Кто изобрел первым автоматическое стрелковое оружие. Кто изобрел автоматическую коробку передач. Американская автоматическая винтовка М16

В соседней теме говорили об автомате Калашникова, но не все знают, что в России создали не только самый лучший автомат мира, но и самый первый автомат в мире. Речь об автомате Федорова.

В.Г. Федоров родился в 1874 году в Санкт-Петербурге, в семье смотрителя училища правоведения. Окончил гимназию, Михайловское артиллерийское училище, после выпуска, из которого в 1895 г. служил командиром взвода в первой гвардейской артиллерийской бригаде. В 1897 г. поступил в Михайловскую артиллерийскую академию, которую закончил в 1900 г. С этого времени началась работа Федорова в оружейном отделе Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления, которую он совмещал с научной и конструкторской деятельностью.

В 1905 г. предложил проект переделки магазинной винтовки системы Мосина образца 1891 г. в автоматическую. В 1906 г. приступил к разработке новой автоматической винтовки.
Успешная деятельность Федорова по проектированию автоматических винтовок была отмечена в 1912 г. большой Михайловской премией, вручавшейся раз в пять лет за наиболее выдающиеся изобретения в области артиллерии.
Сконструировал автоматические винтовки калибра 7,62 мм (1912г.), калибра 6,5 мм под патрон собственной конструкции (1913 г.).
В 1913 г. Федоров спроектировал 6,5-мм автоматическую винтовку под собственный патрон улучшенной баллистики. Эта винтовка была использована в 1916 г. для переделки в автомат.
В 1916 адаптировал своё ружьё-пулемет под патрон калибра 6,5 мм для винтовки Арисака. Выбор этого калибра объясняется тем, что винтовки Арисака и патроны к ним во время первой мировой войны в большом количестве поставлялись для русской армии из Японии, и производство этих патронов было налажено на Петербургском патронном заводе и в Великобритании. Это ружьё-пулемёт получило впоследствии название Автомат Фёдорова.
Оценивая заслуги Федорова, царское правительство присвоило ему звание генерал-майора артиллерии и ученую степень профессора. Автоматами и автоматическими винтовками системы Федорова впервые в мире была вооружена одна из рот 189-го Измаильского полка, которая, пройдя специальную подготовку в Ораниенбауме в офицерской стрелковой школе, в декабре 1916 г. была отправлена на фронт. Это было первое в мире воинское подразделение, вооруженное легким автоматическим оружием. Любопытно, что в расчет нового оружия помимо самого автоматчика включили и подносчика патронов. Также команды автоматчиков оснащались биноклями, оптическими прицелами, кинжалами-бебутами, переносными щитами. Использовался автомат Фёдорова и в авиации (прежде всего его использовали экипажи тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец»), где он был бортовым оружием летчиков. Автоматическим оружием планировалось перевооружить в первую очередь ударные части армии. При этом по итогам эксплуатации на фронте он получил очень хорошие отзывы: отмечалась его надежность, кучность стрельбы, высокая прочность запирающих затвор деталей.Однако в тот период времени серийное производство автоматов не было налажено и дело ограничилось лишь переделкой отдельных экземпляров.
После Октябрьской революции Фёдоров был назначен директором завода в Коврове, где должен был наладить выпуск своего автомата. Уже в 1919 году он смог запустить автомат в серийное производство, а в 1924 году начата работы по разработке унифицированного с автоматом Фёдорова целого ряда пулеметов - ручных, танковых, авиационных, зенитных.
Автоматы Фёдорова благополучно стояли на вооружении РККА до конца 1928 года, пока военные не выдвинули к пехотному оружию чрезмерного требования (как выяснилось лишь в дальнейшем). В частности, они требовали, чтобы пехотинец мог из стрелкового оружия бронебойными пулями поражать бронетехнику. Так как 6,5-мм пуля пробивала несколько меньшую броню, чем 7,62-мм винтовочная, автомат было решено снять с производства, сосредоточившись на разработке новой автоматической винтовки. Также решение военных было связано с начавшейся унификацией боеприпасов, когда было решено снять с вооружения оружие калибров, которые отличались от основного - 7,62х54R. Да и запасы японских патронов, купленных во время Первой мировой войны, были не безграничны, а развертывать собственное производство таких патронов в СССР посчитали экономически нецелесообразным.
После 1928 года данные автоматы передавались на складское хранение, где и пролежали до 1940 года, когда уже в ходе войны с Финляндией оружие спешно вернули назад в войска, испытывая острую потребность в автоматическом оружии.

