Модель пьер. Непревзойденный пьер карден, изменивший мир моды. Создание и развитие компании Pierre Cardin

Первый футурист от моды Пьер Карден родился 2 июля 1922 года в итальянском местечке Сан Бьяджо ди Каллальта, недалеко от Венеции, в семье потомственного винодела. О своей семье и школьных годах он практически никогда не рассказывал, поэтому первые подробности о жизни будущего парижского кутюрье связаны с началом сороковых годов, когда он покинул Италию ради учебы.

Из

К концу войны он перебрался в Париж, где и начал делать первые шаги в моде. Поначалу его учителями были женщины: Карден работал в ателье Жанны Пакен и Эльзы Скьяпарелли, у которых научился воспринимать одежду как полотно художника и не бояться нестандартных ходов. Тогда же он познакомился с Жаном Кокто и Кристианом Бераром, благодаря протекции которых получил свой первый серьезный заказ: Пьеру предложили создать костюмы и маски для фильма «Красавица и чудовище».

Из

Спустя всего год он оставил все свои занятия ради работы у Кристиана Диора. У маэстро он провел четыре года, набравшись опыта в конструировании одежды, после чего решил начать собственное дело. В 1950 году появляется марка Pierre Cardin. Первое ателье дизайнера располагалось на маленькой улочке в первом округе Парижа, между Большими бульварами и улицей Сент-Оноре — совсем скоро по соседству откроют свои первые бутики легендарные коллеги Кардена.

Из

Первые годы дизайнер занимался исключительно созданием костюмов для театра, но спустя совсем немного времени, в 1953 году, представил свою первую женскую коллекцию. Уже тогда Карден начал использовать непривычные синтетические материалы, а в качестве освещения на своих показах использовал лунный свет. Совсем скоро дизайнер представил «платье-шар», и тот силуэт, который стал не менее известным, чем диоровский new look, до сих пор цитируют все без исключения. Всего через год имя Кардена стали узнавать по всему миру, а на улице Фобур-Сент-Оноре, в престижном восьмом округе Парижа, открылся его бутик под названием «Eve».

Через три года, закрепив свою репутацию, он решился на смелый ход и взялся за мужскую одежду, хотя в те времена мода считалась прерогативой женщин. Дизайнер открыл магазин под названием «Adam», он был одним из первых, кто предложил мужчинам ироничную одежду всех цветов радуги, которая сейчас кажется чем-то само собой разумеющимся.

Тогда же дизайнер впервые отправляется в Японию, где узнает о новых технологиях в швейном деле, а вернувшись оттуда, принимает предложение дизайнерского колледжа Bunka Fukosa и начинает вести курсы трехмерного проектирования одежды. Следующее десятилетие стало для Кардена чередой бесконечных дизайнерских наград, которые ему вручают по всему миру. Следствием этого стала первая женская коллекция ready-to-wear, которую он представил в парижском универмаге Printemps. С нее начались теплые отношения между дизайнером и культовым магазином: его работам всегда предоставлялось особое место под красочным куполом на бульваре Османа, а совсем недавно там открыли поп-ап стор, посвященный наследию Кардена. Несмотря на это, его исключили из Синдиката Высокой моды за «заигрывания с улицей». Впрочем, статус кутюрье дизайнеру вернули очень быстро.

В те годы он успел запустить детскую линию, открыть несколько новых магазинов, провести собственную выставку и впервые дать свое имя коллекции фарфоровой посуды одного крупного производителя. К середине восьмидесятых Карден впервые проводит свои показы в Пекине и Шанхае, отмечает тридцатилетие творческой деятельности масштабной выставкой в нью-йоркском Метрополитен-музее, а также открывает новые магазины и представительства по всему миру, от Китая до Болгарии. Тогда же он решает попробовать себя в бизнесе: дизайнер приобретает долю в легендарном парижском ресторане Maxim’s, где с тех пор проводит свои презентации.

