Представители диких и домашних животных. Урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные. Распределить животных по группам

Дикие животные это те представители фауны, которые обитают в условиях естественной среды. От домашних, дикие животные отличаются внешним видом, особенностями поведения и питанием.

В отличие от таких животных как кошки, собаки, коровы, свиньи и другие которых человек приручил много веков назад и сделал своими помощниками, у диких животных заложен несколько другой тип восприятия опасности и мотивации на исследование объекта опасности — человека. Осторожное отношение к людям и страх перед ними вырабатывалось у представителей дикой фауны веками.

Поэтому представители Homo sapience воспринимаются многими дикими животными часто как . Способность диких животных жить рядом с человеком зависит от большого количества факторов. Многие виды диких животных, живущие долгое время неподалеку от человека, страх и агрессию могут выражать не явно, однако их поведение плохо адаптируется для содержания таких животных в домашних условиях.

Различия между одомашненными человеком в процессе эволюции животными и дикими животными, естественная среда обитания которых природа, лежат в биологических особенностях этих видов животных.

Исследователями выделяются два основных типа поведения диких животных. Различают «социальные» виды диких животных, т. е. особи этого вида, обитают семьями на территориях, не перекрещивающихся между собой и, как правило, не защищаемых. «Территориальные» виды диких животных отличаются тем, что контакт между особями осуществляется преимущественно в период спаривания и ухаживания за потомством. К последнему типу относятся хищники.

Кроме того, отличается у диких и домашних животных и рацион питания. Организм большинства видов представителей диких животных ориентирован на природный рацион. При содержании дикого животного в домашних условиях к различным заболеваниям и летальному исходу может привести прием в пищу даже максимально приближенного к естественному для данного вида представителей дикой фауны меню. Чтобы дикие животные в домашних условиях чувствовали себя хорошо, были активными и здоровыми необходимо давать им живой корм. , разнообразные фрукты и мясо должны быть обязательно предусмотрены при кормлении диких животных.

Эти отличия между домашними животными и животными, для которых естественной средой обитания является дикая природа, и являются причиной того, что содержание дикого животного в домашних условиях связано со многими трудностями и большой ответственностью заводчика.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яркополенская ОШ» Кировского района Республики Крым

Конспект открытого урока

по окружающему миру

на тему: «Животный мир.

Животные – часть живой природы.

Дикие и домашние животные»

2 класс

Составила: учитель начальных классов

Станиславская Валентина Николаевна

с. Яркое Поле, 2016 г.

Тема. «Животный мир. Животные – часть живой природы. Дикие и домашние животные»

Цели и задачи урока:

1.Формировать понятия о животном мире, о том, животные – часть живой природы, о существовании диких и домашних животных, умение различать их.

2. Воспитывать уважение к окружающей природе, а именно к животному миру, домашним и диким животным, любовь и бережное отношение к ним.

3. Развивать наблюдательность, умение делать логические выводы на основе различных источников информации, собственного опыта наблюдений.

Тип урока:

    По дидактическим целям - урок усвоения и комплексного применения знаний.

    По форме проведения – урок-исследование.

Понятия: животный мир, дикие животные, домашние животные.

Приёмы и методы: словесные (объяснения, диалог, монолог); наглядные (таблицы, демонстративно-наглядные пособия)

Оборудование: таблицы с изображением домашних и диких животных, дидактических материал, экран, ноутбук, мультфильм.

.Структура урока

1.Орг. момент (0,5 мин.)

2. Целеполагание (1 мин.)

3. Актуализация опорных знаний (7-8 мин.)

4. Введение в тему (5 мин.)

5. Изучение нового материала (18 мин.)

6. Закрепление (2 мин.)

7. Практическая работа (исследование) (8 мин.)

8. Обобщение изученного (2,5 мин.)

9. Комментированное оценивание (1,5 мин.)

10 Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока.

    Приветствие.

Здравствуйте, дети.

    Целеполагание. Проблемный вопрос:

Отгадайте загадки

Все ли названные вами животные проживают рядом с человеком и зависят от него?

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с животным миром, научимся различать диких и домашних животных.

    Актуализация опорных знаний

Вопросы беседы

    Назовите известные вам хвойные деревья

    Почему их так называют?

    Какие ещё деревья, кроме этих, вы знаете?

    Отличаются ли они по внешнему виду?

    отличаются ли их плоды?

    Что такое листопад?

    Как изменилась окраска листьев с приходом осени?

    Чем отличаются дикорастущие растения от культурных и наоборот?

    Перечислите правила сбора лекарственных растений.

