внимания этим странам, но, с сокращением военных бюджетов и затягиванием работ по выводу вертолетов в серийное производство, обе страны отказались от модели в пользу . В дальнейшем, уже в 2000-хх после начало поставок в армии Франции и Германии, свои заказы на эти вертолеты разместили военные из Испании и Австралии. Планируется заключение контрактов на поставки в Южную Корею, Бразилию, Малайзию и Катар.

Описание: демонстрационные полеты вертолетов Eurocopter Tiger

Конструкция Tiger

Eurocopter Tiger создан по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом

При его создании применялись самые новейшие технические достижения: композиционные материалы, нашлемный прицел, цифровые радиоэлектронные системы, нашлемные индикаторы для летчиков и др. Наличие прочных конструкций шасси, силового набора и бронирование кресел позволяют экипажу в аварийных ситуациях выдерживать посадку со скоростью до 11,5 м/с. Кабина экипажа двухместная с ударопоглощающими бронированными сидениями, расположенными тандемом на разном уровне: пилот впереди, а оператор сзади.

Фюзеляж, полностью выполненный из композиционных материалов, может выдерживать попадания снарядов калибра до 23 мм. Форма кабины экипажа со сдвижным фонарем из бронестекла сводит к минимуму отражения светового и радиолокационного излучения.

В конструкции четырехлопастного несущего винта использованы эластомерные подшипники. Для лопастей разработаны новые аэродинамические профили: концы лопастей стреловидные и отогнуты вниз для улучшения характеристик на режиме висения.

Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей Turbomeca Rolls-Royce MTR390 мощностью по 1285 л.с., установленных рядом. Трансмиссия снабжена двухступенчатым редуктором, способным работать без смазки в течение 30 мин, избыточная прочность дает ему возможность противостоять ударам 12,7-мм пуль.

Вертолет PAH-2 Tiger является первым серийным вертолетом, на приборной доске которого установлены дисплеи на жидких кристаллах, что позволяет читать показания при любом освещении. Имеется также бинокулярный нашлемный прицел для наведения оружия; система управления с двумя каналами резервирования (механическая и электродистанционная).

Модификации

  • UH Tiger (от Unterstützungshubschrauber — вертолет поддежки) — средний многоцелевой вертолет непосредственной поддержки, созданный для Бундесвера (ВС Германии). Вертолет оснащается ракетами PARS 3 LR (выстрелил и забыл), противотанковыми ракетами HOT3, а так же 70-мм неуправляемыми ракетами. Для борьбы с воздушными целями вертолет может оснащаться ракетами AIM-92 Stinger. На вертолет могут быть подвешены 12,7-мм пушки.
  • Tiger HAP / HCP (Hélicoptère d’Appui Protection — вертолет поддежки и эскорта, а так же Hélicoptère de Combat Polyvalent — многоцелевой боевой вертолет) — средний вертолет для борьбы с наземными и воздушными целями, созданный для ВС Франции. Оснащается 30-мм пушкой, 68-мм неуправляемыми ракетами SNEB, 20-мм подвесными пулеметами, а так же ракетами воздух-воздух Mistral.
  • Tiger HAD (Hélicoptère d’Appui Destruction или Helicoptero de Apoyo y Destrucción на испанском) — модификация, изначально аналогичная версии HAP, но более адаптированная для непосредственного боя в условиях активного противодействия. Форсированный двигатель MTR390 имеет на 14% большую тягу, а конструкция лучше защищена от пулевых обстрелов. Создавался для ВС Испании. Оснащается ракетами Hellfire II и Spike ER.
  • Tiger ARH (Armed Reconnaissance Helicopter — боевой разведывательный вертолет) — модификация, созданная для Армии Австралии для замены OH-58 Kaiwa и UH-1 Iroquois. Tiger ARH модернизированная версия Tiger HAP, с установленными лазерными целеуказателями и системами наведения для ракет Hellfire II. Вместо стандартных неуправляемых ракет, вертолет оснащается 70-мм ракетами бельгийской фирмы FZ (Forges de Zeebrugge).