Летом 1991 года Карден устраивает грандиозный показ в Москве - на Красной площади собралось около двухсот тысяч человек. Постепенно Карден стал все чаще принимать предложения, далекие от моды: он разрабатывал дизайн сантехники, мебели и автомобильных сидений, выпускал шампанское и детские игрушки, открывал новые рестораны в Будапеште и Рио-де-Жанейро, даже взялся за собственный отель в Калифорнии. Тогда же он столкнулся с обвинениями в желании поместить свое имя на все, на что возможно, начиная от транспортных средств и заканчивая едой. Несмотря на это, его заслуги как кутюрье подчеркивали едва ли не ежедневно: лондонский музей Виктории и Альберта устроил выставку в честь сорокалетия женской линии Pierre Cardin и тридцатилетия - мужской (которая затем отправилась на «гастроли» по всему миру), дизайнера представили на получение Ордена Почетного легиона, наградили высшей наградой Японии - золотой и серебряной звездой, а затем и вовсе выбрали почетным послом ЮНЕСКО. Новый статус предполагал поездки по свету, поэтому Карден начинает перемещаться из страны в страну, попутно открывая свои новые магазины, и знакомится с Фиделем Кастро и Нельсоном Манделой.

В перерывах он выпускает несколько ароматов, открывает один ресторан за другим и получает приглашение разработать дизайн нового автомобиля Toyota Rav 4 - футуристичный дизайн Кардена был востребован не только в моде. В середине девяностых бывший кутюрье принимает решение приостановить работу собственного Дома. Тем не менее, два года назад он объявил о возрождении Pierre Cardin и вернулся на парижскую Неделю моды с коллекцией ready-to-wear.

В 2010 году знаменитое издательство Assouline посвящает Пьеру Кардену 200-страничную книгу, в которой собраны его лучшие работы, - «60 years of Innovation».

24 октября 2013 года легендарный французский модельер Пьер Карден, обладатель и без того бесчисленного количества наград и званий указом Президента России удостоен титула “Кавалер Ордена Дружбы” “За большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества с Россией, развитие культурных связей”. И это не пустые слова потому как все творчество Пьера Кардена, вся его биография с незапамятных времен тесно связаны с нашей страной.

Пьер Карден знаменитый модельер

Родился же этот француз 22 июля 1922 г. в Италии, в местечке близ Венеции. Вскоре его семья переселилась в провинциальный французский городок. Маленький Пьер не дружил с ровесниками мальчишками, ему больше нравились девочки, а особенно их куклы, которых он очень любил наряжать. В возрасте четырнадцати лет Пьер устраивается подмастерьем к местному портному. В Париж же юный Карден переехал только в самом конце Второй мировой войны. Там в возрасте девятнадцати лет он начинал свою карьеру у легендарных женщин: Жанны Пакен, а после у Эльзы Скиапарелли. Безусловно, это была отличная школа для одаренного дизайнера! Тогда же он познакомился с ярким представителем парижской интеллектуальной элиты – драматургом Жаном Кокто, в результате чего юноша создал костюмы для его фильма “La Belle et la Bete” (“Красавица и чудовище”). А вскоре произошел переломный случай в его судьбе: Карден был принят в Дом самого Кристиана Диора, где он вскоре стал ведущим дизайнером.

платье от Пьер Карден

Покинув прославленный Дом, “маленький Пьер” (так называл его Диор) начал создавать костюмы и маски для театра. С той поры он неоднократно на протяжении всей своей жизни будет возвращаться к театру, но об этом я расскажу чуть позже. В 1953 г. (по некоторым другим источникам – в 1951) Карден реализовал свою первую немногочисленную по составу коллекцию - женскую, от кутюр. По инерции он еще следовал актуальному тогда женственному стилю нью-лук (new look), но и прямых заимствований у мэтров высокой моды - Диора и Баленсиаги – ему удалось избежать. Как бы там ни было, но этот дебют не прошел незамеченным и принес молодому дарованию славу и деньги. Уже через год имя Кардена стало известно во всем мире, а в Париже открылся его первый бутик “Eve”. В последующие годы кутюрье придумал шарообразные юбки, блузки необычного кроя и удивительные для того времени пальто. К слову, свой стиль дизайнер нашел довольно скоро: прямой и узкий силуэт с очень четкими контурами. Для Кардена характерны также аппликации в форме ромбов или кругов, создающие иллюзию трехмерности. Ему удалось соединить геометрические фигуры в органичные формы. Этот стиль со временем только оттачивался и хотя он может казаться сдержанным и даже холодным, превзойти его невозможно. Не зря же модельер так любит говорить: “Чтобы стать кутюрье, им надо родиться”.