    Введение в тему

Беседа

1. Как вы думаете, что ещё, кроме растений, существует в природе? (животные)

2. Почему животные относятся к живой природе? (они двигаются, питаются, производят потомство).

3. Назовите животных, которые вам известны. (Называют. / Если есть соответствующие изображения, то вывешиваются на доску).

4. Распределите названных вами животных на две группы «дикие» и домашние».

5. Так на какие две группы делятся животные? (дикие и домашние)

Просмотр мультфильма «Кошка, которая гуляет сама по себе»

1..Как дикие животные стали домашними?

Что дали древнему человеку одомашненные животные?

Как изменилась деятельность человека с появлением домашних животных?

    Изучение новой темы

1. Слово учителя

Ребята, мы уже выяснили, что кроме растительного мира существует и мир животный. Он очень многообразен. Некоторые животные, например, ёж, вскармливают детёнышей молоком. Разнообразно и питание животных. Некоторые животные питаются растительной пищей. Другие, тот же ёж, всеядны, третьи являются хищниками.

2. Предлагаю вам поработать исследователями и заполнить таблицу

3. Работа в группах

Распределите животных по способу питания

1 группа – травоядные

2 группа – всеядные

3 группа – хищники.

(работа с иллюстративным материалом).

    Работа в группах

Заполнить таблицу, распределить животных по группам

    Слово учителя

Что дают человеку домашние животные?

Жизнь животных подвержена сезонным изменениям, то есть разное время (лето, осень, зима, весна) происходят изменения в их жизни.

О каких сезонных изменениях в жизни животных вы уже знаете? (перелётные птицы, изменение окраса).

Рассказ учителя о сезонных изменениях в жизни домашних и диких животных.

VI . Закрепление изученного материала

    Защита групповой работы.

VII . Практическая работа.

Распределить животных по группам

    По среде обитания.

    По образу питания.

    Самостоятельная работа (записать в тетрадь названия трёх диких и трёх домашних животных)

VIII . Работа в парах.

Подготовить короткое сообщение по картинкам на тему «Что дают человеку домашние животные?

IX . Комментированное выставление оценок

X . Домашнее задание стр. 101-104, прочитать. Приготовить иллюстрацию дикого или домашнего животного, подготовить стихи или загадки о животных.

Тема урока: Дикие и домашние животные.

Цель: дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях, показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.

Предметные результаты:

знать, каких животных называют дикими, каких - домашними (давать определения);

различать диких и домашних животных;

приводить примеры диких и домашних животных;

рассказывать о значении домашних животных для человека.

Метапредметные результаты:

Овладевать действиями анализа, классификации, отнесения к известным понятиям;

отвечать на простые и сложные вопросы;

использовать текстовую информацию и самостоятельно подготовленные рисунки для подготовки ответов на вопросы;

принимать и сохранять целевые установки урока;

осуществлять самопроверку и взаимопроверку, контролировать успешность учебных действий, при необходимости - осуществлять корректировку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

взаимодействовать в паре и группе для решения учебных задач;

Личностные результаты:

Осознавать значение домашних животных для человека, для своей повседневной жизни.

Оборудование: карточки со словами «животные», «дикие», «домашние», «кто кормит», «кто строит», «кто заботится», «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», « волк», «польза», «общение», «материалы», «пища», «помощь»; картинки животных: корова, еж, лиса, белка, свинья, медведь, конь, заяц; предметы для мешочка: яйцо, варежка, ремень, перо, у учеников- стрелки из цветной бумаги.

Оргмомент

Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошей работы на уроке. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого».

2. Актуализация знаний

У вас на партах лежат разные картинки. Я загадаю загадку, вам нужно ее отгадать, ученик, у которого будет отгадка, выйдет к доске и прикрепит картинку.

1.Сама пёстрая

Ест зелёное

Даёт белое (корова)

2. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ёж)

3.Обежала уж весь лес.

Хвост мелькает там и здесь

То не девица - краса

Это - рыжая …. . (Лиса)

4.Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

5.Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посередине - спинка,

На спинке - щетинка. (Свинья)

6.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

7.Не мой бы труд, не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, человек,

Но в век машины и мотора

Боюсь, в отставке буду скоро. (Конь)

8.У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц)

Как одним словом назвать то, что изображено на картинках? (Животные).

(На доске появляется слово «животные»)

Молодцы, хорошо справились. Задание следующее. Распределите эти картинки на две группы.

(У доски работают два ученика)

По какому принципу вы разложили эти картинки?

Как выдумаете, какая тема будет сегодняшнего нашего урока?