Боевые вертолёты давно стали постоянными участниками всех более-менее заметных войн и конфликтов, а их сравнение - частью любого приличного околовоенного спора. Но баталии вокруг ветеранов «Холодной войны» уже давно пора завершить, поэтому сегодня мы сравним российский Ка-52 и европейский Tiger.

…Тем более, наши собрались ещё 114 «52-х» докупить.

Кто есть кто

Разработка советского боевого вертолёта нового поколения началась в далёком 1976 году, а 17 июня 1982 года в воздух поднялся первый экземпляр В-80 - одноместного боевого вертолёта соосной схемы, получившего известность под индексом Ка-50 и прозвищем «Чёрная Акула». Ко второй половине 2000-х финансирование улучшилось, и военные решили, что им больше нравится двухместная версия машины - Ка-52. Её в серийное производство и запустили. Ка-52 (фото: Антон Петров)

Европейский «Тигр» тоже начался с разработки 1970-х годов, но к первому полёту машина шла долго. «Тигр» полетел впервые лишь в 1991, а его поставки заказчикам начались спустя ещё 10 лет.
Eurocopter Tiger (фото: Mark Broekhans)

Ну, поехали.

Лётные качества

Ка-52 быстрее (почти на 30 километров в час), заметно маневреннее (благодаря соосной схеме) и фактически является самым «летучим» из ударных вертолётов сегодня. Радиус действия у обеих машин примерно одинаков - около 400 километров. Однако у «Тигра» на это уходит меньше топлива: внутренний запас - 1080 килограммов против 1487 у Ка-52. Немудрено, что максимальная взлётная масса тоже серьёзно отличается: 10800 килограммов у Камова против 6000 у «Тигра».

Ка-52 - 5
«Тигр» - 4

Живучесть и защищённость

Традиционно для отечественных боевых вертолётов Ка-52 хорошо забронирован: 350 килограммов приходятся на защиту кабины, защищены также двигатели и ряд других важных узлов. Но только на броню полагаться уже не модно. Вертолёты получают бортовой комплекс обороны «Витебск», способный обнаруживать лазерное излучение и пуск ракет. В составе комплекса - автоматическая система управления, станция активных помех для радаров, система защиты от ракет с тепловыми головками, «ослепляющая» их лазерным прожектором, и традиционные отстреливаемые «ловушки».

Если ничего не спасло, оба пилота Ка-52 имеют катапультные кресла, при этом сначала отстреливаются лопасти винта.

На случай падения внутри кабины (если авария произошла на небольшой высоте) средства пассивной безопасности поглощают значительную часть энергии удара и сохраняют здоровье пилотов.
Ка-52 (фото: Иван Савицкий)

У европейца бронирование заметно легче. Большую долю занимают углепластики и кевлар. Основная ставка делается на пониженную заметность машины во всех диапазонах, а также на бортовой комплекс обороны, который, как и российский «Витебск», защищает вертолёт от ракет с радиолокационным, лазерным и инфракрасным наведением. Кроме того, «Тигр» дополнительно защищён от электромагнитного импульса (машина разрабатывалась в пору ожидания ядерной войны в Европе). Катапультных кресел у «Тигра» нет, но кабина и сиденья так же рассчитаны на смягчение эффекта «жёсткой посадки».

Ка-52 - 4,5
«Тигр» - 4

Огневая мощь

Оба вертолета несут пушку и подвесное вооружение. Сравним. Ка-52 вооружён 30-мм автоматом 2А42 с ленточным питанием, темп огня регулируется в диапазоне 550-800 выстрелов в минуту, в боекомплект входят осколочно-фугасные и бронебойные снаряды. На «Тигре» - тоже 30-мм GIAT 30M в «вертолётной» версии 781 (отличается сниженной дульной энергией и мощностью заряда), чтобы лёгкий вертолёт не «колбасило» после каждой короткой очереди.