Между тем Карден работал без устали по девятнадцать часов в день. В 1957 году, решив разрушить привычное тогда мнение о моде как прерогативе исключительно женской, Пьер создал мужскую коллекцию и в результате открыл свой второй бутик “Adam”. Он первым ввел в мужскую моду красочные галстуки и рубашки с принтами. В пятидесятых еще царил образ успешного служащего, представителя среднего класса: серый костюм-тройка и белая сорочка. Но уже в следующем десятилетии произошли перемены и в консервативной мужской моде. И здесь Карден оказался новатором, предложив замену “классике”: он модернизировал костюмы в так называемом неоэдвардианском стиле, заменив их жакетами без воротника (вспомните сценический имидж группы “Битлз” начала 60-х!).

В 1958 модельер создал коллекцию в стиле унисекс. Некоторые теперь считают Кардена чуть ли не основателем этого стиля, но теперь он это отрицает, заявляя, что ему не нравится общее в мужской и женской одежде.

В 1959 Карден стал пионером прет-а-порте (англ. синоним – ready-to-wear), представив женскую коллекцию готового платья в парижском культовом универмаге Printemps. Профсоюзная палата французских кутюрье была возмущена заигрыванием дизайнера с улицей, и он был исключен из рядов Синдиката Высокой моды. Но рассудив трезво, Синдикат все-таки пришел к выводу, что если отказываться от подобных коллекций, то американские конкуренты быстро завоюют во Франции пустующую нишу готового платья. Поэтому статус кутюрье Кардену был вскоре возвращен.

Знаменитое платье пузырь от Пьера Кардена

Шестидесятые годы. Первые успехи человечества в космонавтике. Все, казалось, буквально помешались на космосе! Не остался в стороне и Карден: его коллекция “Космический век” имела шумный успех. На подиуме девушки и юноши в кожаных костюмах астронавтов будущего и головных уборах, напоминающих шлемы. Впоследствии дизайнер скажет: “Одежда, которую я делаю, – это одежда будущего”. В те годы имя Кардена звучало повсюду, его влияние на культуру было огромно! Например, героиня популярного английского сериала “Мстители” Эмма Пил (роль Дианы Ригг) блистала на телеэкране в нарядах известных в то время модельеров, в том числе и от Кардена. Вообще, еще работая в Доме Диор, он уже тогда одевал многих знаменитых красавиц: принцесс, жён президентов, кинозвезд, но самой любимой его клиенткой всегда была Шарлотта Рэмплинг.


Тогда же в 60-х модельер придумал юбки-колокольчики, костюмы -скафандры, пальто, расклешенные сразу от воротника, платья с прорезями и причудливые головные уборы. Он восторженно принял и моду на мини-юбки, став с тех пор одним из пропагандистов мини. Именно он создал подобающие этому образу черные женские чулки и высокие сапоги. Тогда же он начал делать еще и детскую одежду, а также открыл еще несколько своих магазинов. Свой бизнес он успешно построил на изготовлении пошивочных лекал, позволяя швейным фабрикам производить его коллекции прет-а-порте по лицензиям. Карден стал своего рода рекордсменом по количеству лицензий, принадлежащих ему в различных странах мира, но в 1968 он впервые дал право использовать свое имя и вне модной индустрии: такой чести удосужилась одна из крупных фирм, производящих фарфоровую посуду. В последующие годы Карден все чаще занимался делами, далекими от моды, в частности разрабатывал дизайн мебели, ванн, а также сидений для автомобилей “Рено”, открывал рестораны и гостиницы. В итоге его обвинили в желании “увековечить” свое имя на всем, что только возможно.

модели Дома Пьер Карден

Начиная с семидесятых, Карден постоянно во многих странах мира получал различного рода награды. С вашего позволения, я не буду здесь их перечислять, ибо этот список весьма внушителен. Я не стану здесь приводить и астрономические суммы его доходов, которые так любят смаковать различные СМИ (веб-ресурсы в их числе тоже) – там этой информации навалом. Скажу лишь, что уже в 1991 г. Кардена и вовсе избрали почетным послом ЮНЕСКО. В восьмидесятых знаменитый кутюрье окончательно “завоевал” весь мир и, путешествуя по разным странам, открывал повсюду свои бутики. Как-то раз он даже сказал: “Я создал империю, во главе которой стоит мое космическое одиночество”.

