Мать Сыра Земля – славянская Богиня Земли. Мать — Сыра Земля и другие самые любопытные культы и ритуалы у славян Легенды и мифы о Богине Матери Сырой Земле

Ярило и Мать Сыра Земля Предание русского народа

Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была - ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движенья. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: "Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придется ли по мысли нам?"
И пламень взора светлого Яра в одно мановенье пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшею землею. И где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное.
И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярили - на света. Мать Сыра Земля ото сна пробуждалася и в юной красе, как невеста на брачном ложе, раскинулась… Жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам ее.
Несутся в солнечных речах сладкие речи бога любви, вечно юного бога Ярилы: "Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! полюби меня, бога светлого, за любовь твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, зеленой муравой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число несметное…"
Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами. Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавали рыбы, в воздухе затолклись мелкие мушки да мошки… И все жило, все любило, и все пело хвалебные песни: отцу - Яриле, матери - Сырой Земле.
И вновь из красного солнца любовные речи Ярилы несутся: "Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! разукрасил я тебя красотою, народила ты милых детушек число несметное, полюби меня пуще прежнего, породишь от меня детище любимое".
Любы были те речи матери сырой земле, жадно пила она живоносные лучи и породила человека… И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой - ярой молнией. И от той молоньи ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний. И от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетались поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою… И, услыша то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки перед ним преклонились, звери, птицы и всяка живая тварь ему подчинилась.
Ликовала Мать Сыра Земля в счастье, в радости, чаяла, что Ярилиной любви ни конца, ни края нет… Но по малом времени красно солнышко стало низиться, светлые дни укоротились, Дунули ветры холодные, замолкли птицы певчие, завыли звери дубравные, и вздрогнул от стужи царь и владыка всей твари дышащей и недышащей…
Затуманилась Мать Сыра Земля и с горя-печали оросила поблекшее лицо свое слезами горькими - дождями дробными. Плачется Мать Сыра Земля: "О ветре ветрило!.. Зачем дышишь на меня постылою стужей?.. Око Ярилино - красное солнышко!.. Зачем греешь и светишь ты не по-прежнему?.. Разлюбил меня Ярило-бог - лишиться мне красоты своей, погибать моим детушкам, и опять мне во мраке и стуже лежать!.. И зачем узнавала я свет, зачем узнавала жизнь и любовь?.. Зачем спознавалась с лучами ясными, с поцелуями бога Ярилы горячими?.."
Безмолвен Ярило.
"Не себя мне жаль, - плачется Мать Сыра Земля, сжимаясь от холода, - скорбит сердце матери по милым по детушкам".
Говорит Ярило: "Ты не плачь, не тоскуй, Мать Сыра Земля, покидаю тебя ненадолго. Не покинуть тебя на время - сгореть тебе дотла под моими поцелуями. Храня тебя и детей наших, убавлю я на время тепла и света, опадут на деревьях листья, завянут травы и злаки, оденешься ты снеговым покровом, будешь спать-почивать до моего прихода… Придет время, пошлю к тебе вестницу - Весну Красну, следом за Весною я сам приду".
Плачется Мать Сыра Земля: "Не жалеешь ты, Ярило, меня, бедную, не жалеешь, светлый боже, детей своих!.. Пожалей хоть любимое детище, что на речи твои громовые отвечал тебе вещим словом, речью крылатою… И наг он и слаб - сгинуть ему прежде всех, когда лишишь нас тепла и света…"
Брызнул Ярило на камни молоньей, облил палючим взором дерева дубравные. И сказал Матери Сырой Земле: "Вот я разлил огонь по камням и деревьям. Я сам в том огне. Своим умом-разумом человек дойдет, как из дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь - дар мой любимому сыну. Всей живой твари будет на страх и ужас, ему одному на службу".
И отошел от Земли бог Ярило… Понеслись ветры буйные, застилали темными тучами око Ярилино - красное солнышко, нанесли снега белые, ровно в саван окутали в них Мать Сыру Землю. Все застыло, все заснуло, не спал, не дремал один человек, - у него был великий дар отца Ярилы, а с ним свет и тепло…

(П. Мельников-Печерский)

Здравствуйте, дорогие ученики!
Сегодня мы с вами поговорим о единственной славянской богине, которая не подверглась гонению со стороны христианства. По крайней мере, я не слышала об этом ничего. Это был самый любимый народом персонаж славянской мифологии — Мать Сыра Земля.

Травы, цветы, деревья и кустарники — её пышные волосы. Каменные скалы — это её кости. Цепкие корни деревьев заменяют жилы. А кровь её — это сочащаяся из её недр живая вода. И, как живая женщина, рождает она земных существ, стонет от боли в бурю. А когда гневается, то учиняет землетрясения. Улыбается под тёплыми солнечными лучами и дарит всему живому невиданные красоты. Засыпает студёной зимой и просыпается весной. Её обжигает засуха, но она возрождается от живительной влаги.