Наши заморачиваться не стали - чего там, 11 тонн в вертолете - и оставили характеристики пушки, исходно позаимствованной у боевой машины пехоты, без изменения.

В пользу французского изделия - более гибкое изменение темпа огня, от 300 до 2500 выстрелов в в минуту. В нашу - более тяжёлый снаряд (почти 400 граммов против 240) и большая начальная скорость: 970 метров в секунду против 810, что даёт более высокую точность и дальность стрельбы.
Eurocopter Tiger

Основой арсенала у любого приличного противотанкового вертолёта (а это главные задачи и для Ка-52 и для «Тигра») - управляемые ракеты. «Главным калибром» Ка-52 является «Вихрь» - тяжелая ПТУР с лазерным наведением, дальностью полёта до 8 километров и скоростью под 2200 километров в час. Система управления ракетой позволяет фиксировать луч лазера на цели непосредственно перед попаданием, это резко снижает вероятность успешного противодействия.

Для европейца основным противотанковым комплексом является TRIGAT-LR (не менее многострадальный, чем сам вертолёт - его разрабатывали почти сорок лет!). Комбинированная ИК/ТВ система наведения, 7 километров дальности, максимальная скорость около 1050 километров в час.

Вот над этим сорок лет трудились? Надо было брать у американцев «Хеллфайр» и не позориться. Австралийцы - первые покупатели «Тигра» - к слову, его и взяли.

Кроме противотанковых ракет, обе машины могут нести ракеты «воздух-воздух» (фактически подвешенные под консоли пусковые установки переносных ЗРК), неуправляемые ракеты и пулемётные контейнеры. Общий арсенал на Ка-52 заметно больше в силу его большей массы: до 2300 килограммов против 1500 у «Тигра».

Ка-52 - 4,5
«Тигр» - 3

Бортовая электроника

Как ни странно, но возможности обеих машин в этой части близки. У них есть развитые пилотажно-навигационные комплексы, обеспечивающие полёты в сложных метеоусловиях и в любое время суток. Оба вертолёта оснащены «стеклянными» кабинами с жидкокристаллическими дисплеями, оба имеют нашлемные системы целеуказания.

Пилоты могут наводить оружие на цель поворотом головы.

Возможности систем Ка-52 проверены в бою в Сирии. У «Тигра» есть своя кампания - вертолёты этого типа применяли в Мали, но не слишком удачно. Одну машину потеряли в катастрофе, пилоты погибли. В Сирию и Ирак «Тигры» направлять почему-то не стали. Будем считать это случайностью.
Кабина Ка-52 (фото: Владислав Дмитренко)

Ка-52 - 4,5
«Тигр» - 4,5

Надёжность и удобство в обслуживании

Исправность парка Ка-52 оценивается более чем в 90 процентов. Это надёжные машины с проверенной силовой установкой, и проблем с ними после пары инцидентов в первые годы эксплуатации не возникло.

«Тигр» по прежнему остаётся принцессой на горошине, с готовностью парка в 25-30%.

Отказы регулярно возникают как в электронных системах вертолёта, так и в механической части, что сильно разочаровывает пользователей. В итоге немцы и австралийцы уже ищут варианты замены для своего «электронного чуда». Французы пока держатся.
Eurocopter Tiger

Ка-52 - 5
«Тигр» - 3

Цена

Стоимость Ка-52 «для себя» - около 900 миллионов рублей за штуку, на экспорт - около 20 миллионов долларов (без учёта цены боекомплекта, обслуживания, подготовки пилотов, техников и прочего, способного задрать цену вдвое, а то и выше). «Тигр», как и положено приличной западной машине, дороже - более 40 миллионов долларов за вертолёт (без тех же дополнений).
Ка-52 (фото: Николай Краснов)

Понятно, почему «Тигров» - кроме исходно на них подписавшихся французов, немцев и испанцев - за полтора десятка лет удалось продать на экспорт только 22 штуки. Ка-52 уже отгружено более полусотни, и это явно не предел - особенно после сирийских «демонстрационных полётов».