Пожалуй, главная заслуга Владимира Фёдорова заключалась в том, что он первым создал рабочий (пусть и не идеальный) образец индивидуального автоматического оружия пехотинца - автомат.
Советское правительство высоко оценило заслуги Федорова перед Родиной, присвоив ему звание Героя Труда, воинское звание генерал-лейтенанта инженерно-технической службы и наградив двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды, а также медалями; ему присуждена ученая степень доктора технических наук и звание профессора. В 1949 г. в день 75-летия Владимира Григорьевича Федорова скупой на похвалы Иосиф Виссарионович Сталин, поднимая бокал, сказал: "Генералов у нас много, а Федоров - один!".

Когда был создан первый автомат, каков был принцип его работы и кто изобрел автомат? Изобретателем самой первой в мире автоматической винтовки и самого первого автомата является подданный Российской империи Федоров Владимир.

Еще накануне Первой мировой войны такой создатель автомата начал активную работу непосредственно над автоматизацией главного стрелкового оружия армии РФ – винтовки Мосина. Однако удовлетворить поставленным задачам и требованиям, в большей степени по весу, оказалось нереальным без коренной переделки всей конструкции.

Оптимальным вариантом было делать полностью всю винтовку заново. Занимаясь с винтовкой, Федоров уже вынашивал идею создания качественного автоматического пехотного орудия нового поколения. Самое главное, что позволяло заметно улучшить все характеристики орудия, это существенное уменьшение калибра.

Федоровым были проведены кропотливые работы по испытанию и проектированию всех патронов малых калибров. В результате своих исследований он остановился все-таки на калибре 6,5 миллиметров, а также спроектировал патрон с наличием гильзы без закраин.

Достаточно высокая начальная скорость, снижение общего сопротивления воздуха полету пули небольшого калибра привели к быстрому росту дальности прямого выстрела. Это заметно упрощало прицеливание. Новый патрон давал уникальную возможность увеличить боезапас стрелка, а также уменьшил отдачу оружия.

Итак, год создания автомата – 1913. Владимир Федоров изготовил два опытных экземпляра совершенно нового оружия. Именно поэтому создание первого автомата в мире принадлежит Федорову. Давление в стволе оружия стало вполне возможным поднять с 2700 до 3500 атмосфер.

Особенности автомата Федорова

Рассмотрим, какой был первый автомат. По боевым характеристикам такое оружие занимало промежуточную позицию непосредственно между автоматической винтовкой, а также ручным пулеметом.


Самый первый автомат в мире мог стрелять не только одиночными выстрелами, но также и очередями. Тем не менее, серийное производство такого оружия было налажено только лишь перед самой революцией. Уже после первых проведенных боев стало очевидно, что автомат во многих случаях сможет заменить обычный ручной пулемет.

Первыми на фронте опробовала такое оружие специальная команда Измаильского пехотного полка на Румынском фронте. Такое оружие превосходит пулемет в несколько раз и отличается массой достоинств, которые на себе испытали бойцы. Вот так был изобретен первый отечественный автомат.

Теперь Вы знаете о том, кто изобрел автомат, как он работал.

Идея создания автоматической коробки передач появилась практически одновременно с появлением автомобиля, оснащенного . При этом автопроизводители, изобретатели и энтузиасты из разных стран начали работать над агрегатом.

В результате уже в самом начале 20-го века стали появляться опытные образцы, которые имели трансмиссию, похожую на современный автомат. В этой статье мы поговорим о том, как создавалась и когда появилась первая АКПП, познакомимся с историей автоматической трансмиссии, а также ответим на вопрос, кто изобрел коробку автомат.

Читайте в этой статье

Кто изобрел коробку автомат и когда появилась первая АКПП

Как известно, трансмиссия является вторым по важности агрегатом после . При этом появление АКПП стало настоящим прорывом, так как благодаря такой коробке передач значительно повышается не только комфорт, но и безопасность при управлении автомобилем.

