Провал идеи коллективной безопасности. Проблема коллективной безопасности в Европе Почему не была создана система коллективной безопасности

В 1933-1936 гг. стали намечаться контуры системы коллективной безопасности, консолидации борцов с фашизмом. Советский Союз выступил первым с инициативой сохранения мира и предотвращения агрессии. В феврале 1933 г. он внес на рассмотрение конференции по разоружению проект Декларации об определении нападающей стороны. Проект содержал перечень действий государств, совершение которых должно было быть признано как нарушение мира и агрессия.

Идея создания системы коллективной безопасности встречала поддержку у многих политических руководителей Европы. Так, выявилась близость позиций с рядом влиятельных деятелей Франции - Л. Барту, Ж. Полем Бонуром, Э. Эррио. К попыткам создать систему коллективной безопасности подключились король Югославии и министр внутренних дел Румынии, ряд политических деятелей Англии. В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций, в 1933 г. были установлены дипломатические отношения Советского Союза и США, в 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи.

Созданию единого фронта противодействия фашизму мешал серьезный раскол демократических и левых сил в капиталистических странах Европы. Этому способствовала также тактика Коминтерна, в документах которого указывалось, что «социал-демократия, в моменты для капитализма критические, нередко играет фашистскую роль». Данные установки были пересмотрены только на VII Конгрессе Коминтерна (1935 г.). Известную часть вины за приход фашистов к власти Коминтерн возложил и на сами коммунистические партии, которые допустили ряд серьезных ошибок в борьбе за массы. Вторая половина 30-х гг. характеризовалась заметным подъемом международного рабочего и демократического движения. Во многих странах сложилось взаимодействие коммунистов и социал-демократов, всех антифашистских сил. Во Франции, Испании, Чили такое единство выражалось в форме широких блоков на антифашистской платформе. Здесь был поставлен заслон фашизму.

В 1936 г. в Брюсселе состоялся Международный конгресс мира. В его работе участвовали 4,5 тыс. делегатов из 35 стран, представляющие 750 национальных и 40 международных организаций. Конгресс выработал единую платформу миролюбивых сил. Во время гражданской войны и итало-германской интервенции в Испании (за время войны в Испанию прибыло более 200 тыс. итальянских и немецких солдат) антифашистские организации оказывали республиканцам Испании большую помощь: из 54 стран мира отправились добровольцы численностью свыше 50 тыс. человек, проводилась широкая международная кампания по сбору и доставке материальных средств, вывоз испанских детей и раненых и др. Англия, Франция, США и другие государства Запада заключили соглашение (август 1936 г.) о невмешательстве в испанские дела. Однако на заключительном этапе войны французское правительство летом 1938 г. закрыло франко-испанскую границу, а Комитет по невмешательству принял решение вывести всех иностранных добровольцев из Испании. Выведены были интернациональные бригады, а регулярные итало-германские воинские части остались. Наконец, правительства Англии и Франции официально признали фашистское правительство Франко.

Советский Союз был единственным государством, последовательно защищавшим законные права и интересы республиканской Испании. Он предоставил Испании кредит на сумму 85 млн. долларов, поставлял оружие, оказывал большую помощь по линии Красного Креста. Десятки пароходов с продовольствием, медикаментами, одеждой отправлялись Испанской республике. По всей стране шел сбор средств для Испании. Но усиление блокады республики затрудняло помощь Испании.

В марте 1938 г., когда немецко-фашистские войска вступили в Австрию, только Советский Союз осудил агрессора. Безнаказанность агрессии поощряла Германию к новым захватам.

В условиях обострения международной обстановки в конце 30-х гг. и развертывании военных действий фашистской Германии Советское руководство занимает четкую и недвусмысленную позицию. Когда нависла угроза агрессии над Чехословакией, правительство СССР предложило Франции начать переговоры генеральных штабов вооруженных сил СССР Франции и Чехословакии для обсуждения конкретной помощи Чехословакии. Предлагалось также созвать международную конференцию в защиту Чехословакии и обратиться в Лигу Наций для воздействия на агрессора. Ответа со стороны Франции и Чехословакии не последовало.

26 апреля 1938 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин сделал заявление, в котором говорилось о готовности СССР выполнить свои обязательства, прийти на помощь Чехословакии, не дожидаясь Франции. Нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов 22 августа 1938 г. известил посла Германии в Москве Шуленбурга, что если дело дойдет до войны, то Советский Союз поддержит Чехословакию, «сдержит свое слово и сделает все, что в его силах». Были приняты меры военного характера: к Западной границе подтянуто 30 дивизий, введены танковые соединения и авиация, части пополнены резервистами. Большую роль в отражении агрессии могло сыграть и советско-чехословацкое военное сотрудничество. По основным параметрам чехословацкие танки в 1938 г. превосходили немецкие. Чехословацкая армия располагала значительным количеством первоклассной артиллерии (после оккупации Чехословакии немцы захватили 2675 орудий всех типов). Ведущие чехословацкие автозаводы выпускали автомобили повышенной проходимости, которые считались по тому времени самыми современными, - удельный вес военной промышленности Чехословакии на мировом рынке оружия составлял 40%.

Согласно германскому плану «Грюн», в операциях против Чехословакии предусматривалось использование 30 дивизий, в то время только Чехословакия имела 45 дивизий (свыше 2 млн. человек), 1582 самолета, 469 танков; на границе с Германией имелись мощные пограничные укрепления, не уступавшие французской линии Мажино. Совместные выступления СССР, Франции, Англии грозили для Германии военной катастрофой. Однако западные союзники, заключив Мюнхенскую сделку о разделе Чехословакии, обязали ее отказаться от договора с СССР. И чехословацкое правительство, отвергнув советскую военную помощь, капитулировало.

Весной 1939 г. в связи с резкой эскалацией агрессивных действий фашистских государств Советское правительство обратилось к Англии и Франции с конкретными предложениями о заключении соглашения о взаимной помощи, включая военную конвенцию на случай агрессии в Европе. Советское правительство полагало, что для создания действительного барьера миролюбивых государств против дальнейшего развертывания агрессии в Европе необходимы по крайней мере три условия:

1) заключение между Англией, Францией и СССР эффективного пакта о взаимопомощи против агрессии;

2) гарантирование безопасности со стороны этих трех великих держав государствам Центральной и Восточной Европы, находящимся под угрозой агрессии, включая сюда также Латвию, Эстонию, Финляндию;

3) заключение конкретного соглашения между Англией, Францией и СССР о формах и размерах помощи, оказываемой друг другу и гарантируемым государствам, без чего (без такого соглашения) пакты взаимопомощи рискуют повиснуть в воздухе, как это показал опыт с Чехословакией.

Английские же гарантии безопасности распространялись лишь на Польшу и Румынию, ввиду чего северо-западные границы СССР со стороны Финляндии, Эстонии, Латвии оставались неприкрытыми.

2 июня 1939 г. Советское правительство передало правительствам Англии и Франции проект договора, который учитывал все предложения, выдвинутые в процессе переговоров.

Глава французского правительства не мог не признать предложения советской стороны логичными. Под давлением все растущей критики со стороны различных общественных слоев Англии по поводу медленного хода переговоров в Москву был направлен всего лишь чиновник Министерства иностранных дел, бывший ранее советником английского посольства в СССР.

Английские предложения не предусматривали гарантий Эстонии, Латвии и Финляндии, в то же время требовали гарантий помощи со стороны СССР в отношении Польши, Румынии, Бельгии, Греции и Турции, затем поставили вопрос о распространении гарантий трех держав на Голландию и Швейцарию.

Англичане и французы всячески затягивали переговоры: с момента поступления первого английского предложения, т.е. 15 апреля, прошло 75 дней; из них Советскому правительству потребовалось на подготовку ответов на различные английские проекты и предложения 16 дней, а остальные 59 дней ушли на задержку и проволочки со стороны англичан и французов.

Правительства Англии и Франции считали свои контакты с СССР прежде всего средством давления на Германию. Германский посол в Лондоне Дирксен констатировал, что «Англия хочет посредством вооружений и приобретения союзников усилиться и поравняться с «осью», но в то же время она хочет попытаться путем переговоров прийти к полюбовному соглашению с Германией».

Американский поверенный в делах во Франции Вильсон писал в госдепартамент 24 июня 1939 г. о сложившемся у него впечатлении, что, возможно, готовится второй Мюнхен, на этот раз за счет Польши.

14 июля Ллойд Джордж в беседе с советским полпредом в Лондоне критиковал политику английского правительства, выражая большое беспокойство относительно хода и перспектив англо-советских переговоров. По его словам, чемберленовская клика не может примириться с идеей пакта с СССР против Германии.