Ка-52 - 4
«Тигр» - 2,5.

Так, вроде всё посчитали? Ну да, наверное. Что в итоге? В итоге у нас

Eurocopter Tiger – боевой французский вертолёт, разработанный инженерами компании «Eurocopter Group, и выпускаемый с 1991 года.

Начало разработок военного боевого вертолёта Eurocopter Tiger было инициировано французскими и немецкими военными командованиями в 1984 году, и только после обоснованности всех принимаемых решений, в 1986 году, начались первые разработки этого летательного аппарата.

Фото Eurocopter Tiger

Проект будущего боевого вертолёта создавался немецкими инженерами при поддержке французских дизайнеров, при этом, свой первый полёт это воздушное судно осуществило лишь в 1991 году, в то время, как официально представлено оно было только в 2003. Протяжённые разработки были связаны с рядом препятствий, в частности, на первых этапах авиастроителям из «Eurocopter Group» удалось создать хорошее по своим боевым качествам военное воздушное судно, однако, его скоростные характеристики явно оставляли желать лучшего – предельная скорость полёта варьировалась в пределах 195-198 км\ч., в то время, как максимальная дальность полёта не превышала 450 километров, что не являлось целесообразным.

Eurocopter Tiger фото

В конечном счёте, конструкцию боевого вертолёта Eurocopter Tiger удалось в значительной мере оптимизировать, удачно совместив боевые параметры с лётно-техническими характеристиками.

Вертолёт Eurocopter Tiger обладает различным вооружением, позволяющим вести эффективную борьбу с практически любыми наземными целями, будь то единичные вооружённые отряды противника, либо же большие подразделения, включающие в себя бронированную технику и танки. Здесь используется автоматическая 30 мм. авиационная пушка, управляемые и неуправляемые ракеты, средства для борьбы с воздушными целями, включающие в себя самонаводящиеся ракеты и т.п.

Вертолёт Eurocopter Tiger

Силовая установка вертолёта Eurocopter Tiger включает в себя два турбовальных авиадвигателя MTU Turbomeca Rolls-Royce MTR390 способных развивать в совокупном объёме мощность в 2610 л.с., что в свою очередь является весьма значимым показателем для боевого вертолёта. Максимальная скорость полёта этого военного летательного аппарата составляет 315 км\ч., в то время, как сам вертолёт может беспрепятственно осуществлять перелёты на дистанциях до 1300 километров (при наличии дополнительных топливных баков).

Вертолёт Eurocopter Tiger выпускается в нескольких различных модификациях, среди которых:

  • Eurocopter UH Tiger – многоцелевой вертолёт огневой поддержки разработанный по заказу немецких вооружённых сил;
  • Eurocopter Tiger HAP – многоцелевой ударный вертолёт, разработанный для нужд вооружённых сил Франции;
  • Eurocopter Tiger HAD – модифицированный вариант с двигателями Enhanced MTR390 мощностью в 1340 л.с. каждый;
  • Eurocopter Tiger ARH – специальная модификация разработанная для вооружённых сил Австралии.

По данным на середину 2015 года, французскими авиастроителями было выпущено 232 вертолёта этой модели, при этом, спрос боевые воздушные суда продолжает расти даже несмотря на достаточно высокую стоимость одной единицы.

Технические характеристики Eurocopter Tiger.