Мать Сыра Земля всегда рядом с человеком. Она его кормилица и поилица, и к её помощи, как к помощи матери, человек всегда прибегает в трудные моменты жизни.
Достаточно вспомнить сказки и былины, в которых даже богатыри припадают к сырой земле, чтобы получить новые силы. Ударят они копьём о землю, и она поглотит чёрную, ядовитую кровь змея и возвратит жизнь загубленным людям.
О землю ударялись сказочные герои, чтобы перевоплотиться в кого-то другого и получить его силу.

«Чем заболел, тем и лечись» - говорили в древности и советовали выносить тех, кто ушибся, на то самое место и молить землю о прощении.
Земля и сама считалась самым сильным лекарством. Знахарь смачивал землю слюной и прикладывал к ранам или больной голове, нашёптывая при этом заговор: «Как здорова земля, так и твоя голова была бы здорова ».

Матерью Сырой Землёй клялись, и эта клятва считалась самой сильной, она была священна и нерушима. Клятвопреступника земля не станет носить. «Чтоб мне сквозь землю провалиться! » - до сих пор сохранилась такая клятва.

Землю целовали, просили о прощении, когда сделали плохое дело. И такой традиционный в древности земной поклон — это тоже от великого почитания матушки-Земли.

Сменялись боги на небе, на месте одних появлялись другие, и только Мать Сыра Земля оставалась для людей вечной кормилицей, дававшей жизнь всему, что на ней обитало.

В древности ведуны умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги того, кто желал свою судьбу узнать. «Вынуть след» у человека и сейчас считается недобрым умыслом. Если нашептать умеючи над ним, то можно связать волю человека по рукам и ногам. И тогда, чтобы от такой напасти избавиться, просят Землю: «Матушка — кормилица, сыра земля родимая, укрой меня от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза недоброго, от языка злобного, от навета бесовского. Слово мое крепко, как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать — Сыра Земля, припечатано — на многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную».

Древнеримский историк Тацит писал о славянах, живших на острове Рюген: «Они воздают общее поклонение богине земли и верят, что она вмешивается в человеческие дела, посещает народы. Стоит на острове океана нетронутый лес, и в нём хранится священная колесница, покрытая завесой: прикасаться к ней дозволено одному лишь жрецу. Он узнаёт, что богиня присутствует в святилище, и, везомую на колеснице коровами, сопровождает с великим благоговением».

Образ Матери-Земли восходит к очень глубокой древности. Уже позже создали стройные искусственные системы, где во главе божественного пантеона непременно стоит Бог-Отец, да и боги преимущественно мужского пола, но всё это произошло во времена давно утвердившегося патриархата. Однако даже сквозь такие искусственные патриархальные схемы проглядывают черты устойчивых древних представлений о космическом женском божестве, о Великой Матери Мира: будь то это Гея, породившая Урана, или Кибела, олицетворение матери-природы, почитаемая в Малой Азии.

В каждой мифологии обязательно найдётся такое женское божество — олицетворение всей природы. Однако, именно у славян почитание Матери Сырой Земли было наиболее сильным, что сохранилось вплоть до начала XX века.

Множество поверий связано именно с родной землёй. Если человек куда-то уезжал на чужбину, то непременно с собой брал горсть родной земли. Высыпал её на чужой земле и, ступая по ней, говорил: «По своей земле хожу». Считалось, что и там, на чужбине, в случае чего, родная земля поможет, силы придаст.

Землю хранили в ладанках во время путешествий как оберег от злых сил.

У матерей не было большего горя, чем известие, что их сыновья, умершие на чужбине, не запаслись родной землицей и похоронены без неё.

Понятие «родины, родной земли» для славян было особенным. Сколько поэтических произведений посвящено родине!

Есть особый день, 23 мая — день рождения Матери Сырой Земли. Крестьяне, желая достойно почтить именинницу, не берутся в этот день ни за какую земляную работу: не пашут, не боронят, не роют и особенно оберегаются вбивать в землю колья, чтобы не нарушить покоя земли.
В этот день желательно пройтись босыми ногами по земле: так можно почерпнуть у ней силы, необходимые вашему организму. Считалось также, что в этот день можно выкапывать целебные корни на лекарственные зелья, потому что они набирали наибольшую силу.

Всю свою жизнь вековечную Мать Сыра Земля растит для живущего на ней народа хлеб насущный. Конечно, это не только хлебные колосья, но и другие съедобные для человека растения, разные травы целебные. Как траве не вырасти без горстки земли, так и русскому народу не прожить без земли-кормилицы.

Солнечные лучи согревают землю, дождевые ливни питают её, и земля, согретая и увлажнённая, растит травы, цветы, деревья, даёт пищу животным и человеку. И вот это естественное для человека явление послужило источником мифа о брачном союзе Неба и Земли. Так как Земля у нас, естественно, женское начало, матушка, то Небу отводилось мужское — это был отец-батюшка. Летнее небо заключает Землю в своих горячих объятиях, как невесту или супругу, рассыпает по ней свои тёплые лучи и разливает живительные воды, и Земля тогда может «рожать». В зимнюю же пору земля каменеет от стужи и делается неплодною.