18 июля, а затем снова 21 июля 1939 г. состоялись беседы доверенного лица Чемберлена Вильсона с гитлеровским эмиссаром Вольтатом - чиновником для особых поручений в ведомстве Геринга. Вильсон предложил заключить англо-германский пакт о ненападении и подписать декларацию о невмешательстве во внутренние дела друг друга. 20 июля по инициативе Вильсона имела место встреча Вольтата с министром заморской торговли Англии Хадсоном, который высказал мнение, что «... в мире существует еще три большие области, в которых Германия и Англия могли бы найти широкие возможности приложения своих сил, а именно: английская империя, Китай и Россия».

29 июля во время встречи представителей лейбористской партии Англии с советником Германского посольства в Лондоне рассматривались предложения о заключении между Англией и Германией «соглашения о разграничении сфер интересов».

В июле 1939 г. в Токио было подписано соглашение, по которому Англия признавала японские захваты в Китае и обязывалась не препятствовать там японской агрессии. Это был «дальневосточный Мюнхен», по которому Китаю отводилась в Азии такая же роль жертвы агрессии, как Чехословакии в Европе. Соглашение было подписано в разгар вооруженного конфликта, развязанного Японией против СССР и Монгольской Народной Республики у реки Халхин-Гол.

3 августа 1939 г. Вильсон имел встречу с германским послом в Лондоне Дирксеном. Излагая содержание предложенной английской программы переговоров, Дирксен писал: «...Англо-германское соглашение, включающее отказ от нападения на третьи державы, начисто освободило бы британское правительство от принятых им на себя в настоящее время гарантийных обязательств в отношении Польши, Турции и т.д.».

Как видно из приведенных документов, английское правительство в случае достижения англо-германского соглашения было готово сразу же прекратить переговоры с Советским правительством, а также отказаться от своих гарантий странам Восточной Европы, благословляя гитлеровцев на продолжение их «Дранг нах Остен».

В это же время Германия активизировала проникновение в Прибалтийские государства. Летом 1939 г. состоялись тайные визиты в Эстонию и Финляндию начальника штата германской армии генерала Гальдера и главы германской военной разведки адмирала Канариса. В период англо-франко-советских переговоров были подписаны договоры между Германией и Эстонией, Германией и Латвией.

25 июля 1939 г. английское правительство наконец приняло советское предложение начать переговоры о заключении англо-франко-советского военного соглашения. 26 июля министр иностранных дел Франции известил, что французская делегация выедет в Москву.

Для ведения военных переговоров Советское правительство назначило делегацию во в главе с народным комиссаром обороны маршалом Ворошиловым. Членами делегации были назначены начальник Генерального штаба РККА Шапошников, народный комиссар Военно-морского флота Кузнецов, начальник Военно-воздушных сил РККА Локтионов и заместитель начальника Генерального штаба РККА Смородинов.

В состав английской делегации входили адмирал Дракс, маршал военно-воздушных сил Англии Барнет и генерал-майор Хейвуд. Делегации дана была директива «вести переговоры очень медленно». Американское посольство в Лондоне сообщало 8 августа в госдепартамент США, что английской военной миссии «даны указания сделать все возможное для того, чтобы переговоры продолжались до 1 октября».

Глава английской делегации Дракс заявил, что он «не имеет письменного полномочия» и что он «уполномочен вести только переговоры, но не подписывать пакта (конвенции)».

В состав французской военной делегации вошли член Верховного Военного совета Франции генерал Думенк, командир 3-й авиационной дивизии генерал Вален, профессор Военно-морской школы Вийом и др. Французская делегация имела полномочия только на ведение переговоров, но не на подписание какого-либо соглашения.

На вопрос главы советской военной миссии: «Есть ли у миссий Англии и Франции соответствующие военные планы?» - Дракс ответил, что, приезжая в Москву по приглашению Советского правительства, он «рассчитывал, что проект будет предложен советской миссией».

Кардинальным вопросом переговоров стал вопрос о проходе советских войск через польскую территорию, «чтобы непосредственно соприкоснуться с противником, если он нападет на Польшу», или «через румынскую территорию, если агрессор нападет на Румынию». Эти вопросы не были разрешены в ходе переговоров, так как польское правительство даже в условиях непосредственной опасности со стороны Германии не изменило антисоветского курса своей внешней политики. Еще 11 мая 1939 г. польский посол в Москве заявил, что Польша не считает возможным заключение пакта о взаимопомощи с СССР. Во время переговоров в Москве 20 августа польский министр иностранных дел Ю.Бек направил телеграмму своему послу во Франции: «Польшу с Советами не связывают никакие военные договоры, и польское правительство такой договор заключать не собирается».

В Париже, однако, нарастала тревога в связи с усиливающейся германской агрессивностью.

Французская дипломатия, балансируя между старой политикой умиротворения и боязнью германской агрессии, вела себя на переговорах непоследовательно, но 21 августа французское правительство уполномочило своих представителей подписать тройственную военную конвенцию. Одновременно представители Франции в Варшаве пытались воздействовать на польское правительство, дать согласие на пропуск советских войск через польскую территорию в случае возникновения войны с агрессором (имелась в виду Германия) и включить это соглашение в текст конвенции. Но переговоры зашли в тупик из-за позиции правительства Англии, которое не дало полномочий своей делегации на подписание военной конвенции. «Британское правительство, - говорилось в утвержденной на заседании комитета обороны Англии 2 августа 1939 г. инструкции для делегации на московских переговорах, - не желает быть втянутой в какое бы то ни было определенное обязательство, которое могло бы связать нам руки при любых обстоятельствах. Поэтому в отношении военного соглашения следует стремиться к тому, чтобы ограничиваться сколь возможно общими формулировками... не вести переговоры по вопросу обороны Прибалтийских государств».

Польша и Румыния согласия на проход советских войск через польскую и румынскую территории в целях участия в военных действиях против Германии также не дали.

Безрезультатность московских переговоров, Мюнхенское соглашение западных стран с фашистами, подталкивание гитлеровской агрессии на Восток, тайные англо-германские переговоры в Лондоне на основе предложенной Англией глобальной программы разрешения англо-германских противоречий: заключение пакта о ненападении и невмешательстве в дела друг друга, возвращение Германии колоний, признание Восточной и Юго-Восточной Европы сферой интересов Германии, раздел мировых экономических рынков, таких, как Китай, Британская империя, Советский Союз и др., - ставило нашу страну в условия международной изоляции. Возросла военная угроза и с Востока, где японские милитаристы вновь предприняли акт агрессии.

Уже в конце 1938 - начале 1939 гг. многочисленные ведомства рейха, в том числе такие, как «научно-исследовательские институты» Розенберга, министерство пропаганды и военная разведка, занимались планами присоединения Украины и других областей Советского Союза.

В августе 1939 г. Советским правительством были получены сведения о том, что завершается приведение германской армии в боевую готовность и сосредоточение ее у польской границы. Стало известно, что в период с 25 по 28 августа могут начаться военные действия Германии против Польши. Поэтому Советскому Союзу приходилось думать об альтернативном выходе.

Германия была заинтересована в заключении договора о ненападении с СССР, так как хотела, чтобы СССР остался нейтральным после ее нападения на Польшу. По документам известно, что решение о нападении на Польшу было принято тогда, когда не было и разговора о пакте о ненападении. В июне, когда полным ходом шли советско-англо-французские переговоры, Гитлер говорит о том, что нападение состоится независимо от того, будет ли заключен договор между Англией, Францией и СССР, что германско-польский конфликт будет разрешен так, как задумано в Берлине.

После захвата Австрии и особенно Чехословакии гитлеровский вермахт резко вырвался вперед в смысле военно-технического оснащения по сравнению со всеми другими армиями. Ведь Чехословакия была крупнейшим экспортером оружия. И все это оказалось в распоряжении Гитлера. Превосходство вермахта стало бесспорным. Гитлер писал Муссолини: «...Польская армия будет разбита в кратчайшие сроки. Я сомневаюсь, что возможно было бы добиться такого успеха через год или два».

Анализ секретной переписки между германским посольством в Москве и Берлином в июне-августе 1939 г. говорит о том, что Советское правительство осторожно относилось к предложению Германии о заключении договора. Вот как оценивает первый этап дипломатического зондирования в мае-июне посольство и посол Германии: «Сделали все возможное, но мы не можем втащить Молотова и Микояна в Бранденбургские ворота». 30 июля Гитлер дает указание: «Учитывая поведение русских, отказаться от дальнейших акций в Москве». Позднее, после встречи с Молотовым, проведенной 3 августа по телеграфному указанию из Берлина, посол фон Шуленбург докладывает: «Мое общее впечатление таково, что Советское правительство в настоящее время решило заключить договор с Францией - Англией, если те выполнят все его пожелания».

15 августа Риббентроп объявляет через своего посла в Москве о готовности «совершить короткую поездку в Москву, дабы заложить фундамент для прояснения германо-советских отношений». Но советское руководство отвечает: «Такая поездка потребует соответствующей подготовки».