(Дикие и домашние животные) Слайд 2

(На доске слова «дикие», «домашние»)

Какие вопросы вы поставите перед собой? (Узнать, как различить диких и домашних животных, когда появились домашние животные, кто был первым домашним животным, какая польза человеку от домашних животных)

Откроем учебник на стр.72 и прочитаем, чему мы научимся.

3. Освоение нового содержания и его применение.

Итак, животных можно разделить на домашних и диких.

Как вы думаете, каких животных называют дикими, а каких домашними?

В этом нам помогут вопросы: кто кормит? кто строит жильё? кто заботится о потомстве?

(на доске «кто кормит», «кто строит жильё» «кто заботится»)

Проверим правильность наших предположений. Слайд 3 дикие животные, слайд 4 домашние

Проверим, как вы поняли. Откроем рабочие тетради на с. 50.

1вариант - подчеркивает зеленым карандашом диких животных,

2 вариант красным карандашом - домашних животных

Параллельно ученик с синдромом Дауна работает с картинками, распределяя диких и домашних животных.

(Для тех кот быстро выполнит задание, дается карточка с текстом о приручении животных)

Итак, дикие животные живут в природе, а откуда появились домашние животные?

Все домашние животные когда-то давно были дикими. Но ещё в древние времена люди приручили диких зверей и они стали жить рядом с ними. Учёные предполагают, что первым домашним животным, которое приручил человек, был волк. Постепенно люди приручили и других животных.

На доске картинка «волк»

Домашние животные у человека появились разными путями.

Волки обитали возле жилищ древних людей, в основном копались на древних помойках и поедали отходы от человеческой жизнедеятельности. Поскольку волки поднимали тревогу при приближении к стойбищам людей чужаков или крупных хищников люди заметили это и стали использовать и развивать эти качества. Люди начали отлавливать щенят и использовать их для охраны и охоты. Результат появление собак. Это произошло примерно 15000 - 20000 лет назад.

Кошки пришли к людям, когда люди начали заниматься земледелием и возникла проблема истребления крыс и мышей в амбарах. Это произошло около 10000 лет назад. Все ныне живущие домашние кошки происходят от ближневосточной ливийской (нубийской) кошки.

Овцы, свиньи, козы, коровы - появились в результате охот людей. Козу или свинью убивали и съедали, козлята, поросята, телята выкармливались и использовались в играх детей и для тренировки охотников. При наступлении голода этих домашних питомцев съедали (сейчас точно также поступают многие дикие племена людей). Затем додумались их вообще все время оставлять в неволе, да еще и целенаправленно отбирать лучших с точки зрения человека. Так и появился домашний скот и домашняя птица. Первыми одомашнили баранов (муфлонов - 10000 лет назад) , затем коров (туров - 7500 лет назад) , последними лошадей (тарпанов около 5000 лет назад) . Птиц куриц и индюшек одомашнили около 6000 лет назад.

4. Физкультминутка

- Дидактическая игра

У оленя дом большой
Он глядит в своё окно
Зайка по лесу бежит
В дверь к нему стучится:

«Стук-стук, дверь открой
Там в лесу охотник злой!
Дверь скорее открывай
Лапу подавай»

- Сядет тот, кто назовет жилище:

волка -…логово, медведя - …берлога, ос - …гнездо, пчел - … улей, белки - … дупло, бобра - … хатка, курица - … курятник, лошадь - …конюшня, лиса - … нора, заяц - … под кустом

5. Продолжение работы над темой

На какие группы можно разбить этих животных? Слайд 6

На экране: курица, кролик, индюк, лошадь, гусь, овца

(Звери, птицы)

На доске слова «звери», «птицы»

А знаете ли вы другие виды домашних животных? В этом вам поможет загадка Слайд 7

С хвостом, а не зверь.

С перьями, а не птица. (рыба)

На доске слово «рыба»

К домашним видам рыб относят золотую рыбку и карпа

Мед на зиму припасла работящая … (пчела) Слайд 8

К какой группе отнесем пчелу?

Насекомые

На доске слово «насекомые»

Ученикам на дом раздавались интересные факты о пчеле. Ученики выступают с сообщением

У пчел пять глаз.
Три в верхней части головы и два спереди.

Пропуск в улей

У пчел много врагов и "нахлебников", поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент бросится на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к улею, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.

Пчелы зимой

Зимой пчелы не спят, поэтому на зиму им необходимо запасти достаточное количество пищи.