Поэтому неслучайно в сознании славян сложилось мировоззрение, что богатство страны и народа напрямую зависит от просторов славянской земли. Именно эти просторы — главное богатство как материальное, так и духовное.
Выразителем этого мировоззрения стал былинный богатырь Микула Селянинович. Сила ему дарована самой землёй, и опирается он полностью на земную силу Руси.
Микула — любимый сын Матери Сырой Земли, первый русский оратай. В его честь справлялись коллективные пиры-микульщины, пелись песни в честь наступающих именин Матери Сырой Земли:

Микула-свет, с милостью
Приходи к нам, с радостью,
С великою благостью…
Мать Сыра Земля добра,
Уроди нам хлеба,
Лошадушкам овсеца,
Коровушкам травки!

Есть интересная былина о Святогоре и Микуле. Святогор пытается догнать на широком пути-дороге прохожего и никак не может. И тогда проговорил богатырь таковы слова:

- Ай же ты, прохожий человек, приостановись не то множечко, не могу тебя догнать на добром поле.
Приостановился прохожий, снимал с плеч сумочку и кладывал сумочку на сыру землю. Говорит Святогор-богатырь:
- Что у тебя в сумочке?
- А вот подыми с земли, так увидишь.
Сошел Святогор с добра коня, захватил сумочку рукою, - не мог и пошевелить; стал здымать обеими руками, только дух под сумочку мог подпустить, а сам по колена в землю угряз. Говорит богатырь таковы слова:
- Что это у тебя в сумочке накладено? Силы мне не занимать стать, а я и здынуть сумочку не могу.
- В сумочке у меня тяга земная.
- Да кто ж ты есть и как тебя именем зовут, звеличают как по изотчины?
- Я есть Микулушка Селянинович.

Микула — носитель земной тяги в прямом смысле: он несёт силу Матери Сырой Земли в котомке за плечами, легко обгоняя самого могучего богатыря. Тяга земная при сопрокосновении с источником питается необъятной силой Земли, потом возвращается на плечи Микулы и передаётся ему сполна.

С принятием на Руси христианства образ Матери Сырой Земли стал сближаться с образом самой Богородицы. Постепенно распространилось представление, что у человека три матери: первая — Пресвятая Богородица, которая родила спасителя мира, вторая — Земля, от которой все созданы и в которую все вернутся после смерти, и третья — та, что в утробе носила и родила.
А праздник в честь оратая Микулы христианство перевело на почитание святого Николая Чудотворца. Оттого на Руси так почитают весеннего Николу.

Думаю, на этом можно закончить наш урок о земле-матушке. На следующем уроке мы поговорим о возможном супруге Матери Сырой Земли, а сейчас домашнее задание (надо выбрать вопросы, которые в сумме дадут не менее 10 баллов):

1. Почему же Мать Сыра Земля, а не просто Мать Земля? И богатыри почему припадали именно к сырой земле? (0-1 балл)

2. Как вы понимаете клятву «Чтоб мне сквозь землю провалиться!»? И что изначально в неё было заложено? (0-2 балла)

3. Почему сеятель всегда был мужчина? (0-1 балл)

4. Найдите сказки, былины (не менее двух), в которых герой прибегает к помощи Матери Сырой Земли. Расскажите о них. (0-3 балла)

5. Найдите загадки, пословицы, поговорки, да и просто крылатые выражения, связанные с Матерью Сырой Землёй (не менее трёх). Объясните, как вы их понимаете. (0-3 балла)

6. Напишите небольшое эссе (поэтическое или прозаическое), посвящённое этому божеству или вообще родной земле. (0-4 балла)

7. Если умеете рисовать, то можете изобразить Мать Сыру Землю. (0-5 баллов)

8. Вы отправились на практику в Аргемоне (практика может быть по любому предмету). Расскажите, какую помощь вам смогла оказать Мать Сыра Земля. (0-5 баллов)

9. Найдите поэтическое или прозаическое произведение, посвящённое Родине, родной земле, которое вам нравится. Расскажите о нём и о мыслях, которые появляются после его прочтения. (0-3 балла)

10. Почему именно у славян сложилось такое почитание Матери Сырой Земли? (0-2 балла)

11. В древнегреческой мифологии есть персонаж, подобный Микуле. Найдите его и расскажите о нём. Какие сходства и отличия вы нашли? (0-3 балла)

Иногда так хочется найти сказку и читать славянские мифы! Сказочные времена были когда-то давно, примерно в то время, когда все в мире было красивым, чистым и светлым, когда люди были доверчивы и веселы, когда люди любили и верили в счастье. Когда это было? Это было очень давно или просто в нашем детстве? Читайте славянский миф - милую, душевную историю из книги «Боги и люди», сказку о Ярило. И почему так хочется плакать? Сказка-то о Ярило со счастливым концом. Прекрасная славянская мифология о солнце, о Боге Ярило и его помощи в любви.