18 августа новый приказ послу: добиваться согласия на «срочный визит», имея в виду, что «в скором времени возможно и начало германо-польского конфликта...». На следующий день в ответ германскому послу был вручен советский проект договора о ненападении, а в отношении визита Риббентропа в Москву было сказано, что он станет возможным после объявления о подписании экономического соглашения и если это объявление будет сделано сегодня-завтра, то министр мог бы прибыть 26-27 августа.

19 августа в Берлине было подписано советско-германское кредитное соглашение. Советскому Союзу был предоставлен кредит на 200 млн. германских марок для закупки в Германии промышленных изделий, в том числе военных материалов. Подписание этого договора давало известную гарантию того, что Германия в ближайшее время нападать на СССР не собирается.

20 августа Берлин полностью раскрывает свои карты. В телеграмме Сталину Гитлер объявляет: Германия «с данного момента решила всеми средствами обеспечить интересы рейха» в конфликте с Польшей. Он предлагает принять Риббентропа «во вторник, 22 августа, но самое позднее - в среду, 23 августа». Визит «должен длиться самое большее двое суток, более длительный срок с учетом международной ситуации невозможен». Было ясно, что военная машина Германии уже заведена и нападение на Польшу может произойти со дня на день.

23 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на десять лет.

Договор сопровождал секретный протокол, который разграничивал сферы влияния сторон в Восточной Европе: «Было достигнуто соглашение в следующем:

1. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Прибалтийским государствам (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР. В этой связи заинтересованность Литвы в районе Вильно признана обеими сторонами.

2. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния Германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии рек Нарев, Висла и Сан.

Вопрос о том, желательно ли в интересах сторон сохранение независимости Польского государства, о границах такого государства будет окончательно решен лишь ходом будущих политических событий.

Касательно Юго-Восточной Европы Советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях».

Таким образом, в сферу влияния СССР вошли Финляндия, Эстония, Латвия и восточные территории Польского государства - Западная Украина и Западная Белоруссия, а также Бессарабия, отторгнутые от Советской Республики насильственным путем после Первой мировой войны.

Можно, конечно, утверждать, что заключение секретного протокола с Германией втягивало Советское государство в империалистический передел мира в качестве союзника Гитлера, но нельзя не замечать складывания блока агрессивных государств на основе Антикоминтерновского пакта и подписания Мюнхенского соглашения, молчаливого, а часто и активного поощрения агрессора со стороны западных держав. Протокол этот можно понять в контексте того времени. Было неизбежно столкновение между Советским Союзом и Германией. Сталин считал, что во имя конечной победы в будущей войне лучше, если это столкновение произойдет на рубежах, на 200-300 километров отстоящих от прежних границ Советского Союза.

Советско-германский договор о ненападении нельзя рассматривать как изолированное явление, как голый факт в отрыве от событий, которые тогда происходили в мире. Договор заключался тогда, когда фашистская агрессия уже нависла над европейскими государствами. Экономические и политические планы агрессора находили поддержку весьма влиятельных сил Англии, Франции, а также и США. Это были круги, рассчитывавшие руками Гитлера разделаться с Советским Союзом.

Но так считали не только в Москве. Вот отрывок из беседы советского полпреда в Лондоне Майского с Черчиллем в конце октября 1939 г., уже в условиях начавшейся Второй мировой войны.

«С точки зрения правильно понятых интересов Англии тот факт, что весь Восток и Юго-Восток Европы находятся вне зоны войны, - говорил Черчилль, - имеет не отрицательное, а положительное значение. Главным образом Англия не имеет оснований возражать против действий СССР в Прибалтике. Конечно, кое-кто из сентиментальных деятелей может пускать слезу по поводу русского протектората над Эстонией или Латвией, но к этому нельзя относиться серьезно...». «Черчилль, - сообщает Майский, - понимает, что СССР должен быть хозяином на восточном берегу Балтийского мира, и очень рад, что балтийские страны включаются в нашу, а не в германскую государственную систему. Это исторически нормально и вместе с тем сокращает возможное «жизненное пространство» для Гитлера. Черчилль при этом размашисто провел вдоль линии советско-германского разграничения и заявил: «Дальше этой линии Германию пускать нельзя». Позже Черчилль писал о договоре: «Невозможно сказать, кому он внушал большее отвращение - Гитлеру или Сталину. Оба сознавали, что это могло быть только временной мерой, продиктованной обстоятельствами. Антагонизм между двумя империями и системами был смертельным. Сталин, без сомнения, думал, что Гитлер будет менее опасным врагом для России после года войны против западных держав. Гитлер следовал своему методу «поодиночке». Тот факт, что такое соглашение оказалось возможным, знаменует всю глубину провала английской и французской политики и дипломатии за несколько лет.

В пользу Советов нужно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на Запад исходные позиции германских армий с тем, чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи. В умах русских каленым железом запечатлелись катастрофы, которые потерпели их армии в 1914 году, когда они бросились в наступление на немцев, еще не закончив мобилизации. А теперь их границы были значительно восточнее, чем во время первой войны. Им нужно было силой или обманом оккупировать прибалтийские государства и большую часть Польши, прежде чем на них нападут. Если их политика и была холодно расчетливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной».

Достигнутые в августе 1939 г. договоренности ставили предел распространению фашистской экспансии в Восточной Европе, а следовательно, их можно рассматривать как направленные не против, а в защиту Литвы, Латвии и Эстонии.

В настоящее время мнения исследователей по вопросу заключения советско-германского договора о ненападении кардинально расходятся, но они базируются, на наш взгляд, на политических симпатиях и антипатиях, а не на объективном анализе фактов.

Заключение подобного договора позволяло СССР уйти от опасности быть втянутым в войну на два фронта, давало возможность выиграть некоторое время для развития и укрепления обороны страны.

1 сентября 1939 г. гитлеровская Германия напала на Польшу. Союзники последней - Англия и Франция - объявили войну Германии. Вторая мировая война началась. Фашистские государства, встав на путь агрессии, угрожали территориальной целостности, независимости и даже самому существованию многих стран и народов. Фашизм стал главной опасностью для всех прогрессивных, демократических, свободолюбивых сил.