Пьер Карден логотип

Пьер Карден и его театр

Когда-то юный Карден мечтал стать актером театра или балета, но судьба сложилась иначе. Однако в 1970 он купил театр в Париже, назвав его “Espace Pierre Cardin” (“Космос Пьера Кардена”). Со временем это стал целый комплекс, включающий в себя помимо театра еще и гостиницу, ресторан и выставочный зал. Поначалу знаменитый кутюрье приглашал разных актеров с их собственными постановками, но постепенно он собрал свою труппу, которая затем выросла в профессиональный театр. Будучи его владельцем, Карден сразу же стал и членом художественного совета. На сцене “Эспас Пьер Карден” с тех пор играли многие знаменитости, такие как Жерар Депардье и Марина Влади. Кстати, один из спектаклей, “Безумства Сальвадора Дали” посвящен человеку, с которым Карден был дружен много лет.

Пьер Карден “красный” кутюрье

В СССР Кардена заслуженно прозвали “красным кутюрье”. Впервые модельер посетил Советский Союз в 1963 году (между прочим, на официальном сайте дизайнера сказано: “1983, March. First trip to Moscow”. Ошибка в целых 20 лет! Возможно, что сам маэстро попросту не знает об этой опечатке). Он всегда утверждал, что в России огромный потенциал для рынка моды. Однако только в апреле 1986 ему удалось подписать контракт на выпуск его одежды в Союзе. Возможно, апогеем деятельности Кардена в СССР стал незабываемый показ на московской Красной площади. Случилось это событие в июне 1991 и было приурочено к сорокалетию творческой деятельности легендарного модельера. Сам Карден впоследствии признался, что этот был самый памятный и значительный день в его жизни: на шоу присутствовали двести тысяч зрителей, а вместо привычных танков по площади дефилировали обворожительные молодые манекенщицы. “Это было великолепно!” – воскликнул кутюрье.

В 1965 году состоялось знакомство Кардена с , которое затем переросло в длительные дружеские отношения. Их объединяет не только профессия, но и то что оба в юности мечтали стать актерами. К месту будет упомянуть, что Карден много сотрудничал с известными советскими театрами. В его костюмах выходили на сцену актеры – участники спектаклей “Чайка”, “Вешние воды”, “Анна Каренина” и других. А в 1998 году, вдохновившись героинями пьес А.П. Чехова, Карден создал коллекцию, приуроченную к столетию МХАТ. Работал модельер и с артистами балета, а знаменитая Майя Плисецкая стала его Музой.

Однажды Карден увидел на московской сцене “Юнону и Авось” - мюзикл на стихи Андрея Вознесенского. Знаменитый кутюрье был очарован этим спектаклем и в 1983 году показал его на сцене своего театра, а затем добрый десяток лет представлял эту постановку всему миру, оплачивая из собственного кармана все переезды советских актеров. С тех пор он очень сдружился и с Вознесенским и с артистами, в частности с Николаем Караченцовым.

Еще новости о моде

  • Неделя моды в Париже: Zuhair Murad haute couture…
  • Неделя моды в Париже: коллекция Giorgio Armani Prive…
  • Ulyana Sergeenko показ коллекции весна-лето 2017…

(франц.Pierre Cardin; род. 2 июля 1922, Сан Андреа да Барбара, Италия) — французский .

Биография

Родился 2 июля 1922 г. в Италии, в городе Сан Андреа да Барбара. Получил архитектурное образование в Сэйнт-Этьен во Франции.

Во время Второй Мировой войны служил в Красном Кресте.

Создание и развитие компании Pierre Cardin

Пьер Карден на протяжении всей своей карьеры проявлял незаурядные предпринимательские навыки. В связи с этим, он стал не только одним из самых богатых дизайнеров, но и человеком, чьё имя стало нарицательным. Карден – это глобальное явление. Именно он стал первым дизайнером, начавшим освоение рынков Японии, Китая, России и Румынии, называя своим именем сотни вещей, от галстуков и будильников до белья и сковородок.

Пьер Карден был первым дизайнером, который смог понять истинные возможности бизнеса в мире моды. В 1959 г. он начинает выпускать вещи категории prêt-a-porter. Этим поступком он шокировал Chambre Syndicale – главный контролирующий орган высокой моды в Париже. Его действия были расценены, во-первых, как попытка сделать элитную дизайнерскую одежду более доступной, и, во-вторых, открыть глаза на реальное положение вещей в сфере модного бизнеса. Всё это повлекло исключение Кардена из рядов Chambre Syndicale.