«Сказка о том, как Ярило в любви помог»

На всю округу из нашей деревни что парни, что девки очень ценились как женихи–невесты. Парни хозяйственные, девки работящие. А уж попеть–поплясать, да хороводы водить – никому за ними не поспеть. А самый завидный жених был Гордыня, Путятин сын. Всем взял парень: и рост подходящий, и плечи с косую сажень, и лицом светел. Но норов у него был никчемный - задиристый, горделивый, себя выше всех считал. Не зря Гордыней его прозвали. Но в работе тоже всегда первый, все в руках горело. Тут уж худого слова не скажешь. Ну и девки все обхаживали его, как могли. Только он на девок вроде и не смотрит. На гулянье, бывало во всех играх первый, столб вслепую всегда первый срубал, да так, что его столб соперника столб сваливал. Но как до хороводов дело доходит, поворачивается – и прочь. Постепенно так всех девок от себя и отвадил.

Только одна, Ясуня, Милованова дочка, не отступалась. На других парней и не смотрела, сватам отказывала. Милован, на что уж дочку любил и не неволил, поругивать ее стал: – Смотри, Ясуня, пробросаешься! Будешь век одна куковать! Она только вздыхает.

И вот, однажды наступил день Открытия Сварги. Ярилу, Бога ярого весеннего солнца, любовной страсти и плодородия, в деревне у нас очень чтили. Вся деревня с утра участвовала в празднике – и стар, и млад. Ждали его, чтоб отомкнул он своим ключом Матушку–Землю, да потекли по ней весенние воды.

Идут на Ярилину Горку, каждый хозяин несет хлеб–соль, складывают его кучкой, а специально выбранный хозяин троекратно кланяется на три стороны и произносит обращение к Яриле:

Гой ты, Ярила огненная Сила!
С неба грядучи, ты возьми ключи,
Отомкни ты Матерь–Сыру Землю,
Пусти теплу росу да на всю весну,
На сухое лето да на ядрено жито!
Гой! Слава!

А весь народ повторяет это за ним и тоже кланяется на три стороны. Потом идут на поля, трижды обходят их и поют:

Волочился Ярило
По всему белу свету,
Полю жито родил,
Людям деток плодил.
А где он ногою –
Там жито копною,
А где он глянет,
Там колос цветет.


А вечером выбирали самого красивого парня, надевали ему венок на голову, в руки давали черемуховую ветку и водили вокруг него хороводы, распевая песни.

А у нас Ярилин день,
Я травку–муравку вытопчу,
Тебя, молоденьку, подержу…

На эти вечерние игрища допускались только молодые парни и девушки. После хоровода они разбивались на пары и разбредались, кто в поле, кто в лес. Ярило любовь очень одобрял. Он даже проверял, все ли парни и девки в гулянье участвуют. Ходит, смотрит, спрашивает, если что не так.

Вот как-то в такой вечер идет по деревне мимо Гордыниного дома. Смотрит, молодой парень вместо того, чтобы с девушкой миловаться, во дворе дрова колет. Удивился Ярило. Думает: «Что-то не то с этим парнем». Подходит ближе. Всмотрелся и ужаснулся: «Сердце-то у парня ледяное! Видно Морена, Богиня Зимы и Смерти поцеловала парня! Не дело это! Как же я это не усмотрел! Надо парня выручать!». Пошел дальше и все думает, как помочь. И видит на скамеечке сидит девушка, такая милая, как ландыш лесной, но печальная. И одна сидит. Тоже непорядок. Подсел к ней, разговор завел. А она отворачивается, глаза прячет. Но разве против Бога Ярилы устоит кто. Узнал, что Ясуней зовут. Выспросил про ее несчастную любовь к Гордыне. Вот и лекарство есть для Гордыни,- обрадовался Ярило. И сказал: «Помогу я тебе, только делать должна точно, как я скажу. Согласна? – спрашивает, а Ясуня шепчет:

– «А Гордыне от этого худа какого не будет?».

Восхитился про себя Ярило: «Вот она, настоящая любовь! За милого беспокоится, а не о себе думает!»

А вслух говорит: «Будешь делать, как скажу, только добро будет. Сердце его ледяное растопить нужно, а то недолго ему тут оставаться, может скоро в Навь, мир теней и смерти, уйти». И протягивает ей ветку черемухи с цветом. По этой ветке Ясуня и признала Ярилу. В ноги хотела упасть, да он не позволил. «Слушай дальше, – говорит. – Ветку эту из рук на минутку не выпускай, чтобы сила в ней оставалась. Утром, как пойдет он скотину выгонять, подойди к нему, да встань прямо перед ним и, не мешкая, чтоб не одумался, подай ему ветку, гляди в глаза и быстро так скажи: – Одно сердце страдает, другое не знает. Он растеряется, отвык уже, чтобы девки на шею вешались, ветку возьмет и глянет на тебя. А как глянет, так и присохнет. Но ты тут же повернись и прочь иди.