Обстановка в мире резко изменилась после установления в Германии фашистской диктатуры. 30 января 1933 г. к власти в этой стране пришла националсоциалистическая партия во главе с Адольфом Гитлером. Новое немецкое правительство выдвинуло в качестве своей задачи пересмотр итогов Первой мировой войны. Широкое распространение получила геополитическая теория «борьбы за жизненное пространство». «Мы прекращаем извечный натиск германцев на Юг и Запад Европы и обращаем взор на земли на Востоке... Но если мы сегодня говорим о новых землях в Европе, то мы можем думать в первую очередь только о России и подчиненных ей окраинных государствах», - излагал А. Гитлер свою программу в книге «Майн Кампф». В октябре 1933 г. Германия вышла из Лиги Наций и стала на путь проведения милитаристской политики. В марте 1935 г. она отказалась выполнять статьи Версальского договора, запрещавшие стране иметь военную авиацию, ввела всеобщую воинскую повинность, а в сентябре 1936 г. приняла «четырехлетний план» милитаризации всей экономики.
Таким образом, в первой половине 30х гг. в Европе возник новый, наиболее опасный очаг мировой войны. Это вызвало беспокойство не только СССР, но и других европейских государств, над которыми нависла угроза фашистской агрессии, и прежде всего Франции.
В октябре 1933 г. Франция высказалась за заключение договора о взаимной помощи с СССР в дополнение к пакту о ненападении 1932 г., а также за вступление Советского Союза в Лигу Наций. 12 декабря 1933 г. Политбюро ЦК ВКП(б), исходя из общей политической линии Советского государства, приняло решение о развертывании борьбы за коллективную безопасность в Европе. План создания системы коллективной безопасности предусматривал вступление СССР в Лигу Наций, заключение в ее рамках регионального соглашения о взаимной защите от агрессии со стороны Германии с участием СССР, Франции, Бельгии, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии или некоторых из них, но с обязательным участием Франции и Польши; проведение переговоров об уточнении обязательств участников будущего соглашения о взаимной помощи по представлении Францией как инициатором всего дела проекта соглашения. Представленный в апреле 1934 г. французской стороной проект плана организации региональной системы коллективной безопасности предусматривал заключение двух соглашений: Восточного пакта с участием в нем СССР, Германии, Польши, Чехословакии, Эстонии, Латвии, Литвы и Финляндии, который обязывал бы их не нападать друг на друга, и советскофранцузского пакта о взаимной помощи. Тем самым устанавливалась формальная связь между двумя системами - Локарнской и Восточноевропейской, ибо имелось в виду, что СССР в этом случае выступит в роли гаранта первой, а Франция - второй.
Однако категорический отказ Германии, противодействие Польши, сопротивление Англии привели к провалу этого проекта. Советский Союз и Франция достигли взаимопонимания в достижении другого соглашения - о взаимной помощи, которое было подписано в Париже 2 мая 1935 г. Согласно договору стороны обязывались в случае возникновения угрозы или опасности нападения на одну из них какоголибо европейского государства немедленно начать консультации. Наиболее важной в договоре была статья 2, обязывавшая обе стороны оказать немедленную помощь и поддержку той из них, которая явится объектом невызванного нападения третьей европейской державы. Важнейшим недостатком этого договора было то, что он не сопровождался какимилибо военными соглашениями. Договор давал возможность присоединиться к нему другим странам. Но это сделала только Чехословакия, подписав 16 мая 1935 г. пакт, идентичный советскофранцузскому. При этом по настоянию чехословацкой стороны была изменена редакция статьи 2 документа. Она предусматривала взаимное оказание помощи друг Другу только в том случае, если Франция придет на помощь
жертве агрессии.
О своем стремлении «руководствоваться во взаимных отношениях духом сотрудничества и лояльного выполнения принятых обязательств», о заинтересованности обеих сторон в укреплении коллективной безопасности было заявлено в заключительном коммюнике по итогам визита в Москву английского
министра А. Идена. Это был первый приезд в Советский Союз члена британского правительства за 18 лет существования советской власти.
Всем ходом развития международных отношений в первой половине 30х гг. на повестку дня был поставлен вопрос о вступлении СССР в Лигу Наций. Большую подготовительную работу в этом направлении провела французская дипломатия. А 15 сентября 1934 г. 30 членов Лиги Наций обратились к советскому правительству с приглашением вступить в эту организацию. 18 сентября 15я сессия Ассамблеи большинством голосов (против - Голландия, Португалия, Швейцария) приняла СССР в Лигу Наций.
Борьба против распространения фашистской агрессии, за коллективную безопасность становится главным направлением деятельности Советского Союза в Лиге Наций. Когда фашистская Италия в октябре 1935 г. начала войну против Эфиопии, СССР не только настаивал на применении санкций против Италии, но и последовательно проводил их в жизнь. Советский Союз был единственным государством, выступившим в поддержку независимости Эфиопии.
7 марта 1936 г. немецкие войска вступили в Рейнскую демилитаризованную зону. В тот же день Германия заявила о своем отказе от Локарнских соглашений. Англия и Франция ограничились по этому поводу только устным протестом. СССР на сессии Совета Лиги Наций выступил с требованием обуздания германского агрессора, нерушимости международных договоров.
8 Европе начало развиваться антифашистское движение. Состоявшийся в июлеавгусте 1935 г. VII конгресс Коминтерна наметил новую стратегическую ориентацию, кардинально изменил свою прежнюю линию, хотя в печатной и устной пропаганде тех лет подчеркивалась незыблемость прежних установок. Конгресс поставил вопрос о сотрудничестве с социалдемократией в противодействии фашизму, обосновал политику широкого народного фронта в борьбе за сохранение мира.
С этого момента в деятельности Коминтерна доминирует борьба против фашизма и войны.
Во второй половине 30х гг. особую остроту приобрели международные события, связанные с гражданской войной в Испании. 16 февраля 1936 г. на выборах в кортесы Испании победу одержали левые партии, вошедшие в Народный фронт. Испанская военная верхушка при поддержке правых сил страны стала готовить мятеж против правительства Народного фронта.
Он начался в ночь на 18 июля 1936 г. Во главе мятежа встал генерал Ф. Франко. В стране началась гражданская война. Мятежники обратились за помощью к Риму и Берлину и мгновенно ее получили - с августа 1936 г. начались регулярные поставки оружия. С течением времени они становятся все более масштабными, а к середине осени этого же года в Испании появляются итальянские и немецкие войска.
Интервенция фашистских держав кроме уничтожения левореспубликанских сил в Испании преследовала цели установления контроля над стратегическими путями, связывающими Атлантику со Средиземным морем, Великобританию и Францию с их колониями; создания возможности использования сырьевых ресурсов Пиренейского полуострова; превращения Испании в плацдарм на случай войны с Англией и Францией. Кроме того, борьба держав в Средиземноморье была выгодна А. Гитлеру и в том плане, что позволяла Германии заниматься перевооружением и подготовкой к войне. Уже осенью 1936 г. на стороне Ф. Франко воевал 50тысячный итальянский экспедиционный корпус, немецкий воздушный корпус «Кондор», насчитывавший более 100 самолетов и около 10 тыс. немецких военнослужащих (летчики и обслуживающий персонал, танковые, противовоздушные и зенитные части). Всего же за три года войны в Испанию было послано 250 тыс. итальянских и около 50 тыс. немецких солдат.
Несмотря на прямую угрозу Великобритании и Франции в случае установления италогерманского контроля над Пиренейским полуостровом, Лондон и Париж не оказывали противодействия мятежникам и интервентам в борьбе с «красной опасностью» в Испании. Французское правительство заявило о своем нейтралитете, запретило ввоз оружия в Испанию и закрыло франкоиспанскую границу. По инициативе правительств Франции и Англии было достигнуто соглашение о невмешательстве в Дела Испании. Для наблюдения за выполнением этого соглашения 26 августа 1936 г. в Лондоне был учрежден Комитет по невмешательству из представителей 27 европейских государств. Он начал свою деятельность 9 сентября. В Комитете шли бесконечные дискуссии о планах контроля за испанскими границами, создавалась видимость активной работы, но никакого конкретного решения относительно того, чтобы заставить фашистские Державы вывести войска из Испании и прекратить помощь мятежникам, принято не было.
7 октября 1936 г. советское правительство сделало заявление председателю Комитета по невмешательству, в котором указывало на непрекращающуюся помощь мятежникам со стороны фашистских государств. Советское правительство предупредило, что «если не будут немедленно прекращены нарушения соглашения о невмешательстве, оно будет считать себя свободным от обязательств, вытекающих из соглашения».
Накануне этого заявления - 29 сентября 1936 г. - Политбюро ЦК ВКП(б) одобрило план мероприятий помощи Испании. Он предусматривал создание за границей специальных фирм для закупки и отправки в Испанию вооружения и боеприпасов. Предусматривались поставки из Советского Союза военной техники на коммерческой основе в счет доставленного в СССР испанского золотого запаса (из 635 тонн золота из Испании в Госбанке СССР было депонировано 510). В целом советские военные поставки в финансовом выражении составляли 202,4 млн долларов США. С октября 1936 г. по январь 1939 г. СССР поставил в Испанию 648 самолетов, 347 танков, 60 бронеавтомобилей, 1186 орудий, 20,5 тыс. пулеметов, около 500 тыс. винтовок, большое количество боеприпасов. Осенью 1938 г. республиканскому правительству Испании был предоставлен кредит в сумме 85 млн долларов США. Советские люди собрали 56 млн рублей в фонд помощи Испанской Республике.
В Испанию были направлены военные специалисты и советники (около 3000 человек). Главным военным советником республиканского правительства был П.И. Берзин. Военными советниками в частях и соединениях были Р.Я. Малиновский, К.А. Мерецков, П.И. Батов, Н.Н. Воронов и др.
Коминтерн помогал Испанской Республике, организуя интернациональные бригады. В них участвовало 42 тыс. добровольцев из 54 стран, и они сыграли большую роль в борьбе с фашизмом на испанской земле.
Попытки советской дипломатии с помощью мирового сообщества прекратить вмешательство Италии и Германии в гражданскую войну в Испании, сорвать военноэкономическую блокаду республики успеха не имели. Политика «умиротворения», которой придерживались ведущие западные державы, стойкий антикоммунизм и страх большевизации Испании удерживали Англию и Францию от совместных с Советским Союзом действий против Франко.
Интервенция Германии и Италии в Испании ускорила оформление военного блока фашистских держав. 25 октября 1936 г. в Берлине было подписано соглашение, положившее начало существованию «оси Берлин - Рим». Стороны договорились о разграничении своих экономических интересов в Европе, о совместных действиях в Испании, о признании правительства ф. Франко. Через месяц был заключен японогерманский «антикоминтерновский пакт». Стороны обязывались информировать друг друга о деятельности Коминтерна и вести против него совместную борьбу. В секретном приложении к пакту говорилось, что в случае войны одной из сторон с СССР другая не должна способствовать облегчению его положения.
Германия и Япония обязались не заключать политических соглашений с СССР, противоречащих пакту. 6 ноября 1937 г. к «антикоминтерновскому пакту» присоединилась Италия. Так был создан военный союз агрессивных держав, направленный не только против СССР, но и против других государств; союз, который имел целью перекроить карту мира путем войны.
Инициативы Советского Союза в вопросе организации коллективной защиты от агрессии не ограничивались только пределами европейского континента. В конце 1933 г. советское правительство выдвинуло предложение коллективными усилиями остановить опасное развитие событий на Дальнем Востоке путем заключения пакта о ненападении и неоказании помощи агрессору. Участниками такого договора должны были стать США, СССР, Китай и Япония - крупнейшие державы, имеющие интересы в регионе Тихого океана. Президент США Ф. Рузвельт высказался за многосторонний Тихоокеанский пакт с присоединением Англии, Франции и Голландии. Но это предложение не получило своего дальнейшего развития, а впоследствии западные державы и гоминьдановский Китай потеряли к нему интерес, хотя Советский Союз на протяжении четырех лет, вплоть до середины 1937 г., предпринимал все возможные меры, чтобы сдвинуть с мертвой точки дело заключения Тихоокеанского пакта.
Политика «умиротворения», проводимая Англией, Францией и США, способствовала в конечном итоге расширению японской агрессии в Азии и, в частности, на Дальнем Востоке. Время °т времени возникали вооруженные инциденты на дальневосточных границах СССР. Сохранять мирные отношения с Японией было все сложнее. В 1935 г. японское правительство в очередной раз отказалось принять советское предложение заключить пакт о ненападении. В феврале 1936 г. серьезные вооруженные столкновения возникли на монголоманьчжурской границе. Тогда же было решено союзные отношения между МНР и ССР оформить официальным протоколом для предостережения японской военщины. Протокол о взаимной помощи был подписан 12 марта 1936 г.
Летом 1937 г. обстановка на Дальнем Востоке опять осложнилась. 7 июля Япония продолжила войну против Китая и в короткий срок оккупировала его северные, центральные и южные провинции - самые развитые в экономическом отношении. В ответ на японскую агрессию не последовало никакой международной реакции. Никаких мер не приняла Лига Наций, хотя Советский Союз побуждал ее к этому. СССР был единственной страной, которая оказала реальную поддержку Китаю. 21 августа 1937 г. между Советским Союзом и Китаем был заключен договор о ненападении. Китай получил от СССР не только политическую, но и материальную поддержку. В течение 19381939 гг. Советский Союз предоставил Китаю кредиты в объеме 250 млн долларов США; снабжал вооружением и снаряжением. Китаю было поставлено 1235 самолетов, 1600 артиллерийских орудий, свыше 14 тыс. пулеметов, большое количество танков, грузовиков, бензина, боеприпасов. К началу 1939 г. там находилось 3665 советских военных специалистов.
Советскояпонские отношения в конце 30х гг. стали очень напряженными. 15 июля 1938 г. Япония через свое посольство в Москве предъявила советскому правительству претензии на ряд высот в районе озера Хасан, заявив, что в случае неудовлетворения этих требований будет применена сила. Эти требования были отвергнуты, а Наркоминдел СССР представил японскому посольству документы, подтверждающие принадлежность этих высот России согласно обозначению линии границы по Хунчунскому соглашению с Китаем 1886 г.
29 июля япономаньчжурские войска вторглись на советскую территорию в районе озера Хасан. Неоднократные атаки предпринимались ими вплоть до 10 августа, но к успеху не привели. Столкновения у озера Хасан были сопряжены со значительными потерями с обеих сторон. Советские войска потеряли в этих сражениях 2172 человека, японские - 1400. События у озера Хасан были первым крупным актом агрессии Японии против Советского Союза накануне Второй мировой войны. 11 августа 1938 г. Япония была вынуждена заключить соглашение о ликвидации конфликта.
Однако напряженная ситуация на Дальнем Востоке продолжала сохраняться. Япония предъявила претензии на часть территории МНР, на восточный берег реки ХалхинГол, требуя перенести границу на 20 км западнее, на русло ХалхинГола. 11 мая 1939 г.
монгольские пограничники подверглись нападению со стороны японских солдат, а 28 мая Япония бросила против МНР большие силы регулярных войск. К середине августа японские войска, сведенные в 6ю армию, насчитывали 75 тыс. человек, 182 танка, более 500 орудий, около 350 самолетов. В соответствии с договором о взаимной помощи советское правительство оказало поддержку МНР. В ходе ожесточенных четырехмесячных сражений части японской армии были разгромлены. Общие потери японцев составили 61 тыс. человек (Красной Армии - 20 801). В результате переговоров 15 сентября 1939 г. в Москве было подписано соглашение между СССР, МНР и Японией о ликвидации конфликта у реки ХалхинГол.
Наряду с обострением обстановки на Дальнем Востоке, увеличилась опасность фашистской агрессии в Европе. Политика невмешательства и попустительства со стороны западных держав позволила Германии перейти к актам прямой агрессии. 12 марта 1938 г. гитлеровцы оккупировали Австрию. Предложение советского правительства о коллективных действиях с целью приостановить дальнейшее развитие агрессии не встретило поддержки других государств.
После присоединения Австрии к нацистскому рейху германский Генеральный штаб приступил к непосредственной подготовке захвата Чехословакии, где вдоль границы с Германией, в Судетах, проживало довольно большое количество немецкого населения, среди которого нацисты разжигали яростную сепаратистскую кампанию. В Берлине рассчитывали, что ни Великобритания, ни Франция помощи Чехословакии не окажут.