  • Экипаж: 2-3 человека;
  • Вместимость: отсутствует
  • Длина вертолёта: 14,08 м.;
  • Высота вертолёта: 3,83 м.;
  • Диаметр несущего винта: 13 м.;
  • Масса пустого вертолёта: 3060 кг. (В зависимости от модификации);
  • Максимальный взлётный вес: 6000 кг. (В зависимости от модификации);
  • Крейсерская скорость: 270 км\ч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная скорость полёта: 315 км\ч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная дальность полёта: 1300 км. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная высота полёта: 4000 м.;
  • Силовая установка: 2 × MTU Turbomeca Rolls-Royce MTR390 (В зависимости от модификации);
  • Мощность: 1305 л.с. (В зависимости от модификации).

Airbus Helicopters (ранее Eurocopter) Tiger, представляет собой четырехлопастный двухмоторный вертолет, эксплуатация которого началась в 2003 году. Производится преемником вертолетостроительного отделения Aérospatiale и DASA.

Краткий обзор

Разработка вертолета «Тигр» началась во время холодной войны. Первоначально он задумывался как противотанковая платформа для борьбы против советского наземного вторжения в Западную Европу. В ходе работы над летательным аппаратом Советский Союз распался, но Франция и Германия предпочли продолжить проект уже с целью создания многоцелевого ударного вертолета. Он достиг оперативной готовности в 2008 году.

Eurocopter Tiger стал первым вертолетом из композитных материалов, разработанным в Европе. Его ранние модели отличались такими передовыми решениями, как стеклянная кабина, технология малой заметности и высокая маневренность, увеличивающие его боевую живучесть. С тех пор были введены в эксплуатацию улучшенные модификации, оснащенные более мощными двигателями и совместимые с более широким спектром вооружений. Они использовались в боях в Афганистане, Ливии и Мали.

«Тигр» выполняет широкий спектр боевых задач, включая разведку боем и наблюдение, противотанковую и ближнюю авиационную поддержку, сопровождение и защиту объектов. Вертолет способен работать днем ​​и ночью, в любую погоду и в условиях ядерной, биологической или химической войны. «Тигр» может также использоваться на море, взлетать и садиться на палубу кораблей, включая фрегаты, в экстремальных погодных условиях. Вертолет отличается высоким уровнем маневренности, большая часть которой связана с дизайном его 13-метрового 4-лопастного главного ротора. «Тигр» может выполнять такие фигуры высшего пилотажа, как «мертвая петля» и маневры с отрицательными перегрузками. Его мощь обеспечивается двумя турбовальными двигателями MTR390, управляемыми FADEC.

История разработки

Eurocopter Tiger - относительно новый боевой вертолет, разработанный совместно правительствами Франции и Германии. Он относится к тому же классу, что и американский Hughes AH-64 Apache, российский Ka-50, итальянский Agusta A129 и южноафриканский Denel AH-2.

Идея создания совместного предприятия по производству мощного ударного вертолета возникла в середине 1980-х. Тогда за работу взялись французская авиационная фирма Aerospatiale и немецкое бюро МВВ. Несмотря на финансовые проблемы программы и ее закрытие всего через 2 года, проект был воскрешен в 1987 г. В конце 1989 года был подписан контракт на постройку пяти прототипов, и первый «Тигр» поднялся в воздух в апреле 1991 г. К 1992 г. совместное предприятие Aerospatiale и MBB было реорганизовано в Eurocopter Group. Производство Tiger началось в 2002 г., а поставки - со следующего года.

«EC665 Тигр» был разработан для Франции и Германии в трех конфигурациях: в качестве многоцелевого вертолета огневой поддержки (UHT) для немецкой армии, многоцелевого ударного (HAD) и боевого обеспечения (HAP) для французской армии. Первый полет серийной модели Tiger HAP состоялся в марте 2003 г. Франция заказала 80 машин (40 HAP и 40 HAD), а Германия - 80 вертолетов боевой поддержки. Первый Tiger UHT был поставлен в апреле 2005 г. Всего планировалось закупить 120 «Тигров» для Франции и 120 для ФРГ.