Вот после этого начнется самое трудное для тебя. Гордыня твой начнет следом за тобой ходить, любви ответной просить. Но ты каждый раз отвечай: – С чем пришел, с тем и пошел, поворачивайся и уходи, виду не подавай, что любишь. Если ответишь на любовь, поцеловать разрешишь, сердце его заледенеет пуще прежнего, уже ничем не поможешь, а он быстро в Навь отойдет.

И продержаться так тебе надо до следующей Ярилиной Стречи. Сватов будет засылать, отказывай. Отцу можешь намекнуть, что, мол, Ярило так велел, а больше никому ни слова. За этот год сердце его полностью оттает, Морена власть над ним потеряет. Продержишься, через год я сам на Гордыню венок надену. Как увидишь на нем мой черемуховый венок, так к отцу веди, чтобы благословил. Тогда и милуйся, сколько хочешь».

Прижала Ясуня ветку к груди, вдохнула духмяность черемуховую. Подняла глаза на Ярилу, чтобы поблагодарить, а его уже и нет, только рядом сидел, а уж и след простыл. Но Ясуня все же сказала, то, какие добрые слова хотела сказать: «Бог, он Бог и есть – все слышит, все знает».

В эту ночь Ясуня так и не ложилась спать, ветку к лицу прижимала и смелости набиралась, как она к Гордыне подойдет. А утром, только рассвет занимался, Ясуня уже Гордыню поджидает. Он один жил, родители померли, так за скотиной он сам и ходил. Гонит Гордыня скотину в стадо, а наперерез ему девушка спешит. Скользнул он по ней взглядом, хотел дальше идти. А она встала перед ним, протягивает цветущую черемуховую ветку. Он от неожиданности ветку взял и на нее глаза поднял. А она ему в глаза глядит и говорит: «Одно сердце страдает, другое не знает». Как жар прошел у него по телу, смотрит на девушку, а она ему милее всех на свете кажется. «Как зовут тебя, милая? Чья ты дочка будешь?».

А красавица повернулась и пошла прочь. Он за ней. И про скотину забыл. Догнал, не пускает. А она ему так строго: «С чем пришел, с тем и пошел!». Оторопел Гордыня. Гордость в нем взыграла, тоже повернулся и пошел, но ветку Ярилину из рук не выпускает, память о девушке ветка хранит. А Ясуня домой бегом, слезами захлебывается и не знает, о чем плачет – то ли, что Гордыня наконец-то ее заметил, то ли, что оттолкнуть его пришлось.

Хоть и рассердился Гордыня, но вечером на гулянье пришел, Ясуню высматривает, все о ней у парней выспрашивает. Но как подойдет только к ней, она ему опять: «С чем пришел, с тем и пошел!». Так и пошло день за днем. Он к ней, она от него.

Вся деревня уже смеяться над ними устала, а Ясуню осуждать стали, что нос от такого парня воротит, сватов засылал, отказала. Стали выговаривать, что, мол, испортила девка паренька. Навела девка на парня сухоту. Но Ясуня хорошо помнит, что Ярило наказывал: «Уступишь, парня в Навь загонишь».

Вот опять Ярилины праздники наступили. Стоит Гордыня в сторонке, смотрит, как Ясуня хороводы водит. Сердце от любви тает, вспоминает, как в народе говорят: «Без солнышка нельзя пробыть, без милой нельзя прожить». Не заметил, как незнакомый парень подошел, наблюдает за ним, улыбается. А потом парень и говорит: «Она черемуху любит. Надень на себя мой венок черемуховый, подари ей ветку черемуховую, От такого подарка девушки не отказываются».

Гордыня даже отказаться не успел, как венок уже на голове, а ветка в руках, а сам он быстрым шагом к Ясуне идет. И про парня забыл. Тут и Ясуня его увидела – венок у него на голове, в руках черемуха, не обманул Ярило, не забыл обещание, выскочила из хоровода и, будто случайно, навстречу пошла.

Встретились, он ей ветку отдал, обнял, да так, обнявшись, пошли. И всю жизнь, обнявшись, и прожили. Настоящая любовь и ледяное сердце растопит.

Такая вот сказка о Ярило вышла у нас! Скоро уж наступит время хороводы водить, весну–красну встречать. Вспомните тогда славянскую сказку о Ярило, порадуйтесь вместе со всем миром тому, что зима отступила, а сердца людей оттаяли, наполнились любовью!

Эту сказку о Ярило, да другие волшебные истории в книге «Боги и Люди» найдете. Читайте славянские мифы, пусть наполняют они душу радостью!