Пьер Карден всегда был заинтересован в качественном покрое и производстве. Отличное качество и по сей день является его товарным знаком. Одежда от Cardin минималистична, изысканно сшита, имеет причудливые формы и дополнена различными . Основной упор сделан на шерсть и трикотаж. Начиная с платья «баллон», продолжая платьями-рубашками и заканчивая серией платьев, Пьер Карден как бы двусмысленно выделяет наиболее примечательные формы тела.

Технический прогресс, достижения науки и техники были выражены в его коллекции Space Age в 1964 г. Он представил белые трикотажные чулки, гербовые накидки, носимые поверх леггинсов, и «трубчатые» платья. Был очевиден интерес Кардена к искусственным волокнам. В 1968 г. он создал свою собственную ткань Cardine. Основными её составляющими были ультрапрочные волокна с вкраплениями различных геометрических узоров.

Весьма любопытны асексуальные проекты Пьера Кардена для женщин. В них при помощи различных конусов, очертаний, вырезов и лепных украшений, был сделан акцент на женской груди. Точно так же, с помощью его асексуальных мини, акцентировались ноги. Эксперименты с перфорированием, которыми Пьер Карден был увлечен в 1960-х, в 1970-х сменились использованием более легких материалов, таких как джерсовая ткань, методов «Sunray» и плиссирующего гофрирования. На передний план выходят спирали, вытесняя геометрические узоры. Становятся популярными волнующие вечерние наряды из слоистого и печатного шифона.

Пьер Карден был первым дизайнером, который в послевоенные годы бросил вызов лондонскому Savile Row. Невероятную популярность приобретают пиджаки без воротников, которые застёгивают на все пуговицы. Нечто подобное носили Битлз. Очень многие начинают носить такие пиджаки с водолазками, что выглядит весьма свежо и стильно. Карден убирает воротники и оставляет карманы, тем самым отступая от традиционных веяний. Всё это делается с целью создания нового мужского стиля. С тех пор мужской костюм, который всегда являлся традиционным, становится частью мира высокой моды.

Возможно, в последние годы влияние Кардена как модельера несколько снизилось. Дизайнер считает, что изобретательность и талант часто недооценивались. В выступлении перед студентами американского колледжа в Атланте в июле 1996 г. он сказал:

«Я могу проектировать всё, от стульев до шоколада, но мода — всё ещё моя первая любовь. Вы можете сделать что-то классическое, что-то красивое, но это — только хороший вкус. Истинный талант должен сопровождаться элементами шока; 30 лет назад я сделал чулки чёрного цвета, и все решили, что они уродливы. А вот теперь эти чулки стали классическими».

К концу 2000 г. Пьер Карден начал искать покупателя для своей империи. Он отклонил предложения от французского гиганта , так же как и от , желая найти кого-то, кому он будет безгранично доверять, и кто не только сохранит целостность , но и позаботится о его многочисленных служащих.

Фотографы и художники, актеры и режиссеры, стилисты и имиджмейкеры, Пьер и Жиль — эмблематический дуэт фотографического постмодернизма. Начав свою карьеру в семидесятых годах прошлого уже века, они во многом определили фотографические искания последующих десятилетий, играя на самой фотографической квазиреалистичной природе изображения, разыгрывая оригинальный театр фотографии.

Стилистическая всеядность художников, преодоление временных и национальных границ, использование индийских и африканских, американских и латиноамериканских, русских и французских, античных и ренессансных эстетических клише — все это воплотилось и переродилось в цельную и узнаваемую фотографическую манеру. Стиль «пьер-и-жиль», узнаваемый и актуальный, травестийный и театральный, наивный и радикальный одновременно задал «модель» фотографического поведения, воспринятую, развитую и дополненную Ясумасой Моримурой и Владом Мамышевым-Монро и других.

На эмоциональном уровне стиль этот не чужд и поп культуре с ее апологией наивности и сентиментальности как самых востребованных творческих стратегий. Но зачастую под глянцем псевдо-мещанского сантимента оказывается скрыта боль и тревога, что сообщает общему настроению где-то эротический, а где-то драматический характер. В работах Пьера и Жиля журнальный гламур и народный кич разоблачают один другой, оттеняя друг друга иронией, не переходящей, однако, в цинизм и скепсис.