В сентябре 2003 г. Испания выбрала версию вертолета огневой поддержки, вооруженного противотанковыми ракетами Rafael Spike-ER и системами «воздух-воздух» Mistral. Было заказано 24 машины с улучшенным мотором MTR390E и большей полезной нагрузкой. Первые 6 вертолетов версии HAP были доставлены в Испанию в 2007 году и преобразованы в HAD.

Франция первоначально разместила заказ на 70 HAP и 10 противотанковых HAC, но в декабре 2005 г. он был изменен на 40 HAP и 40 HAD. Испания и Франция подписали контракт на разработку вертолета в декабре 2004 года. Tiger HAD впервые поднялся в воздух в декабре 2007-го.

Дизайн

«Тигр» способен летать на небольшой высоте, что делает его очень уязвимым для наземного вражеского огня или естественных препятствий. Поэтому вопросам выживаемости летательного аппарата уделено первостепенное внимание. Фюзеляж вертолета бронирован таким образом, что он может противостоять прямому попаданию 23-мм снаряда. Это достигается благодаря использованию конструкции из кевлара, титана и алюминия с полимером, усиленным углеродным волокном. составляет не менее 80% композита, титан - 6%, а алюминий - 11%. Рамы и балки изготовлены из кевларовых и углеродных ламинатов. Панели сделаны из сотового материала Nomex с наружным слоем из углерода и кевлара. Внутри этой высокоэффективной оболочки установлена защита от молний, современная радиоэлектроника (включая GPS, радиолокаторы и компьютеры) и встроенная в шлемы членов экипажа система целенаведения.

Лопасти выполнены из волоконного композита. Структуры и поверхности, отражающие излучение радаров, были сведены к минимуму.

Внешне Eurocopter Tiger соответствует философии дизайна современных вертолетов. Экипаж из двух человек размещен в двухместной кабине со ступенчатой ​​компоновкой с передней, верхней и боковой видимостью. В отличие от других ударных вертолетов, пилот находится спереди. Вход в его кабину расположен слева, а в кокпит наводчика - справа. Сидения слегка смещены относительно центральной оси, чтобы улучшить обзор с каждой позиции. Нос имеет заметный наклон, а узкий фюзеляж использует преимущество плоских сторон с закругленными краями. Ходовая часть фиксирована и состоит из двух передних колес и хвостового сзади. Вертолет оборудован главным вертикальным стабилизатором с двумя дополнительными вертикальными ребрами, выходящими из его основания. Двигатели размещены вблизи центра тяжести машины.

Навигационная система состоит из двух трехосных кольцевых лазерных гироскопов Thales Avionique, двух магнитометров, двух полетных компьютеров, 4-лучевой доплеровской радиолокационной станции ВАЕ Systems Canada CMA 2012, радиовысотомера, системы глобального позиционирования и набора датчиков малой воздушной скорости.

Вооружение для серии «Тигр» размещается под крыльями. На вертолет можно устанавливать ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля» и противотанковые. Крылья находятся непосредственно сзади и ниже кабины пилота и имеют отличный полиэдральный изгиб. Оружие, которое крепится спереди, зависит от выбора заказчика. Например, французские модели оборудовались 30-мм пушкой GIAT 30, а немецкие - 30-мм Rheinmetall.

Основные характеристики:

  • габариты: 14,08 х 13 х 3,83 м;
  • диаметр основного/рулевого ротора: 13/2,7 м;
  • вес максимальный/без груза: 6/3,06 т;
  • скорость: 315 км/ч;
  • скорость подъема: 642 м/мин;
  • дальность полета: 800 км;
  • максимальная высота полета: 13 км.