1.СКАЗ. "Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже,мертва была:ни света,ни тепла, ни звуков,никакого движения.Решил Ярила взглянуть сквозь кромешную тьму,пригожа ли Мать Сыра Земля.Его пламенный взор пронзил мрак,покрывавший спящую землю,и засияло солнце,полились жаркие волны Ярилова света.Мать Сыра Земля начала пробуждаться ото сна и упиваться в лучах света,от которого в ее недрах стала зарождаться жизнь. Возлюбила Мать Сыра Земля Ярилу,от его жарких поцелуев покрылась лесами,полями, реками,озерами,злаками и цветами с деревьями.Появились звери и птицы,в морях и реках рыбы.Все ожило на земле.Мать Сыра Земля продолжала пить светлые лучи и породила человека.Когда вышел человек из земных недр,Ярила ударил его по голове золотой вожжой - ярой молнией.От удара у человека зародился ум,стал он отличаться от зверей.Мать Сыра Земля радовалась: Яриловой любви нет конца,но через какое-то время начало холодать,дни стали короче.Затуманилась она с горя и начала плакать, и пролились слезы Матери Сыра Земли дождями.- Не печалься, Мать Сыра Земля,- стал просить Ярила,- Покину я тебя ненадолго,а то сгоришь от моих поцелуев.А пока спи под снежными покровами до моего возвращения.Придет время - пришлю я тебе вестницу,весну - красну,после чего сам вернусь.Сказал так Ярила и ушел,а Мать Сыра Земля покрылась снегами и уснула до прихода весны."(стат."Версия славян о происхождении мира",Альтер Карбон,2018)

ВОЛХА: Красив сказ,ай как красив!..Да только вот жаль:персонажи насквозь киевские,созданные не раннее 0-10 вв.н.э.Но чудится мне и того позже: "неоязыческие".Это не значит,что СЕГОДНЯ ничего уж нельзя и понасочинять-то!
Можно и нужно...Но приглядись,читатель,к самому сказу,пора.

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ - вообще-то "сырой"(имеющей грунтовые воды)называлась ПАШНЯ, т.е.сел/хозугодья.ЗЕМЛЯ - просто МАТЬ Земля,в древности она - богиня Рода/Мормара из пантеона Рода ОРа/Гипербореи.Ещё киевляне называли её РОЖЕНИЦЕЙ(родительница, аналог Рода).КОГО это нынче так они называют? А МАКОШЬ,т.е.абсолютно ДРУГУЮ "богиню",которая существует(создана волхвами)только в пантеоне Сварога Киевщины.

ЯРИЛО так киевляне называли солнцебога Киевской Руси,придавая ему статус ДРЕВНЕГО бога ОРа/Гипербореи...Но "бог" явно "переименован" из настоящего древнего бога пантеона Рода АРа,т.к.НЕТ буквы "Я" в праязыке(см.ниже перевод);речь идёт о том же времени,что и Макошь.

Суть сказа: ЛЮБОВЬ небесного бога и богини Земли - калька с мифов Др.Греции о Зевсе и Гере/Гее.Так что сочинён миф вовсе не на основе ДРЕВНИХ АРОВ - предков "всех русов"...Целеполагание: отвлечь какой-то ИНОЙ сказ о сотворении Мира.

ВЫВОДЫ Волхи: Сказ основательно переработан "волхвами" - "неоязыческий"(современный).На то указывает его стиль повествования,миропредставление вообще.

2.МАТЬ ЗЕМЛЯ/МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ. "Славян.богиню называют: Мокушь,Мокошь,Макошь, Мокешь.Мокушь - единств.богиня-женщина среди богов муж.пола на языч.капище князя Владимира – будущего крестителя Руси.По мнению ученых,имя произошло от греч. "mokos"; прядение.Фасмер: "мокушь" напоминает по звучанию глагол "мокнуть" - Мокушь являлась богиней урожая,он зачастую зависит именно от дождя.Также вода всегда олицетворяла собой материнство,Мокушь заведовала им.Если слово "макошь"("мокушь")разбить на 2 части, то значение каждой укажет на их общее значение: древнейшее слово "ма" ; мать и "кош" ; жребий/судьба.Отсюда Мокушь является "матерью судьбы",т.е.она вправе решать,что именно человека ожидает в тот или иной период времени.Однако словом "кош" называли также и корзину для зерна,амбар и даже телегу для сена,т.е.вещи,связанные с сел/хозяйством.Мокушь,как правило, изображали в образе женщины ср.лет с длинными руками.В них она держала веретено или рог изобилия.Иногда на голове Мокуши красовались кичка – головной убор с рогами.На вышивках и в скульптуре Мокушь могла изображаться в виде высокой фигуры с большой головой(иногда коровьей),стоящей между 2 силуэтов рожениц в облике лосих.По фольклорным источникам Мокушь могла обернуться страшной горбуньей на гусиных лапах или лохматой кикиморой.Иногда она и вовсе становилась невидимой, помогая хозяйке по дому.Любимым животным Мокуши была кошка.Служили Мокуше пауки: пряли и ткали.Статуэтки Мокуши(кумиры)изготавливали только из "женских" древесных пород – осины или липы.Мокушь являлась покровительницей дом.хозяйства,женского рукоделия – прядения и ткачества.Она заведовала женским плодородием,урожаем,домом и достатком в нем.Жены,матери,хозяйки просили помощи и защиты у Мокуши.Ее называ-ли "бабьей заступницей".Однако главенствующую роль Мокушь играла в людских жизнях,являясь старшей из богинь,прядущих судьбу.Нитями она связывала каждого человека с его добрыми и злыми поступками.Так рождалось своеобразное кружево человеч.жизни.В зависимости от того, сколько в кружеве зла или добра,Мокушь решала его судьбу.В работе богине помогали ее сестры Доля и Недоля,Среча и Несреча.Каждая из них в какой-то момент дотрагиваясь до нитей или части материи, делали человека в тот или иной период его жизни счастливым или несчастным,бедным или богатым,удачливым или неудачником.Мокушь знала все как о настоящей жизни человека,так и о его прошлых и будущих перевоплощениях.Также Мокушь была богиней магии и волшебства.Гадания и колдовство совершались только под ее руководством. Она же стояла на пороге между миром живых и миром мертвых.В качестве жертвы для Мокуши женщины бросали в колодцы пряжу,нитки или кудель;обряд назывался"мокриды". Излюбленным днем Мокуши считалась пятница.В этот день недели нельзя было прясть, ткать или шить.Иначе богиня могла рассердиться и запутать пряжу или помешать дошить рубаху,а порой и явиться с исколотыми иглой руками."(стат."Мокушь:какой была главная богиня славян",Кириллица,2018)