22 марта 1938 г. правительство Великобритании направило Франции ноту, в которой сообщало, что последняя не может рассчитывать на английскую помощь в случае вступления в войну в целях оказания поддержки Чехословакии. Франция же, несмотря на то, что имела договор с Чехословакией о взаимопомощи, считала выполнение своих обязательств возможным только в том случае, если в ее защиту одновременно выступила бы Великобритания. Французское правительство к этому времени фактически полностью отказалось от проведения самостоятельной внешней политики и послушно следовало в фарватере английской политики.
Правительство Н. Чемберлена стремилось договориться с итлером за счет Чехословакии. 19 сентября 1938 г. Англия и Франция потребовали от правительства Чехословакии удовлетворить претензии А. Гитлера о передаче фашистскому рейху
Судетской области. Для решения этого вопроса Лондон выдвинул идею созыва конференции четырех держав: Великобритании, Франции, Германии и Италии.
Совершенно иной была позиция СССР. Советское правительство неоднократно заявляло правительству Чехословакии, а также Франции и Великобритании, что оно полно решимости выполнить свои обязательства по советскочехословацкому договору о взаимопомощи. Находясь в середине мая 1938 г. в Женеве (в связи с сессией Совета Лиги Наций), нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов во время беседы с французским министром выдвинул предложение, чтобы представители французского, советского и чехословацкого генштабов обсудили конкретные военные меры, которые должны быть приняты тремя странами. Франция не откликнулась на эту важнейшую инициативу.
В беседе с французским поверенным в делах в СССР Ж. Пайяром 2 сентября 1938 г. М.М. Литвинов от имени советского правительства заявил: «При условии оказания помощи Францией мы исполнены решимости выполнить все наши обязательства по советскочехословацкому пакту, используя все доступные нам для этого пути». 20 сентября позиция Советского Союза была также доведена до сведения правительства Чехословакии в ответ на запрос президента Э. Бенеша, а 21 сентября М.М. Литвинов изложил ее на Ассамблее Лиги Наций.
Для оказания помощи Чехословакии Советский Союз принял необходимые военные меры. 21 сентября был отдан приказ о приведении в боевую готовность ряда частей и соединений Красной Армии. В общей сложности в боевую готовность были приведены и сосредоточены у западных границ СССР 40 стрелковых и кавалерийских дивизий и 20 танковых, мотострелковых и авиационных бригад. В Красную Армию было дополнительно призвано 328,7 тыс. человек, задержано увольнение отслуживших установленные сроки. В последние дни сентября в Киевском, Белорусском и других военных округах были приведены в боевую готовность еще 17 стрелковых дивизий и 22 танковые бригады.
Правительства Франции и Великобритании выражали сомнение по поводу боеспособности Красной Армии, опустошенной чистками военных кадров, и не видели, каким образом Советский Союз выполнит свои обязательства и как Красная Армия сможет участвовать в боевых действиях изза отказа Польши и Румынии пропустить ее через свою территорию.
Англия и Франция продолжали оказывать давление на Чехословакию, чтобы заставить ее принять требование А. Гитлера. 21 сентября 1938 г. их посланники в Праге решительно заявили чехословацкому правительству, что в случае отклонения англофранцузских предложений Франция не выполнит своих союзнических обязательств перед Чехословакией. Англия и франция предупредили также Чехословакию о том, что они категорически против принятия ею помощи от СССР. В создавшейся обстановке правительство Э. Бенеша вынуждено было уступить.
2930 сентября 1938 г. в Мюнхене состоялась конференция Великобритании, Франции, Германии и Италии, на которой было подписано соглашение об отторжении от Чехословакии Судетской области, переходившей к Германии, и некоторых территорий, передаваемых Польше и Венгрии.
В результате Мюнхенского соглашения Чехословакия потеряла около 20% своей территории, в том числе исключительно значимые в экономическом отношении районы. Новыми границами были перерезаны важнейшие транспортные магистрали страны. Более миллиона чехов и словаков оказались под властью Германии.
Мюнхенское соглашение вызвало резкое ослабление позиций Франции и Великобритании в Европе. В Мюнхене по существу была уничтожена система военных союзов, заключенных Францией с другими государствами Европы. Фактически перестал существовать и советскофранцузский договор о взаимопомощи как средство обеспечения мира и безопасности в Европе. Гитлеровская Германия получила возможность для дальнейшей экспансии.
В Советском Союзе отчетливо видели опасность, связанную с Мюнхенским соглашением. СССР был поставлен в положение фактически полной международной изоляции. В октябре 1938 г. из Москвы был отозван французский посол, в ноябре - британский. В столицах западных стран полагали, что отныне германская экспансия будет направлена на восток.
Из Мюнхенского соглашения советские руководители сделали вывод, что «новая империалистическая война» за передел мира Уже началась, «стала фактом», хотя, как уточнил И.В. Сталин, «не стала еще всеобщей, мировой войной». Этот вывод был сформулирован В.М. Молотовым в ноябре 1938 г., а затем развит И.В. Сталиным в марте 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б). *1а съезде отмечалось, что главная причина нарастания военной опасности в мире состоит в отказе многих стран и прежде всего Англии и Франции от политики коллективной безопасности, коллективного отпора агрессорам и переходе их на позицию невмешательства. Подобная политика поощряла и подталкивала гитлеровскую Германию и ее союзников на новые акции агрессивного характера.
В ночь на 15 марта 1939 г. А. Гитлер провозгласил независимость Словакии под властью марионеточного правительства, а чешские области - Богемию и Моравию в связи с «распадом чехословацкого государства» включил в состав Германии в качестве протектората. Утром 15 марта немецкие войска вступили в Прагу.
Только Советский Союз в ноте Германии от 18 марта квалифицировал действия немецкого правительства как произвольные, насильственные и агрессивные.
2 марта 1939 г. под угрозой прямого насилия было подписано соглашение между Литвой и Германией о передаче последней порта Клайпеды (который немцы именовали Мемелем) и прилегающей к нему территории.
В мартеапреле 1939 г. А. Гитлер резко активизировал дипломатическую и военную подготовку к нападению на Польшу.
21 марта Германия в категорической форме заявила свои пре
тензии на Данциг (Гданьск), а также потребовала от Польши
согласия на постройку экстерриториальной автострады и же
лезной дороги в Восточную Пруссию через так называемый
«польский коридор».
Одновременно с этим был разработан и 11 апреля утвержден А. Гитлером план «Вейс» - план военного разгрома Польши. Создавшейся атмосферой безнаказанности не замедлила воспользоваться Италия. 7 апреля 1939 г. ее войска вторглись с моря в Албанию и в течение недели оккупировали всю страну. 14 апреля Албания была включена в состав Итальянского королевства.
18 апреля 1939 г. из Лиги Наций демонстративно вышла хортистская Венгрия, которая встала на путь все более активного сотрудничества с гитлеровской Германией.
В начале мая 1939 г. Германия выдвинула требование вернуть ее бывшие колонии, отнятые Англией и Францией после Первой мировой войны. Тогда же произошло другое важное событие -
22 мая 1939 г. между Германией и Италией был заключен
договор о военнополитическом союзе, получивший название
«Стальной пакт». Мюнхенская политика Англии и Франции
потерпела полный провал.
Под давлением обстоятельств Англия и Франция вынуждены были предпринять ряд политических шагов для укрепления своего военного и международного положения. Их парламенты принимают решения об увеличении ассигнований на оборону. Впервые в мирное время в Англии была введена всеобщая воинская повинность. 22 марта 1939 г. во время посещения Великобритании президентом Франции была достигнута договоренность о взаимной помощи в случае нападения третьей державы.
В мартемае 1939 г. Лондон и Париж предоставляют гарантии малым странам Европы. Между тем на Западе понимали, что без советского содействия эти гарантии были бы неэффективны. И англофранцузская дипломатия обращается к Москве с просьбой взять на себя, в свою очередь, аналогичные односторонние гарантии по отношению ко всем странам, которые уже стали предметом покровительства Англии и Франции.
Ответные советские предложения были представлены 17 апреля 1939 г. Их сущность сводилась к следующему: СССР, Англия и Франция должны заключить соглашение сроком на 510 лет с обязательством оказания друг другу помощи в случае, если одна из держав подвергнется агрессии; договаривающиеся стороны обязываются оказывать всяческую помощь государствам Восточной Европы, граничащим с Советским Союзом, в случае агрессии против них; договор должен быть подписан одновременно с военной конвенцией, которая установит формы и размеры военной помощи; все три правительства должны взять на себя обязательство не заключать никакого сепаратного мира в случае войны.
27 мая последовал англофранцузский ответ на советские предложения. В нем говорилось о намерении заключить с СССР договор на условиях взаимности. Однако согласие сопровождалось такими оговорками и процедурными тонкостями, которые фактически тут же девальвировали эти предложения. Кроме того, попрежнему оставался открытым существенно важный Для СССР вопрос о гарантии Великобританией и Францией безопасности Прибалтийских государств.
С середины июня 1939 г. метод ведения англофранкосоветских переговоров несколько изменился. Было решено вместо пересылки друг другу очередных предложений перейти к прямым переговорам трех держав в Москве.