Такая КПП является системой, состоящей из гидротрансформатора () и планетарной коробки. Принципы и основы планетарной передачи были известны еще в средние века, а гидротрансформатор создал немец Герман Феттингер в начале 20-го века.

Первым объединил коробку и ГДТ американский изобретатель Азатур Сарафян, более известный под именем Оскар Бэнкер. Именно он запатентовал автоматическую коробку передач в 1935г., хотя для получения патента больше 7 лет отстаивал свое право в борьбе с крупными автопроизводителями.

Родился Сарафян в 1895 году. Его семья оказалась в США в результате печально известного Геноцида армян, который имел место быть в Османской империи. Обосновавшись в Чикаго, Асатур Сарафян сменил свое имя, став Оскаром Бэнкером.

Талантливый изобретатель создал различные полезные устройства, среди которых можно выделить несколько незаменимых сегодня решений (например, шприц-пистолет для смазки), однако главным его достижением является изобретение первой автоматической гидромеханической коробки передач. В свою очередь, General Motors (GM), которая ранее устанавливала полуавтоматическую коробку передач на свои модели, первой перешла на АКПП.

История создания автоматической коробки передач

Итак, важнейшим элементом, благодаря которому стало возможным появление полноценной АКПП, является гидротрансформатор.

Изначально ГДТ появился в судостроении. Причина – вместо низкооборотистых паровых двигателей ближе к концу 19-го века появились более мощные паровые турбины. Такие турбины соединялись с винтом напрямую, что неизбежно привело к возникновению целого ряда технических проблем.

Решением оказалось изобретение Г. Феттингера, который предложил гидравлическую машину, где лопастные колеса гидродинамической передачи, насос, турбина и реактор были объединены в одном корпусе.

Такой гидротрансформатор был запатентован в 1902 году и имел большое количество преимуществ по сравнению с другими механизмами и устройствами, которые могли бы преобразовать крутящий момент от двигателя.

ГДТ Феттингера минимизировал потери полезной энергии, КПД устройства оказался высоким. На практике, указанный гидродинамический трансформатор, в среднем, обеспечивал на судах КПД около 90% и даже больше.

Вернемся к коробкам передач на автомобилях. В самом начале 20-го века (1904 год) изобретатели братья Стартевенты из города Бостон, США, представили раннюю версию автоматической коробки.

Данная КПП на две передачи фактически являлась усовершенствованной МКПП, где переключения могли быть автоматическими. Другими словами, это был прототип коробки- робот. Однако в те годы по ряду причин серийное производство оказалось невозможным, от проекта отказались.

Следующими автоматическую коробку начали ставить в компании Ford. Легендарная модель Model-T была оснащена планетарной коробкой передач, которая получила две скорости для движения вперед, а также заднюю передачу. Управление КПП было реализовано при помощи педалей.

Далее появилась коробка от компании Reo на моделях General Motors. Такая трансмиссия вполне может считаться первой РКПП, так как это была механическая коробка с автоматизированным сцеплением. Немного позже стала использоваться и планетарная система передач, еще больше приблизив момент появления полноценных гидромеханических автоматов.

Планетарный механизм (планетарная передача) наилучшим образом подходит для АКПП. Чтобы управлять передаточным числом, а также направлением вращения выходного вала, выполняется торможение отдельных частей планетарной передачи. При этом для решения задачи можно использовать относительно небольшие и постоянные усилия.

Другими словами, речь идет об исполнительных механизмах АКПП ( , ленточный тормоз). Также в те годы реализовать эффективное управление данными механизмами не составляло труда. Еще необходимость выровнять скорости отдельных элементов АКПП отсутствовала, так как все шестерни планетарной передачи находятся в постоянном зацеплении.

Если сравнить такую схему с попытками автоматизировать работу механической коробки, в то время это было крайне сложной задачей. Основной проблемой являлось то, что в те годы не было эффективных, быстрых и надежных сервомеханизмов (сервоприводов).

Указанные механизмы необходимы для того, чтобы перемещать шестерни или муфты включения для введения в зацепление. Сервомеханизмы также должны обеспечить большое усилие и рабочий ход, особенно если сравнивать усилие для сжатия пакета фрикционов или затяжки ленточного тормоза АКПП.