В сюжетном плане, методом деконструкции традиционной маскулинности художники вводят в мировую галерею фотообразов «своих», с легкостью идентифицируемых персонажей — юношу-святого, солдата, морячка, гангстера. При непростой, практически «режиссерской» работе с моделями Пьер и Жиль находили именно тот образ, тот look артиста, певца, который, отраженный в массовом сознании обложками дисков и глянцем модных журналов, впоследствии и становился тем единственным и неповторимым «портретом» кумира.

В процессе портретирования за фототеатром всегда следовал не менее сложный этап «финишных работ» — создание живописного слоя поверх фотографического и производство авторской рамы. Здесь сама тиражность фотографического искусства, его принципиальная «техническая воспроизводимость» компрометировалась ханд-мейдом, уникальной ручной работой.

Мы рады приветствовать уникальный творческий дуэт Пьера и Жиля с полномасштабной выставкой в Московском Доме фотографии и Государственном Русском музее и благодарим французскую галерею Жерома де Нуармона и Посольство Франции в России, благодаря которым этот проект состоялся в России.

Ольга Свиблова,
Директор Московского Дома фотографии

Художественные дуэты настолько распространены в современном искусстве, что в пору отнести их к особому художественному направлению. И правда, в произведениях Пьера и Жиля при желании можно увидеть сходство с продукцией не только, скажем, Гилберта и Джорджа, но и Комара с Меламидом или Дубосарского-Виноградова. Все они имеют известное отношение к поп- (или соц-) арту и так или иначе работают с образами того или иного массового сознания или коллективного бессознательного. Творчество в четыре руки, предполагающее в качестве автора не «я», но «мы», здесь весьма уместно. Как если бы пара была минимальной «ячейкой общества», от лица которого в данном случае и говорят художники, а удвоение авторства создавало алиби для всех упреков в волюнтаризме и субъективности.

Искусство Пьера и Жиля на первый взгляд представляется всеобъемлющим, хотя и крайне неупорядоченным каталогом всевозможных фантомов и фантазмов постмодернистского и мультикультурного массового сознания, добродушно поверхностного и всеядного. Католические святые тут соседствуют с индийскими божествами, сказочные герои — с поп-звездами, кадры, достойные эротических журналов — с сюжетами газетных передовиц. Впрочем, в мире Пьера и Жиля все они уживаются вполне мирно и непротиворечиво. Любой сюжет французские художники трактуют в собственном немедленно узнаваемом стиле сладостного кича. Их стремление вложить в каждый образ максимально возможное количество красоты на первый взгляд кажется желанием удовлетворить самую что ни на есть народную, «простую» жажду прекрасного. Однако в самой чрезмерности этих стараний есть определенное лукавство. Пьер и Жиль стремятся к попсовой красивости с таким фанатичным рвением, с которым можно преследовать только почти недостижимую цель.

И правда, их произведения выглядят не столько массовыми, безупречно и безлично промышленными, сколько трогательно кустарными, не столько глянцевыми, сколько наивными. Если к этой эстетике и применим эпитет «популярный», то разве что в том значении, каким он обладает во французском языке — не «поп-культурный», но «народный», в том смысле, в каком народным бывает, например, лубок. Кич, который культивируют Пьер и Жиль — не ширпотреб, но раритет и экзотика. Неслучайно художники демонстрируют интерес и симпатию к тем культурам, например, азиатским или восточным, в которых кич еще не стал циничным и сохранил своего рода невинность — будь то индийский религиозный лубок, арабская эстрадная музыка «рай» (Пьер и Жиль снимали портреты звезд «рая» из французской арабской диаспоры).

Ирония, пронизывающая искусство Пьера и Жиля, состоит в том, что под видом банальной, безликой и само собой разумеющейся масс-культуры художники подсовывают маргинальную, ерническую и еретическую субкультуру собственного производства. Даже среди звезд, которых так любят снимать Пьер и Жиль (а звезды обожают у них сниматься), почти нет образцовых представителей глобальной поп-культуры (хотя Мадонну они все же снимали). Зато очень много фриков и героев андерграунда вроде Нины Хаген, Марка Алмонда, Игги Попа и Боя Джорджа. Или же звезд настолько сугубо французских, вроде Клода Франсуа или Сильви Вартан, что сама их буржуазность и эстрадность воспринимается как своего рода экзотический национальный колорит.