Однако и на этом этапе переговоров английская и французская стороны продолжали обставлять вносившиеся ими предложения оговорками, которые не соответствовали принципу взаимности и поэтому были неприемлемы для Советского Союза. Согласия не удавалось достигнуть, в частности по двум ключевым, с точки зрения СССР, положениям - подписанию одновременно с договором военной конвенции, без которой сам договор оставался неэффективным, и распространению гарантий на Прибалтийские государства в случае прямой или косвенной агрессии против них. Образованию коалиции препятствовала также позиция польского правительства, которое отказалось от предоставления советским войскам права на проход через свою территорию и воспротивилось любому союзу с СССР. Настороженность советской стороны вызывало также то обстоятельство, что вести переговоры в Москве были уполномочены английские и французские дипломаты весьма невысокого ранга.
Стремясь использовать все возможности для того чтобы создать эффективный оборонительный союз трех держав против агрессии в Европе, советское руководство 23 июля 1939 г. предложило правительствам Англии и Франции начать переговоры по военным вопросам и направить в Москву соответствующие военные миссии.
Военные переговоры начались 12 августа 1939 г. Советскую делегацию возглавлял нарком обороны маршал К.Е. Ворошилов, делегации западных стран - лица, занимавшие скромное положение в руководстве своих вооруженных сил: английскую - адмирал П. Драке, французскую - генерал Ж. Думенк. Оба они имели лишь право вести переговоры, но не были уполномочены подписывать какоелибо соглашение.
Несмотря на такую позицию западной стороны, советская делегация настойчиво добивалась выработки и принятия согласованного решения по совместному отражению агрессии в Европе. 15 августа она представила детально разработанный проект плана коллективных действий. Но ни английская, ни французская миссии не имели никакого военного плана совместных операций против общего противника и не могли определить силы и средства, выставляемые участниками предполагавшейся конвенции. Западные представители не были готовы даже к ответу на самоочевидный вопрос, будет ли разрешен советским войскам в случае начала военных действий проход через Польшу и Румынию для вступления в соприкосновение с немецкой армией.
Провал переговоров был предрешен отсутствием политического стремления Лондона и Парижа заключить пакт такого типа, как предлагал СССР. Английская дипломатия, как подтвердили потом документы, намерена была прежде всего воспользоваться угрозой союза с СССР для того, чтобы сдержать гитлеровские притязания и создать тем самым предпосылки для общего англогерманского соглашения.
Англогерманские переговоры по широкому кругу политических и экономических проблем начались по инициативе английской стороны в июне 1939 г. Они проходили в строжайшей тайне и продолжались до самого начала войны. Обсуждалось заключение между Англией и Германией договора о ненападении, соглашения, предусматривающего невмешательство Великобритании в дела, связанные с реализацией германских притязаний на «жизненное пространство» в Восточной, Центральной и ЮгоВосточной Европе, в обмен на невмешательство Германии в дела Британской империи; снятие Великобританией с себя всех гарантийных обязательств по отношению к европейским партнерам; отказ от переговоров с СССР и оказание давления на Францию с целью выведения ее из системы договоров с другими странами Европы. Экономическая программа, предложенная Великобританией, была направлена на заключение соглашений по внешней торговле, использованию источников сырья и т. д.
Правительство Н. Чемберлена готово было пойти на новый сговор с Германией, но летом 1939 г. гитлеровцы уже не стремились к компромиссу. К этому времени в Берлине было принято решение о первоочередном развязывании войны против Англии, Франции и Польши, и подготовка к ней уже шла полным ходом.
Вместе с тем немецкое руководство хорошо понимало, что все его планы могут быть сорваны, если между Великобританией, Францией и Советским Союзом будет подписан действенный договор о взаимопомощи. Вступая летом 1939 г. в секретные переговоры с английским правительством, гитлеровская Дипломатия, поддерживая надежду правящих кругов Великобритании на достижение договоренности с Германией, тем самым подталкивала правительства Чемберлена и Даладье на срыв англофранкосоветских переговоров.
Безрезультатность трехсторонних переговоров в условиях приближающейся войны между Германией и Польшей с каждым Днем с увеличивающейся определенностью ставила СССР перед перспективой международной изоляции. Вместе с тем по мере Того, как приближалась назначенная А. Гитлером дата нападения на Польшу, немецкая дипломатия начинает предпринимать Все более настойчивые усилия по сближению с СССР.
В мае 1939 г. Берлин стал зондировать почву для улучшения германосоветских отношений при условии отказа Советского Союза от сотрудничества с Англией и Францией. СССР дал понять, что не намеревается менять своих позиций по вопросу о коллективной безопасности. 3 августа 1939 г. министр иностранных дел Германии И. Риббентроп предложил подписать соответствующий советскогерманский протокол, который бы урегулировал «ко взаимному удовлетворению» все спорные вопросы «на протяжении всего пространства от Черного до Балтийского морей». Советская реакция была осторожной: принципиальное согласие на ведение переговоров, но постепенность в улучшении отношений. Узнав о направлении в Москву французской и британской военных миссий, немецкая сторона дала понять, что соглашение с Германией по ряду вопросов территориального и экономического характера отвечало бы интересам советского руководства. 14 августа И. Риббентроп заявил о своей готовности прибыть в Москву для прояснения германосоветских отношений.
Требованиями советской стороны в связи с этим заявлением были: заключение пакта о ненападении, оказание Германией воздействия на Японию для улучшения советскояпонских отношений и ликвидации пограничных конфликтов, общая гарантия Балтийским государствам.
16 августа И. Риббентроп посылает новую телеграмму в Москву, в которой говорится о согласии Германии принять советские требования.
В ответе наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова говорилось о готовности Советского Союза улучшить двусторонние отношения. Но сначала должны быть подписаны экономические и кредитные соглашения, а затем, спустя непродолжительное время, - пакт о ненападении. Соглашаясь в принципе с посещением И. Риббентропом Москвы, В.М. Молотов отметил, что требуется некоторое время для подготовки его приезда.
19 августа германское правительство подписывает обсуждавшееся с конца 1938 г. торговое соглашение, весьма выгодное Советскому Союзу. Оно предусматривало расширение торговли и кредит в 200 млн рейхсмарок под очень незначительный процент. Приближение срока начала войны с Польшей (предварительно был назначен на 26 августа 1939 г.) заставляло А. Гитлера форсировать достижение договоренности с Советским Союзом. 20 августа он обращается непосредственно к И.В. Сталину с просьбой немедленно принять германского министра иностранных дел. В тот же день советское правительство ответило согласием.
Советскогерманский договор о ненападении был подписан в Москве 23 августа 1939 г. Его действие было рассчитано на 10 лет, и он вступал в силу незамедлительно. К нему прилагался секретный протокол, существование которого СССР отрицал вплоть до лета 1989 г. Протокол разграничивал «сферы влияния» стран в Восточной Европе. В советскую «сферу интересов» вошли Прибалтийские государства, за исключением Литвы. После военного вторжения Германии в Польшу белорусские и украинские территории должны были отойти к СССР, советскогерманская демаркационная линия проводилась по рекам Нарев, Висла и Сан. Вопрос о целесообразности сохранения независимого польского государства должен был решаться двумя сторонами в будущем.
Известие о подписании советскогерманского пакта произвело настоящую сенсацию во всем мире. Широкая общественность была совершенно не готова к такому развитию событий. Даже в августе 1939 г., когда нападение Германии на Польшу казалось неминуемым, заключение военного союза между СССР, Англией, Францией, Польшей и, возможно, другими странами Европы, которые еще не стали жертвами агрессии, могло остановить войну. При всей авантюристичности гитлеровского режима он не решился бы воевать против коалиции стран, превосходящих Германию по военной силе. Однако в той конкретноисторической ситуации такой союз на условиях, устраивающих всех, оказался невозможен.
Обмен мнениями по дипломатическим каналам между Москвой, Парижем и Лондоном, а затем переговоры военных миссий в Москве показали, что целью дипломатии Запада является такое соглашение, которое не закрывало бы дверь к последующему поиску компромисса с Германией, не связывало бы Англию и Францию четкими и однозначными обязательствами. Иначе говоря, речь шла о соглашении, призванном стать инструментом давления на Германию.
Таким образом, в августе 1939 г. международное положение СССР было довольно неопределенным. Однако в не менее сложном положении оказалась и дипломатия Германии. Не прояснив себе позиции СССР, гитлеровский режим не мог решиться начать войну в Европе. В создавшихся условиях А. Гитлер был крайне заинтересован в нейтрализации СССР. Советскому руководству казалось, что ничем не рискуя, СССР получил возможность расширить свою территорию, вернуть то, что было утрачено в Гражданской войне. Фактически же И.В. Сталин, пойдя на сделку с А. Гитлером, дал «зеленую улицу» фашистской агрессии в Европе. Он надеялся, что, гарантируя Германии нейтралитет СССР, толкнет ее на войну с Западом и выиграет время для дальнейшего укрепления обороноспособности СССР.
Однако пакт с А. Гитлером нанес огромный урон престижу СССР. Советская дипломатия, обвиняя Англию и Францию в намерении отказаться от идеи коллективной безопасности в Европе, в закулисных контактах с А. Гитлером сама осуществила то, что приписывала другим, поделив с Германией «сферы влияния». По существу И.В. Сталин принял и немецкую версию причин начала Второй мировой войны. В ноте правительства СССР от 17 сентября ответственность за это была возложена на правящие круги Польши.