ВОЛХА: МОКУШЬ - МОКША - "МО"(материнский мир,родина)+"К"+"ША"(буквы "Ш"нет в праязыке,взаимозамена "Ш-С"; СА - "С перворождёнными").МОКША - "К родине перво-рождённых"(оры,жители ОРа),т.е.к ОРу/Гиперборее.Отсюда было великое желание сделать Мокшу одной из изначальных пантеона Рода/Мормара,но подвёл "не праязык".
К тому же "КОШТЫ" - кошельки(в виде сумки на завязке,мешочка)для денег.Неслучайно Макошь объявлена богиней-матерью Доли и Недоли,судьбы и т.п.Для КНЯЗЯ в самый раз богиня для накопления его княжьего БОГАТСТВА.Вот почему Макошь - единственная "женщина-богиня"в пантеоне Володимера Киевского(не факт,что иных не знали).
Остальное про Макошь опубликовала как образчик УТИЛИТАРНОГО простонародного "подхода"к собств.богам.Сравни,читатель,с христ.богами по масштабу и сути отношения.В этом и цель Храма Христа:превратить миросозидание в мелких божков.

МНЕНИЯ читателей с Майл Ру: 1)."МакОш" изначально является вовсе не славянским персонажем,не богиней.Весь Пантеон кн.Владимира заимствован из нашего древнего тюркоязычия,идущего ещё из времён анимистич.воззрения на Природу,когда Силы Природы уважались как бесплотные духи.Двукорневое слово принадлежит агглютина-тивной грамматике,-здесь "Мак",-хвала,слава,- "Ош",-горсть.В целом Макош,-Славная горсть и является предтечей римской богини Фортуны с её рогом изобилия.Немного из тюрк.языка: "колоош",-1)пригоршня,2)озеро с высоко поднятыми берегами,-русифицировано "ковш","колоша"(Галоши)."-Алла.

ВОЛХА: Полностью соглашусь.

ВОЛХА: Вот тебе,бабка,и Юрьев день! Более сказать нечего: внутренние дела и представления соврем."продвинутых" ХРИСТИАН меня не касаются.Но ВЫВОД можно сделать один: христиане объявляют Макошь САТАНОЙ!..Мда.

МАТЬ-СЫРА ЗЕМЛЯ. "Земля считалась воплощением воспроизводящей силы природа, поэтому ее и уподобляли женщине.Следы обожествления отразились в древнейших погребальных ритуалах.Во время археологич.раскопок находили скелеты в позе новорожденного.Вероятно,похороны осмыслялись как возвращение умершего в материнское лоно.Отголоски обряда видны и в обычае одевать чистое белье при ощущении близкой опасности или смерти.В традиции земля наделялась женским началом,плодоносящая земля соотносилась с беременной женщиной.С укреплением православия на Руси в народном сознании культ Матери Земли стал соотноситься с почитанием Богородицы."(стат."Мать Сыра Земля",Пантеон Слав.Богов)

ВОЛХА: Людей ХОРОНИЛИ(прятали трупы)в землю только по одной причине: выродок или изгой.Надежда: Мать Земля возродит его в новом теле и он исправится.Так же хоронили и трупы врагов.Похороны обычного ара из аров(ария): кродение на кроде - погребальном костре(своеобразная кремация).С остальным в тексте - не спорю,не ко мне.
МАТЬ-ЗЕМЛЯ. "Мать Сыра Земля всегда выступала ядром русской идеологии.Материя в соврем.философском понимании соответствует древнейшему мировоззренч.понятию Мать Земля.В прошлом она означала начало всего сущего.Дети земли,любите матерь свою!Кто не любит землю,не чувствует ее материнства,тот - раб и изгой,жалкий бунтовщик против матери,исчадие небытия.Мать Земля!Из тебя произрастают хлебный злак и виноградная лоза,коих плод в святейшем таинстве становится Телом и Кровью Христо-выми,и к тебе возвращается эта святая плоть!"(Дёмин В.Н.,"Тайны русского народа")

ВОЛХА: Мировоззрение Дёмина - насквозь христианское,судя по тексту.Но он прав:МАТЕРИЯ материального мира(тела в природе)есть "произведение"в том числе и стихии "земля".Остальное - на совести автора.