Экипаж

Вертолет оборудован стеклянным кокпитом с двумя сидениями и управляется экипажем из двух человек. Пилот находится спереди, а наводчик сидит сзади. Любой из членов экипажа может управлять вооружением или основными средствами управления полетом, при необходимости меняясь ролями. Помимо управления вертолетом, пилот «Тигра», как правило, контролирует системы защиты и коммуникации, а также некоторые второстепенные функции вооружений. Для некоторых видов оружия (например, противотанковой ракеты Trigat) предусмотрены специальные управляющие интерфейсы, a ракетами «воздух-воздух» можно управлять с помощью элементов управления обоих членов экипажа.

Кабина

Каждый кокпит оснащен двумя многофункциональными цветными дисплеями производства компаний Thales Avionique и VDO Luftfahrtgerate Werk, отображающими прицел стрелка, FLIR и видео цифрового генератора карт Dornier/VDO Eurogrid.

Французский Tigre оборудован прицелами TopOwl, производимыми компанией Thales Avionique, которые установлены на шлемах обоих членов экипажа и в виде дисплея в кабине пилота. Команды вертолета «Тигр» в Германии оснащаются шлемами с системой дневного и ночного видения. У австралийских модификаций шлемы оборудованы дисплеем визирования производства компании ADI.

В каждой кабине есть блок управления и индикации, который контролирует системы навигации и связи. В него входит устройство ввода данных и съемный блок памяти, предварительно запрограммированный данными миссии на наземной станции.

Средства защиты

EADS Defense Electronics предоставляет комплект средств EWS, который включает систему предупреждения о радиолокации, лазерном наведении, запусках ракет, центральным процессором Thales и сбрасывателем дипольных отражателей и ИК-ловушек SAPHIR-M компании MBDA. Подобная система установлена ​​на вертолете NH 90. Для испанских «Тигров» комплекты средств радиоэлектронной борьбы производит компания Indra.

Силовая установка

Характеристики вертолета впечатляют: его максимальная скорость равна 315 км/ч, а дальность полета - 800 км (и до 1300 км за счет использования дополнительных топливных баков). Мощность 4-лопастного пропеллера и 3-лопастного хвостового ротора обеспечивают два двигателя Rolls-Royce MTR390. Прицел может быть установлен над основным ротором за счет снижения максимальной скорости до 290 км/ч. Хвостовой пропеллер расположен с правой стороны хвостового оперения.

Модели Tiger HAP и UHT оборудованы двумя турбомоторами MTR390 мощностью 960 кВт (1285 л. с.). Их самоблокирующиеся ударопрочные топливные баки снабжены системой взрывоподавления и обратными клапанами.

«Тигр HAD» оборудован двумя усовершенствованными двигателями MTR390-E мощностью 1094 кВт (1467 л. с.).

Tiger UHT

Вертолеты «Тигр UHT» оборудованы прицелом SAGEM Osiris с инфракрасной камерой с зарядовой связью (IRCCD) и лазерным дальномером. На носу установлен инфракрасный сенсор FLIR с углом обзора 40° x 30°.

«Тигр» может оснащаться 4 ракетами MBDA Mistral или Raytheon Stinger. Органы управления системой «воздух-воздух» находятся на рукоятке управления полетом. Захват цели производится вручную с помощью джойстика или автоматически. Ракета FIM-92 Stinger, также выпускаемая по лицензии EADS (ранее LFK), оснащена 1-кг боеголовкой и имеет дальность до 5 км. Боеголовка «Мистраля» весит 3 кг и имеет дальность полета 6 км.

Многоцелевой вертолет огневой поддержки «Тигр» оборудован ПТУР для запуска противотанковых Euromissile НОТ 3 и Euromissile TRIGAT LR, управляемых стрелком. Одновременно активируется только один вид вооружения.

Дальность действия ракеты TRIGAT LR - от 500 до 5000 м, и она может применяться в режимах прямой атаки или пикирования.

HOT 3 имеет дальность полета до 4000 м.

В июне 2006 г. Германия разместила контракт на поставку ракет PARS 3 (TRIGAT LR). К 2014 г. 680 единиц были поставлены для вооружения немецкого вертолета «Тигр UHT».