Качественное решение было найдено только ближе к середине XX века, а массовой роботизированная механика стала только за последние 10-15 лет (например, или ).

Дальнейшее развитие коробки автомат: эволюция гидромеханической АКПП

Перед тем, как переходить к АКПП, нужно упомянуть коробку передач Уильсона. Водитель выбирал передачу при помощи подрулевого переключателя, а включение производилось посредством нажатия на отдельную педаль.

Такая трансмиссия была прообразом преселективной коробки передач, так как водитель заранее выбирал передачу, при этом ее включение осуществлялось только после нажатия на педаль, которая стояла на месте педали сцепления МКПП.

Данное решение облегчало процесс управления ТС, переключения передач требовали минимум времени по сравнению с МКПП, которые в те годы не имели . При этом значимая роль коробки Уильсона заключается в том, что это первая КПП с переключателем режимов, которая напоминает современные аналоги ().

Вернемся к АКПП. Итак, полностью автоматическую гидромеханическую коробку передач Hydra-Matic представила General Motors в 1940 году. Данную КПП ставили на модели Cadillac, Pontiac и т.д.

Такая трансмиссия представляла собой гидротрансформатор (гидромуфту) и планетарную коробку передач с автоматическим гидравлическим управлением. Управление было реализовано с учетом скорости движения автомобиля, а также положения дроссельной заслонки.

Коробка Hydra-Matic ставилась как на модели GM, так и на Bentley, Rolls-Royce, Lincoln и т.д. В начале 50-х специалисты Mercedes-Benz взяли данную коробку за основу и разработали собственный аналог, который работал по схожему принципу, однако имел целый ряд отличий в плане конструкции.

Ближе к середине 60-х автоматические гидромеханические коробки передач достигли пика своей популярности. Также появление синтетических смазок на рынке ГСМ позволило удешевить их производство и обслуживание, повысить надежность агрегата. Уже в те годы АКПП не сильно отличались от современных версий.

В 80-х стала прослеживаться тенденция к постоянному увеличению числа передач. В автоматических коробках сначала появилась четвертая передача, то есть повышенная. Одновременно стала использоваться и функция блокировки гидротрансформатора.

Также четырехступенчатые автоматы стали управляться при помощи , что дало возможность избавиться от многих механических элементов управления, заменив их .

Например, первыми внедрение электронной системы управления автоматической коробкой передач реализовали специалисты Toyota в 1983 г. Далее Ford в 1987 году также перешел на использование электроники для управления повышающей передачей и блокировочной муфтой ГДТ.

Кстати, сегодня АКПП продолжает эволюционировать. С учетом жестких экологических стандартов и роста цен на топливо производители стремятся повысить КПД трансмиссии, добиться топливной экономичности.

Для этого увеличивается общее количество передач, скорость переключений стала очень высокой. Сегодня можно встретить АКПП, которые имеют 5, 6 и более «скоростей». Основная задача – успешно конкурировать с преселективными роботизированными коробками типа DSG.

Параллельно происходит и постоянное усовершенствование блоков управления АКПП, а также программного обеспечения. Изначально это были системы, которые только определяли момент переключения передачи и отвечали за качество включений.

В дальнейшем в блоки стали «зашивать» программы, которые способны подстраиваться под манеру езды, динамично меняя алгоритмы переключения передач (например, адаптивные АКПП с режимами эконом, спорт).

Позже появилась и возможность ручного управления АКПП (например, Tiptronic), когда водитель может самостоятельно определять моменты переключения передач подобно механической коробке. Дополнительно коробка автомат получила расширенные возможности в плане , контроля температуры трансмиссионной жидкости и т.д.

Читайте также

Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой - автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.

  • Как работает коробка-автомат: классическая гидромеханическая АКПП, составные элементы, управление, механическая часть. Плюсы, минусы данного типа КПП.


  • Автомат Фёдорова, также известный как автоматическая винтовка Фёдорова, - это российская 2,5-линейная автоматическая винтовка (6,5 мм), которая была создана капитаном русской армии Владимиром Григорьевичем Фёдоровым в 1913-1916 годах. По сути, это был первый автомат, который был создан в России. Оружие имело ограниченное применение, успев, однако, поучаствовать в Зимней войне с Финляндией. Автомат Фёдорова стал предшественником современного автоматического оружия пехотинца.