Мысль о том, что военный конфликт это чистое зло, и необходимо все силы сосредоточить на поддержание мира, а также недопущения военных действий, посещали различных личностей уже очень давно. Ещё в восемнадцатом веке в странах Европы начались попытки создания систем социальной безопасности.

Одной из таких систем была «Коллективная безопасность населения» и характеризовалась как совместная деятельность некоторых стран, направленная на создание мира и его поддержку, а также на на подавления действий стран агрессоров. Система подразумевала ряд составных элементов.

Полезная информация: готовитесь к пляжному сезону, а солнцезащитных очков все еще нет? Интернет магазин ray-store.ru предлагает большой ассортимент оригинальных, модных и стильных очков в богатом ассортименте. Здесь вы найдете горячие новинки, а также классические модели известных брендов.

Элементы системы коллективной безопасности.

1. Базисом принципов считается международное право, а самым главным — признание незаконными действия любой страны или группы людей, чья деятельность угрожает целостности государственных границ, любого признанного государства, а также запрет вторжения в внутреннюю деятельность государства с помощью силы.

2. Коллективные нормы мер от каждого государства системы, которые направлены против агрессоров и их союзников.

3. Меры разоружения, идеалом которых будет полный отказ от военного комплекса всех стран участников.

4. Система прав на совершение действий вооружёнными силами, только в рамках подавления агрессии и установления мира.

Европейская система коллективной безопасности и её история

В различные годы в странах Европы предпринимались пробы создания разных систем безопасности, но до нашего времени можно выделить лишь одну удачную попытку. Таким успешным проектом можно назвать организацию объединённых наций (ООН), которая признана странами всего мира.

Вопрос создания такой организации появился после первой и второй мировых войн, и создания множества видов оружия массового поражения. Таким образом, в 1920 году была сформирована «Лига Наций», которая была должна обеспечить социальную безопасность. Но вторая мировая война показала на практике её недостатки и отсутствие способов борьбы с агрессором.

Попыток создать общую систему коллективной охраны и безопасности по принципу организации объединённых наций было несколько. Различные требования и претензии стран Европы всегда вызывали проблемы, которые небыли решены. Этому служили и сложные отношения с Союзом Советских Социалистических Республик.

В итоге весной 1973 года в Хельсинкских совещаниях по вопросу глобальной безопасности и взаимопомощи в странах Европы, были выслушаны все 34 страны, их требования и пожелания связанные с общей безопасностью. Результат таких действий не принёс единогласного решения о создании системы новой эпохи, но работа ведётся и сейчас.

Похожие материалы:

Сам термин тоталитаризм, как некий политический строй целиком соответствует своему буквальному переводу с латыни и означает безграничное контролирование государственной...

В наши дни мир с каждым годом становится все более сложным, что увеличивает его противоречивый характер. На фоне этого на современной политической карте мира возникает и все...

Многие люди постсоветского пространства не раз слышали фразу «Анархия — это мать порядка». Она довольно часто звучала в кинофильмах о гражданской войне, ...

Содержание1 Направления деятельности2 Выгоды торговли3 Ориентируемся на нужды современного человека4 Актуальные идеи в производстве5 Что сейчас актуально в сфере услуг? В...

Гражданам России законодательно разрешено не только участвовать в выборах с стороны тех, кто выбирает, но и со стороны тех, кого выбирают. А для того, чтобы быть избранным, ...