Основным источником вдохновения Пьера и Жиля является гей-культура. Их «мы» — это «мы» не большинства, но меньшинства, не толпы или коллектива, но сообщников. Если «Гилберт и Джордж» — клоны, «Комар и Меламид» — соседи по школьной парте, поневоле вместе делающие лабораторные работы и обязанные держаться за руки на экскурсиях, а «Виноградов и Дубосарский» — артель, то Пьер и Жиль являются идеальными партнерами не только по искусству, но и по личной жизни, и отношения их проникнуты нежностью. Пьер и Жиль живут и работают вместе с 1976 года, идеально поделив обязанности по искусству — Пьер фотографирует, а Жиль расписывает снимки.

Эта самая нежность, эротизм и сексуальность и оказываются самыми субверсивными элементами, которые Пьер и Жиль контрабандой привносят в якобы масс-культурные образы. Каждый персонаж их фото-постановок — будь то мифический герой, бравый морячок, жертва кораблекрушения, игривый ковбой или солдат иракской войны, несомненно, являются объектами желания. Настоящая массовая (она же официальная) культура, такого панэротизма не допускает, и предполагает несовместимость обязанностей «серьезных» икон идеологии со статусом секс-символов. Герой войны должен вызывать гордость, потерпевший — жалость, но никак не желание, и американский солдат сексуален не более, чем строитель коммунизма с советского плаката. Что же до персонажей специальной эротической продукции, то им недозволенно вызывать иные чувства, помимо предписанного возбуждения. Вся та неуставная сексуальность, которую Пьер и Жиль вносят в любой из своих сюжетов, подрывает «добропорядочную» мораль отнюдь не либертинажем: ни о какой непристойности в этом, в сущности, игрушечном мирке не может быть речи. Но даже по сравнению с этими нарочито кукольными персонажами герои масс-культуры «большинства» выглядят неодушевленными манекенами — ведь только вещи могут быть бесполыми.

Карден - один из первопроходцев стиля унисекс, где много экспериментировал и не всегда целесообразно. Он основал свой Дом Моды в 1950-м и представил свое "платье-пузырь", вошедшее в историю моды, в 1954-м.

Пьер Карден родился 2 июля 1922-го, в Сан-Бьяджо-ди-Каллальта (San Biagio di Callalta), недалеко от Тревизо (Treviso). Он получил образование в центральной части Франции (France). В 14 лет Карден стал подмастерьем портного, изучал основы дизайна одежды и перенимал сведения о ее конструкции.



В 1939-м Пьер ушел из дома и устроился в ателье в Виши (Vichy), где начал кроить костюмы для женщин. Во время Второй мировой войны Карден работал в Красном Кресте, где проникся гуманистическими идеями, с которыми не расстается по сей день.

Карден перебрался в Париж (Paris) в 1945-м, где изучал архитектуру и работал с домом моды Жанны Пакен (Jeanne Paquin). Он также представлял интересы Эльзы Скиапарелли (Elsa Schiaparelli), а затем стал главой ателье по пошиву одежды "Christian Dior" в 1947-м. Примерно в этот же период Пьеру было отказано в рабочем месте в компании "Balenciaga".

Свой собственный модный дом Карден открыл в 1950-м. Восхождение к славе началось с создания 30 костюмов для "вечеринки века", бал-маскарада, состоявшегося 3 сентября 1951-го в "Палаццо Лабиа" в Венеции (Venice). На одежду "от-кутюр" Пьер переключился в 1953-м.

Карден стал первым кутюрье, закрепившим за Японией (Japan) статус рынка высокой моды. В Стране восходящего солнца модельер побывал в 1959-м. В этом же году Пьера исключили из Синдиката Высокой моды - за запуск коллекции прет-а-порте в универмагах "Printemps". Он стал первым кутюрье в Париже, кто "опустился" до уровня готовой коллекции, однако вскоре синдикат принял Кардена обратно.

В 1960-х Карден начал практиковать то, что ныне используется на постоянной основе. Речь о системах лицензирования, применяемых в секторе моды. Коллекции Пьера, выпущенные в этот период, удивили всех - впервые появившимся на одежде логотипом модельера.