    Капитан Русской императорской армии Владимир Фёдоров приступил к работам по созданию самозарядной винтовки в 1906 году. Первая его винтовка создавалась под стандартный для России патрон знаменитой трехлинейки - 7,62x54R и оснащалась магазином, рассчитанным на 5 патронов. Испытания данной самозарядной винтовки проводились в 1911 году, а в 1912 году даже было принято решение о заказе опытной партии оружия - 150 винтовок, которые планировалось отправить на войсковые испытания.

    Войсковые испытании самозарядной винтовки Фёдорова прошли успешно, однако на вооружение она так и не поступила. Созданная им винтовка весила на 600 граммов больше, чем трехлинейка, а емкость ее магазина оставалась той же, что и у винтовки Мосина. При этом все попытки снизить массу винтовки вели к уменьшению прочности ее конструкции и надежности. Поэтому Фёдоров просто продолжил работу, но уже над созданием нового оружия, на этот раз под свой собственный патрон, меньшего калибра, который также должен был решить проблему с весом оружия.

    Фёдоров выбрал для своей автоматической винтовки 6,5-мм патрон. Данный патрон имел остроконечную пулю калибра 6,5 мм, которая весила 8,5 грамма, а также гильзу бутылочной формы без выступающей закраины. Начальная скорость полета такой пули была на уровне 850 м/с, что обеспечивало дульную энергию на уровне 3100 Дж. К примеру, у винтовочного патрона 7,62х54R дульная энергия составляла 3600-4000 Дж в зависимости от варианта снаряжения.

    Из представленных характеристик можно сделать вывод о том, что патрон, созданный Фёдоровым, не был «промежуточным» в современном понимании - это был вполне полноценный винтовочный патрон уменьшенного калибра (для сравнения: дульная энергия промежуточного патрона 7,62х39 мм составляет около 2000 Дж). При этом патрон Фёдорова обеспечивал меньший импульс отдачи в сравнении со стандартным винтовочным патроном 7,62-мм, обладал меньшей массой и гораздо больше подходил для использования именно в автоматическом оружии.

    Высокая начальная скорость полета пули позволила конструктору уменьшить длину ствола и сократить размеры оружия примерно до одного метра. По своим боевым качествам разработка Фёдорова оказалась чем-то промежуточным между автоматической винтовкой и ручным пулеметом. По этой причине, по предложению самого изобретателя, разработке было предложено дать новое наименование - автомат.

    Испытания новой разработки Фёдорова начались в конце 1913 года, но начавшаяся Первая мировая война положила конец изысканиям в области новых патронов. Однако уже в 1915 году русская армия начала испытывать острую потребность в стрелковом оружии, в том числе в ручных пулеметах. Достаточно большое количество стрелкового оружия было потеряно в сражениях. Поэтому к автоматической винтовке Фёдорова вернулись вновь, решив заказать ее в качестве легкого оружия поддержки пехоты. На необходимость в таком оружии военных подталкивал и сам характер боевых действий, который существенным образом изменился в сравнении с войнами прошлого.

    Принимая решение о возобновлении производства автомата Фёдорова, решили перевести его под японский патрон 6,5x50SR Арисака, который обладал схожими с патроном Фёдорова характеристиками. В российской армии эти патроны имелись уже в значительном количестве. Они были приобретены вместе с японскими винтовками Арисака уже во время войны для восполнения потерь в оружии. В то же время уже выпущенные автоматы собирались просто переделать под использование японского патрона с помощью установки в патронник специального вкладыша.

    От разработанной ранее Фёдоровым самозарядной винтовки его автомат отличался наличием ударно-спускового механизма куркового типа, укороченным стволом, наличием отделяемого секторного коробчатого магазина на 25 патронов (двухрядный) и наличием переводчика режима огня флажкового типа. Автоматика оружия работала за счет отдачи ствола при его коротком ходе. Запирание канала ствола происходило при помощи запирающих личинок (сцепных щек), которые вращались в вертикальной плоскости. При этом оружие позволяло вести огонь как одиночными патронами, так и непрерывную стрельбу, имелся предохранитель механического типа.