ВЫВОДЫ Волхи: Макоша - Мать Земля...никогда не существовала в сев.ОРе/Гиперборее,т.к.там НИКОГДА не было ОБОЖЕСТВЛЕНИЯ стихий.Пример: вода- "ВА" была стихией богов МОРМАРА и МОРМАРЫ(Рода и Роды)...в простонародье одной Мары богини.
Та за неё и "отвечала" своим функционалом.

"Персонификация одного из летних праздников в славянском народном календаре. Имя Ярилы,как и другие слова с корнем яр-,связано с представлением о весеннем плодородии."(энциклопедии) "Ярило - славян.бог весеннего солнца,юношеской силы, страсти,необузданной жажды жизни.Отличается чистотой,искренностью и неистовостью. Ярило пускал на землю солнечные лучи,которые в некоторых случаях трактуются как любовные стрелы.Славяне представляли бога как живительную силу весеннего солнца, которое наполняет землю жизнью и радостью после долгой зимы,пробуждает от зимней спячки.Славянский Ярило считается покровителем людей с добрыми,чистыми,светлыми и сердечными мыслями.К нему обращались за помощью в зачатии детей.Отвечал он также за плодородие и считался воплощением ярости в самом возвышенном понимании.Ярило могли называть Ярила,Яровит и Руевит.Ярило представлялся молодым привлекательным юношей.Волосы светлые или рыжеватые,глаза – светло-голубые,ясные,за широкими могучими плечами развевался красный плащ.Восседал Ярило на огненном коне-солнце. Многих девушек влюбил в себя прекрасный юноша.Ярило - божество телесной любви мужчины и женщины.Этим объясняется,что куклу Ярилы часто мастерили с большим фаллосом,являющимся древнейшим символом плодородия."(стат."Боги-покровители древних славян",слав.сайт)

ВОЛХА: Что сказать о Яриле? - Да ничего,полная калька с греч.Зевса.Но вот о его происхождении - есть что сказать.

ЯРИЛА - "ЯР"(ИАР - "Хозяин Род перворождённых",т.к."Р" здесь - аббревиатура бога Род и есть)+"ИЛ"(ОЛ - Мир света Солнца,т.е.Мир Живых)+"А"(окончание).
ЯРИЛА - "Хозяин Род перворождённых Мира Живых".-Не праязык.

ЯР на Киевщине входил в имя основателя Киева(Кий по "Повести"Нестора)-КИЯРА.
КИЯР - "К хозяину ЯРу".Вот почему существовал титул "князя-Солнца" у князей на престоле Киева:Володимер - "Красное Солнышко" и т.п.Но ЯР - ИАР - АР("Родитель перворождённых"),т.е.бог Род/Мормар.АР - солнцебог полярного ОРа.

ВЫВОДЫ Волхи: Божок ЯРИЛА - выхолощенное "до минимума" представление о древнем солнцебоге АРе("Полярное Солнце ОРа").

ОБОБЩЕНИЕ по СТАТЬЕ: Сказ,как всегда,переработан РПЦ до неузнаваемости и призван представить собой ХРИСТ.Каптину Мира(ЕКМ).

Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже. Мертва была - ни свете, ни звуков, никакого движенья. И сказал вечно юный. вечно радостный светлый Ярило: "Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру-Землю, хороша ль, пригожа ль она?" И пламень взора светлого Ярилы в одно мгновение пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшею Землёю, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное.И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилиного света.
Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась.
Жадно пила она золотые лучи живоносного светила, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлилась по недрам её... Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких поцелуев его разукрасилась злаками, цветами, тёмными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озёрами...
Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из её недр вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолкалась мелкие насекомые, мушки, да мошки.
И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу Яриле, Матери-Сырой-Земле. Потом Земля породила человека. И когда он вышел из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой - яркой молнией, и от той молнии ум у человека зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний, и от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетелись поднебесные птицы,
попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал словами вещими, речью крылатою...И услыша то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки пред ним преклонились.
Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать-Сыра-Земля стала тосковать, боясь, что всё замёрзнет. Ярило утешил её, сказав, что опять вернётся, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.
Так мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня. Оттого наши праотцы сжигали умерших - заснувшего смертным сном Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А потом стали отдавать мертвецов матери - опуская их в ложе её, т.е. зарывая в землю. Оттого наши предки и чествовали великими праздниками дарования огня человеку.
(Из романа П.И.Мельникова - Печёрского "В лесах")

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.07.2012. Народный миф о солнце.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании



Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.