После окончания Первой Мировой Войны вопросы мирного сосуществования беспокоили множество стран, в первую очередь, европейские державы, которые понесли в результате войны неисчисляемые жертвы и убытки. С целью предотвращения угрозы новой подобной войны и создания системы международного права, регулирующей отношения между государствами на принципиально ином уровне, нежели это было раньше, и была создана первая в истории Европы международная организация - Лига Наций.

Советское государство развило высокую активность на дипломатическом фронте. В 1934 году СССР стал членом Лиги Наций (однако в 1939 году из-за развязанной Сталиным войны с Финляндией СССР был исключен из Лиги Наций).

Параллельно со вступлением СССР в Лигу Наций происходит так называемая «полоса дипломатического признания» Советского Союза. В этот период СССР устанавливает дипломатические отношения с рядом государств. 16 ноября 1933 года устанавливаются нормальные дипломатические отношения с США, в 1934 году - с Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией и другими странами.

СССР разработал проект коллективной безопасности, который основывался на равенстве всех участников предполагаемого регионального договора и на универсализме, состоящем в том, что в создаваемую систему включались все без исключения государства охватываемого региона. Участники пакта должны были пользоваться равными правами и гарантиями, при этом отвергалась идея какого-либо противопоставления одних стран другим, исключение кого-либо из системы коллективной безопасности или получение кем-либо из стран-участников преимуществ по сравнению с другими государствами за их счет.

Советский Союз в осуществление своей идеи коллективной безопасности выступил с предложением о заключении Восточного пакта, который дал бы гарантии безопасности всем европейским странам и устранил бы «испытываемое повсеместно чувство неуверенности в безопасности, неуверенности в ненарушении мира вообще и в частности в Европе». Восточный пакт должен был включать в себя Германию, СССР, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию и Чехословакию. Все участники пакта в случае нападения на одного из них должны были автоматически оказывать стороне, на которую напали, военную помощь. Попытка создания системы коллективной безопасности в Европе накануне 2МВ [Электронный ресурс]: - Режим доступа: - http://www.anticclub.ru

В начале 1934 году Советский Союз выступает с конвенцией об определении нападающей стороны (агрессора), в которой подчеркивалось, что агрессией является вторжение на территорию другой страны с объявлением или без объявления войны, а также бомбардировки территории других стран, нападения на морские суда, блокада берегов или портов. Правительства ведущих держав холодно отнеслись к советскому проекту. Однако Румыния, Югославия, Чехословакия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Турция, Иран, Афганистан, а позднее и Финляндия подписали этот документ. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация Том I [Электронный ресурс]: - Режим доступа: - http://www.kara-murza.ru

СССР заключил договоры о коллективной безопасности с Францией и Чехословакией. Согласно Договору о взаимопомощи между СССР и Чехословакией от 16 мая 1935 года стороны договорились немедленно оказывать друг другу помощь при нападении со стороны какого-либо европейского государства - при условии, что помощь жертве нападения будет оказана со стороны Франции.

В 1936-1941 гг. происходит дальнейшее осложнение международной обстановки. В октябре 1935 года Италия напала на Эфиопию. В августе 1936 года фашистские правительства Германии и Италии открыто вмешались во внутренние дела Испании, поддержав мятеж Франко. Осенью 1936 года Япония и фашистская Германия заключили «антикоминтерновский пакт», направленный против СССР. К этому пакту вскоре присоединилась и Италия. Внезапное нападение Германии на СССР (миф или реальность) [Электронный ресурс]: - Режим доступа: - http://www.antiqstar.ru

Руководство Советского Союза было уверено, что фашистскую агрессию можно остановить коллективными действиями миролюбивых государств.

17 апреля 1939 года советское правительство предложило западным державам заключить тройственный договор о взаимной помощи, основанный на равенстве обязательств. При этом предусматривалось оказание помощи государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями, в случае агрессии против них. Англия, однако, не собиралась заключать договор о взаимопомощи и пыталась заручиться односторонними обязательствами с СССР, Польшей и Румынией. Летом 1939 года СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции, которые не верили Сталину, не откликнулись на это предложение. Прийти к соглашению с западными державами СССР не удалось. Виноваты в этом обе стороны. У советской стороны не хватило выдержки, она проявила поспешность, переоценила степень враждебности западных держав к СССР и возможности их сговора с гитлеровской Германией. У западных держав не было искреннего желания идти на сближение с СССР, что можно объяснить, по - видимому, разными причинами, в том числе и опасения возможного предательства, и антигуманная политика сталинского руководства, противоречащая его заверениям на мировой арене, и недооценка его силы как возможного союзника в борьбе против фашистского блока, и глубокая неприязнь к стране иной социально - экономической формации. Внешняя политика СССР в предвоенные годы [Электронный ресурс]: - Режим доступа: - http://www.ronl.ru На международное положение страны продолжала оказывать катастрофическое воздействие лавина массовых репрессий, обрушенных сталинским руководством на партийные и военные кадры, дипломатов, на деятелей науки и искусства. Аналитический аппарат дипломатических, военных и разведывательных служб всех стран пристально следил за беспрецедентными событиями в СССР, и прикидывал потенциал и прочность страны. Практически все наблюдатели приходили к выводу о неспособности Советского Союза к крупномасштабным внешнеполитическим мероприятиям.

Итак, создать в Европе надежной системы коллективной безопасности не удалось, над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции, и сталинское руководство стало искать нового союзника.

Подводя итоги этой главы можно сделать вывод о том, что внешнюю политику Советского Союза 30 г.г. (до 1939 года) можно считать образцом стремления предотвратить войну. Однако политика «малых войн», в которую включился Советский Союз, а также его неожиданная «дружба» с Германией также его не могла не вызывать осуждения со стороны мирового сообщества.

В целом, предложения о создании системы коллективной безопасности представляли собой значительный вклад в разработку теории и в утверждение на практике принципов мирного сосуществования, ибо сама суть коллективной безопасности обусловлена и определена принципами мирного сосуществования, предполагает коллективное сотрудничество государств с различным общественным строем во имя предотвращения войны и сохранения мира.

Несмотря на то, что в предвоенные годы Советским Союзом были сделаны значительные шаги в предотвращении угрозы войны, сталинская внутренняя политика геноцида по отношению к собственному народу получила свое отражение и в империалистических наклонностях, проявлявшихся при реализации внешней политики СССР, что свело все мирные инициативы нашего государства к нулевому результату.

Система коллективной безопасности – это совместные действия всех государств, входящих в нее, направленные на поддержку мира во всем мире, а также на подавление агрессии. В эту систему входит несколько составляющих.

Во-первых, она базируется на общепринятых принципах международного , из которых самыми главными признаются утверждения о нерушимости границ и территориальной целостности всех государств, а также о том, что вмешиваться в чужие внутренние дела, особенно, применяя силу.

Во-вторых, это коллективные меры от всех государств, входящих в систему, направленные против актов агрессии и угроз миру. В третьих, это меры по разоружению, и в идеале, доведение всех государств до полного разоружения.

Системы коллективной безопасности имеют право совершать действия вооруженного характера, направленные на то, чтобы утихомирить агрессию.

Европейские системы коллективной безопасности: история и современность

В разное время в Европе были предприняты попытки создавать различные системы коллективной безопасности, и на настоящий момент самой серьезной из них можно считать формирование ООН, которая к общемировым системам.

В последние десятилетия, после двух разрушительных мировых войн и изобретения крайне эффективного массового поражения, необходимость создания системы коллективной безопасности встала как никогда остро.

Первые теоретические проекты международной коллективной безопасности были предложены еще в 18 веке, и с тех пор идеи постоянно совершенствуются, но «вечный мир» не наступает.

В 1919 году была создана Лига Наций, которая должна была стать системой коллективной безопасности. Но у нее с самого начала был изъян: в системе не было механизма против борьбы с агрессией. Вторая мировая война показала всю несостоятельность этой системы.

После нее в 1945 году была создана Организация Объединенных Наций. Были учтены печальные особенности деятельности предыдущей системы коллективной безопасности. В настоящее время ООН действительно способна стать основой для создания эффективной системы безопасности. Деятельность ООН, согласно уставу, должна опираться на региональные организации по поддержанию мира. Предполагалось, что так проблемы могут быть решены наиболее простым путем.

Попытки создать систему коллективной безопасности на основе ООН предпринимаются уже много десятилетий. Взаимные претензии европейских государств друг к другу, и во многом, напряженность отношений с СССР, постоянно служили камнем преткновения во многих вопросах, о которых не удалось договориться.

В 1973 году в Хельсинки прошло Совещание по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ). Были обсуждены взгляды 35 государств на создание системы коллективной безопасности. В 1975 году были достигнуты соглашения не ряду вопросов. В 1991 году было принято решение о создании «Механизма СБСЕ по урегулировании споров». С тех пор совещания и переговоры не прекращаются, но новой системы коллективной безопасности в Европе, удовлетворяющей выдвигаемым к ней требованиям, пока что не существует.





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.