    На автомате были применены прицельные устройства открытого типа, которые состояли из секторного прицела и мушки. Существовала также возможность установки на оружие штыка. Наличие штыка и крепкого приклада позволяло использовать автомат в рукопашных схватках, где он благодаря меньшим габаритам был удобнее винтовки.

    Уже в 1916 году, после проведения необходимой серии испытаний, новинка была принята на вооружение русской армии. Первое боевое использование автомата произошло на Румынском фронте, где в составе некоторых полков были сформированы особые роты автоматчиков. К примеру, в конце 1916 года специальная команда в составе 189-го пехотного Измаильского полка 48-й пехотной дивизии получила на вооружение 45 автоматов Фёдорова калибра 6,5-мм и 8 автоматов калибра 7,62-мм (экспериментальная модель того же конструктора).

    Любопытно, что в расчет нового оружия помимо самого автоматчика включили и подносчика патронов. Также команды автоматчиков оснащались биноклями, оптическими прицелами, кинжалами-бебутами, переносными щитами. Использовался автомат Фёдорова и в авиации (прежде всего его использовали экипажи тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец»), где он был бортовым оружием летчиков. Автоматическим оружием планировалось перевооружить в первую очередь ударные части армии. При этом по итогам эксплуатации на фронте он получил очень хорошие отзывы: отмечалась его надежность, кучность стрельбы, высокая прочность запирающих затвор деталей. При этом в армии в автомате Фёдорова видели пусть и легкий, но все же пулемет.

    Тогда же в конце 1916 года в России было принято решение о заказе партии из 25 тысяч автоматов, которая должна была поступить в войска. Ошибкой властей стало то, что в качестве подрядчика на выполнение работ они первоначально выбрали частный завод. Выбранный подрядчик не стал выполнять госзаказ. В то время подобные предприятия находились в ведении Земгора, лидеры которого тесно общались и были связаны с участниками будущей Февральской революции. По сути, это была диверсия и саботаж в рамках проводимой внутри страны экономической войны, которая предвещала дальнейшую смуту. Когда заказ все-таки было решено разместить на казенном предприятии, передав его Сестрорецкому заводу, было уже поздно, в феврале 1917 года в России вспыхнула революция.

    После Октябрьской революции, которая произошла в том же году, Владимира Фёдорова отправили на работу в Ковров, где он должен был наладить выпуск своего автомата. В 1918 году он был избран директором завода, на тот момент времени эта должность была выборной. Заведующим опытной мастерской на заводе был назначен Дегтярев. Уже в 1919 году они смогли запустить автомат в серийное производство, а в 1924 году начали работы по разработке унифицированного с автоматом Фёдорова целого ряда пулеметов - ручных, танковых, авиационных, зенитных.

    При этом в 1923 году автомат немного модернизировали и внесли в его конструкцию ряд изменений: изменили форму подавателя в магазине; ввели затворную задержку; выполнили в ствольной коробке пазы для установки обоймы с патронами; ввели намушник; создали секторный прицел с выставлением дальности до 3000 шагов (2100 метров).

    Автоматы Фёдорова благополучно стояли на вооружении РККА до конца 1928 года, пока военные не выдвинули к пехотному оружию чрезмерного требования (как выяснилось лишь в дальнейшем). В частности, они требовали, чтобы пехотинец мог из стрелкового оружия бронебойными пулями поражать бронетехнику. Так как 6,5-мм пуля пробивала несколько меньшую броню, чем 7,62-мм винтовочная, автомат было решено снять с производства, сосредоточившись на разработке новой автоматической винтовки.

    Также решение военных было связано с начавшейся унификацией боеприпасов, когда было решено снять с вооружения оружие калибров, которые отличались от основного - 7,62х54R. Да и запасы японских патронов, купленных во время Первой мировой войны, были не безграничны, а развертывать собственное производство таких патронов в СССР посчитали экономически нецелесообразным.

    Всего до 1924 года, когда производство автоматов Фёдорова было прекращено, было выпущено около 3200 единиц данного стрелкового оружия. После 1928 года данные автоматы передавались на складское хранение, где и пролежали до 1940 года, когда уже в ходе войны с Финляндией оружие спешно вернули назад в войска, испытывая острую потребность в автоматическом оружии.