Австралийский Tiger ARH оснащен пусковой установкой M299 для Hellfire II, а также 70-мм ракетами.

Tiger HAD

Вертолеты французского типа «Тигр HAD» вооружены восемью ракетами «воздух-земля» Hellfire II с лазерным наведением и дальностью полета более 8 км.

Испанский HAD вооружен Rafael Spike-ER класса «воздух-земля».

Модификация также вооружена 30-мм пушкой Nexter, 70-мм ракетами и 4-мя «Мистралями». Над кабиной устанавливается оптическая система прицеливания Sagem Strix.

В декабре 2015 г. французское агентство по вопросам оборонных закупок (DGA) разместило заказ на 7 боевых Tiger HAD. В декабре 2017 года французская авиация получила свой первый модифицированный вертолет, произведенный компанией Airbus.

Tiger ARH

Разведывательный вертолет «Тигр ARH», производимый для Австралии, оснащается пусковой установкой M299 для Hellfire II, а также вооружен 70-мм ракетами Hydra, 30-мм пушкой Nexter и 4-мя Stinger системы «воздух-воздух».

В декабре 2001 г. Tiger ARH был заказан австралийской армией в количестве 22 единиц. Это модифицированная версия «Тигра HAP» с модернизированными двигателями MTR390, лазерным целеуказателем, включенным в прицел Strix для наведения ракет «воздух-земля» Hellfire II, и «умными» пусковыми установками M299.

Tiger ARH впервые взлетел в феврале 2004 г., а его поставки начались в декабре 2004-го. Принят в эксплуатацию в 2008 г.

Для сборки вертолетов и изготовления запасных частей подразделение Eurocopter Australian Aerospace создало в Австралии местное производство. ADI Ltd является крупным субподрядчиком, отвечающим за работу миссии и систем связи.

Tiger HAP

В качестве вертолета боевой поддержки HAP «Тигр» оборудован пушкой для ближнего боя, 68-мм ракетами на средние и дальние дистанции и «Мистралями» для борьбы с воздушными угрозами. Модель вооружена 30-мм турельной пушкой и либо четырьмя «Мистралями» и 44 ракетами либо 68 ракетами. Одновременно может быть активирован только один вид вооружений.

Вертолет «Тигр HAP» французской армии оснащен 30-мм автоматической пушкой AM-30781 компании Nexter. Скорость стрельбы - 750 выстрелов в минуту. Tiger НАР также вооружен четырьмя «Мистралями» и двумя подвесными контейнерами, каждый из которых вмещает 22 68-мм ракеты SNEB.

«Тигр HAP» оборудован надкабинной оптической системой прицеливания SAGEM Strix, устанавливаемой на гиростабилизированной платформе, инфракрасной и телевизионной камерами с зарядовой связью, лазерным дальномером и прямым оптическим прицелом.

Вертолет может разворачиваться на кораблях французского ВМФ класса «Мистраль» и «Фудр» и на авианосце «Шарль де Голль».

Сколько стоит вертолет?

«Тигр» производится в 4 основных версиях, предназначенных для разных стран. Сегодня вертолеты используют Испания, Франция, Германия, Австралия и Саудовская Аравия. Австралийские «Тигры» собираются в Австралии, а Саудовская Аравия подписала в 2006 г. контракт на поставку 142 единиц нескольких версий.

Стоимость одного Tiger составляет от 27 до 35 млн евро, а всей программы - 14,5 млрд евро. Точно сказать, сколько стоит вертолет, сложно, поскольку его цена зависит от конкретной реализации. Например, «Тигр HAD» оценивается в 44-48 млн долларов США.

В целом ожидается, что Eurocopter Tiger будет долго находиться на вооружении стран Европы и за ее пределами. В мае 2018 г. правительства Франции и Германии одобрили третью по счету модернизацию вертолета, благодаря которой машина останется конкурентоспособной до 2040 г.





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.