Пьер ушел из Синдиката Высокой моды в 1966-м и начал показывать свою коллекции на собственной площадке, "Espace Cardin" (бывший театральный комплекс "Théâtre des Ambassadeurs"), открытой возле посольства США в Париже в 1971-м. "Espace Cardin" также использовалась для продвижения новых талантов, в том числе театральных коллективов и музыкантов.

Лучшие дня

Карден работал по контракту с "Пакистанскими Международными авиалиниями", для которых создал униформу. Мгновенно ставшая хитом, униформа использовалась с 1966-го по 1971-й.

В 1971-м модельер вдохнул новую жизнь в Баронг Тагалог, традиционную филиппинскую мужскую рубашку. Новый дизайн был одобрен филиппинским президентом Фердинандом Маркосом (Ferdinand Marcos).

Карден оставался членом французской Федерации Высокой моды и прет-а-порте с 1953-го по 1993-й.

Как и многие другие нынешние модельеры, Пьер решил в 1994-м показать свою коллекцию лишь небольшому кругу избранных клиентов и журналистов. После перерыва в 15 лет Карден продемонстрировал свои новые творения перед группой из 150 журналистов в своем доме-пузыре в Каннах (Cannes).

Пьер пришел в промышленный дизайн, разработав тринадцать основных дизайнерских "тем", которые стали использоваться для различной продукции.

Модельер был связан контрактом с "American Motors Corporation" (AMC). После успеха созданного Альдо Гуччи (Aldo Gucci) интерьера салонов автомобилей "Hornet Sportabout", корпорация AMC использовала тему Кардена - для авто "AMC Javelin", запущенного в производство в середине 1972-го. Таким образом, "AMC Javelin" стал одним из первых американских автомобилей, чей дизайн оперения был создан известных французским модельером.

Несколько обновлений специального варианта интерьера "Javelins" было сделано в 1973-м. В течение двух модельных лет, в общей сложности, 4152 авто "AMC Javelins" обзавелись смелым разноцветным рисунком в полоску, в китайских цветных тонах - красных, сливовых, белых и серебряных - на основном черном фоне.

Автомобильный дизайн "Cardin Javelins" также предполагал наличие эмблем проектировщика на передних крыльях и использование особенного набора цветов для кузова, включая такие комбинации, как "Trans Am Red", "Snow White", "Stardust Silver", "Diamond Blue" и "Wild Plum". Тем не менее, для 12 автомобилей с дизайном Кардена использовался специально заказанный "очень темный оттенок черного цвета" ("Midnight Black").

Всерьез увлеченный геометрическими фигурами, Карден в 1975-м использовал один из своих объектов фетишизма - форму пузыря - для своей монументальной работы. Модельер построил "Le Palais Bulles" (англ. "Bubble House"), дом-пузырь, прибегнув к услугам венгерского архитектора Антти Ловага (Antti Lovag).

Естественно, внутреннее убранство дома-пузыря заполнено оригинальными творениями Пьера. Общая площадь строения - 1200 квадратных метров. В доме-пузыре десять спален, оформленных произведениями современных художников, и гостиная с панорамными окнами.

Карден купил ресторан "Максим" в 1981-м; вскоре были открыты филиалы в Нью-Йорке (New York), Лондоне (London) и Пекине (Beijing). В настоящее время функционирует сеть гостиниц "Максим". Под этим же именем выпускается ряд пищевых продуктов.

В 2001-м Пьер купил руины замка в Лакосте, департамент Воклюз (Lacoste, Vaucluse), где когда-то проживал Маркиз де Сад (Marquis de Sade). Карден частично восстановил замок, где проводил музыкальные и танцевальные фестивали, в том числе вместе с Мари-Клод Пьетрагала (Marie-Claude Pietragalla).

Карден - владелец палаццо "Ca" Bragadi" в Венеции. Модельер утверждал, что дворец-особняк когда-то принадлежал Джакомо Казанове (Giacomo Casanova), но, на самом деле, это был дом Джованни Брагадин-ди-Сан-Кассиана, веронского епископа и венецианского старейшины.

Долгие годы союзником, другом, любовником и бизнес-партнером Пьера оставался Андре Оливер (Andre Oliver).





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.