    Необходимо понимать, что сам по себе автомат Фёдорова нельзя было всерьез рассматривать в качестве массового армейского оружия. Его надежность была недостаточной (особенно в условиях загрязнения и запыления), он был сложен в обслуживании и производстве.

    Однако анализ единственного доступного сегодня достоверного источника по эксплуатации автомата Фёдорова - брошюры, которая была выпущена в Советском Союзе в 1923 году, говорит о том, что главной проблемой автомата были не изъяны его конструкции, а низкое качество используемых конструкционных материалов - осадка деталей, наплывы металла и так далее, а также низкое качество боеприпасов, которые поставлялись в войска.

    Стоит отметить, что и сам автор не рассматривал свое оружие как массовое. В работе «Эволюция стрелкового оружия» Владимир Фёдоров писал о том, что его автомат предназначен в первую очередь для вооружения разнообразных спецподразделений, а не линейной пехоты. Он предполагал, что автомат станет оружием мотоциклетных, конно-охотничьих команд, а также отборных стрелков среди пехотинцев, которые смогут реализовать его потенциал.

    Пожалуй, главная заслуга Владимира Фёдорова заключалась в том, что он первым в России создал рабочий (пусть и не идеальный) образец индивидуального автоматического оружия пехотинца - автомат. Фёдоров стал пионером создания ручного автоматического оружия, предвосхитив весь ход истории XX века, одним из ярких символов которого, безусловно, и стал автомат.

    Основные технические характеристики:
    Калибр - 6,5 мм.
    Длина - 1045 мм.
    Длина ствола - 520 мм.
    Масса - 4,4 кг (без магазина), с магазином - 5,2 кг.
    Скорострельность - 600 выстр./мин.
    Прицельная дальность - 400 м.
    Максимальная дальность стрельбы - 2100 м.
    Емкость магазина - 25 патронов.

    Летом 1916 года в 10-й авиаотряд привезли с целью испытаний несколько образцов новой винтовки. Первая же демонстрация вызвала у летчиков удивление, шок и восторг одновременно. Новое оружие позволяло вести огонь очередями! Это были первые в мире автоматы.

    Пороховой дым над Европой

    28 июня 1914 года в Сараево в ходе покушения были убиты наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Фердинанд и его жена герцогиня София Гогенберг. Сараевское убийство стало формальным поводом к началу Мировой войны. Но война началась задолго до трагических выстрелов в Сараево. Эрцгерцог еще давал интервью журналистам, его жена еще позировала фотографам и первым кинохроникерам, а в штабах уже разрабатывались планы будущих военных операций. Уже шилось обмундирование для еще несформированных полков и дивизий. На складах копились запасы вооружения и боеприпасов. Еще не существовал танк, но в небе уже летали первые аэропланы, под воду уходили первые субмарины. Уже подал свой голос пулемет. Во многих странах велись разработки автоматического стрелкового оружия. Велись они и в России.

    Русские оружейники

    Уже в начале 1900-х годов свои разработки автоматического оружия представили Рощепей, Фролов, Токарев, Дегтярев. Работы велись на голом энтузиазме. Даже незначительные суммы выделялись с оговорками и многочисленными условиями. Так талантливому самородку солдату-оружейнику Якову Рощепею деньги на работы по усовершенствование его автоматической винтовки были выделены после подписания им обязательства, что «в случае успеха он удовлетворится разовой премией и впредь претендовать не будет ни на что». Неудивительно, что многие разработки застопорились на стадии опытных образцов. Но винтовка, разработанная оружейником Федоровым, благополучно дошла до войсковых испытаний.

    Оружейник Федоров и его автоматическая винтовка

    Делопроизводитель Главного артиллерийского управления капитан Владимир Григорьевич Федоров не был самоучкой. За плечами у него были Михайловское артиллерийское училище и артиллерийская академия. Будучи по роду своей службы прекрасно осведомленным о работах в области создания новых видов стрелкового оружия, Федоров уже в 1905 году приступил к конструированию автоматической винтовки. Первоначально он, как и другие конструктора, пытался модернизировать стоящую на вооружении Российской армии винтовку Мосина. Однако, вскоре оказалось, что проще сконструировать новое оружие, изначально ориентированное на ведение автоматического огня, чем приспособить для этих целей мосинскую трехлинейку. В 1912 году Федоров предъявляет к испытаниям разработанную им 5-зарядную винтовку калибра 7,62. Испытания были жесткими. Винтовка сутки лежала под дождем, ее опускали в пруд, возили по пыльной дороге на телеге, после чего испытывали стрельбой. Федоровский образец с успехом прошел все испытания. Разработчик был удостоен золотой медали. Сестрорецкому оружейному заводу была заказана опытная партия в 150 штук. Но это еще был не автомат.

    Новому оружию – новый патрон

    На основе своего опыта Федоров приходит к мысли, что для ведения эффективного автоматического огня необходимо не только новое оружие, но и новый патрон! Он разрабатывает такой патрон калибра 6,5 мм и уже под него в 1913 году конструирует новую автоматическую винтовку. Испытания оружия проходят успешно, и комиссия Главного артиллерийского управления настоятельно рекомендует продолжать работы по созданию нового оружия на основе разработанного патрона. Но менее чем через год началась Мировая война. Все работы по освоению массового выпуска авторского патрона были отложены до будущих времен. В армии не хватало обычных трехлинеек, оружейные заводы работали с повышенной нагрузкой. Правительственные эмиссары ездили по всему свету в поисках и закупках стрелкового оружия. В русскую армию поступали французские, американские, итальянские винтовки. В числе прочих были закуплены японские карабины Арисака калибра 6,5 мм, патроны для которых производились в Англии и на Петроградском патронном заводе. В 1915 году Федоров приспособил свою автоматическую винтовку под японский патрон. Пусть и в ухудшенном варианте, но винтовка Федорова попала в войска.

    Сделано в России

    В1916 году произошло знаменательное событие в истории развития стрелкового оружия: русский оружейник Федоров изобрел автомат. Он укоротил ствол винтовки, снабдил ее коробчатым магазином на 25 патронов, и рукояткой, которая сделала возможной стрельбу «с руки». В результате получился новый тип оружия, ныне являющегося основой вооружения сухопутных войск каждой армии мира. Летом 1916 года прошли испытания нового оружия, а 1 декабря на Румынский фронт прибыла команда 189-го Измаильского полка из 4 офицеров и 158 солдат, вооруженных ружьями-пулеметами Федорова. Это было первое в мире подразделение автоматчиков.

    В 1918 году Федоров был мобилизован Советской Властью и направлен в г. Ковров, где наладил производство автоматов. С 1920 по 1924 год было произведено около 3200 единиц этого оружия. Где и как оно использовалось в ходе Гражданской войны – сведений нет. Но автоматы поступали в войска, и до 1928 года находились на вооружении РККА.

    Последняя гастроль

    Последний официально зарегистрированный факт использования автоматов Федорова относится к советско-финской зимней кампании 1939–1940 г. Тогда РККА столкнулась с финскими диверсионными подразделениями, вооруженными пистолет-пулеметами «Суоми». Эти группы применяли партизанскую тактику: внезапно нападали на советские отряды, навязывали им ближний бой в ходе которого, благодаря своему автоматическому оружию, наносили существенный урон частям Красной Армии, после чего также быстро уходили. Руководство РККА, незадолго до того опрометчиво отказавшееся от автоматического оружия в пользу самозарядной винтовки Токарева, в спешном порядке возвращало в войска недавно изъятые пистолет-пулеметы Дегтярева. Вместе с ППД в армию вернулись и автоматы Федорова, которыми оснащались инженерные части особого назначения, предназначенные для уничтожения наиболее важных узлов обороны линии Маннергейма.

    Уход и возвращение автомата

    После финской кампании автомат Федорова сошел со сцены. В интернете встречаются упоминания о его применении зимой 1941 года в ходе битвы за Москву, но документального подтверждения эти сведения не имеют и относятся к разряду апокрифов. Годы Второй Мировой войны прошли под треск пистолет-пулеметов MP-40, ППШ, ППС, Томпсона, и др. оружия, разработанного под пистолетный патрон (отсюда и название пистолет-пулемет).
    Только в 1943 Хуго Шмайссер выпустил свою штурмовую винтовку StG-44, а в 1947 миру явился автомат № 1 – легендарный «калаш». Время пистолет-пулеметов закончилось, началась эра автомата.



    

    Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.