Хоть имеет много ножек, Слайд 9

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница)

Но не обычная, а очень полезная для человека. Называется тутовый шелкопряд. Тутовые шелкопряды поедают только тутовые деревья. Гусеницы шелкопрядов едят днем и ночью без остановки. На протяжении многих веков, человек содержал шелкопряда в домашних условиях и поэтому, сегодня эти бабочки не могут выжить без его заботы и опеки. Например, гусеницы не будут искать еду, даже если очень голодные, они будут ждать, пока их накормит человек. Гусеницы шелкопряда завивают коконы, оболочки которых состоят из непрерывной шёлковой нити длиной 300—900 м, их которой потом делают знаменитый во всем мире шелк.

Работа с учебником

Вот мы и подошли к следующему вопросу: для чего человек разводит домашних животных. Обратимся к учебнику на с. 74. Рассмотрите рисунки и фотографии. Что человек получает от домашних животных? Соедините животное и продукт, получаемый от них с помощью стрелок из цветной бумаги. Проверьте работу соседа по парте. Составьте предложение по вашим моделям.

Параллельно ученик с синдромом Дауна распределяет картинки «кто что дает»: корова - молоко, курица - яйцо, овца - варежки, шуба.

Таким образом, домашние животные являются источником пищи и материалов, например шерсть, кожа, перо.

На доске появляются слова «пища», «материалы»

Поиграем в игру «Волшебный мешочек». В мешочке лежат разные предметы. Вы должны наощупь определить предмет и сказать благодаря кому он появился.

(В мешочке лежат: яйцо, варежки, ремень, перо)

Но кроме продуктов питания животные являются большими помощниками человеку. На доске слово «помощники».

Еще одно важно качество у домашних животных: они необходимы для общения.

На доске слово «общение». Слайд 11

6. Рефлексия.

Итак, давайте повторим о том, что узнали

(По карте, которая получилась в ходе выставления слов на доске, ребята рассказывают пройденный материал).

С помощью сигнальных карточек покажите, насколько вы поняли материал урока. Красный - понял очень хорошо

Желтый - понял недостаточно

Зеленый - тему не понял, требуется помощь.

7. Итог урока

Закончите предложение:

Мне сегодня понравилось…

О каком животном вы хотели бы узнать больше?

На все ли вопросы мы сегодня нашли ответ?

8. Домашнее задание

В рабочей тетради на стр. 50 №3 отгадайте загадки, в учебнике стр. 74 -75 прочитайте «Легенды о животных».

Слайд 12 -молодцы. Выставление оценок

Дикие и домашние животные

Цель:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия в старшей группе на тему:

Дикие и домашние животные

Цель: Обогащать представление детей о животных. Отмечать характерные признаки животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло, определенная среда обитания. Развивать интерес у детей к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Уметь различать разных животных по характерным особенностям.

Дикие и домашние животные.

Цель : Обогащать представление детей о животных. Отмечать характерные признаки животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло, определенная среда обитания. Развивать интерес у детей к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Уметь различать разных животных по характерным особенностям.

Ход занятия:

- Ребята, кто скажет, какое сейчас время года? (зима)

Какой месяц? (январь). Докажите мне пожалуйста, что сейчас зима. (Дети рассказывают, что на улице холодно, лежит снег, дети одели шубы, шапки, валенки и варежки).

Раздается стук в дверь. Появляется маленький зайчик.

Ребята к нам в гости пришел удивительный малыш. Но почему же ты такой грустный и заплаканный? Что случилось?

(Зайчик рассказывает детям, что потерялся, а так как он еще маленький, он забыл кто он такой и какая у него мама. Он только помнит, что зовут его Степашка.)

Ребята, как же нам Степашке помочь? Сначала нужно разобраться, кто же он такой. Как вы ребята думаете, кто он? (Зайчонок)

Молодцы ребята, скажите Степашке кто он. (Дети общаются с зайчиком, говорят ему кто он.)

Зайчонок радуется, благодарит детей, но потом опять огорчается, ведь он не знает, кто его мама и где он живет.

Степашка, ты сядь на стульчик, а мы с ребятами постараемся тебе помочь. Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы отгадайте, кто это.

1. Я скачу туда – сюда

По деревьям ловко,

Не пустует никогда

У меня кладовка.

(белка)

2. День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет,

Ходит – бродит он молчком,

Уши серые – торчком.

(волк)

3. Что за елочка такая

Это елочка живая

В серенькой одежке

Ходит по дорожке.

(ежик)

4. Мордочка усатая

Спинка полосатая

Щурит глазки

Мурлычет сказки.

(кошка)

5. Маленький рост,

Длинный хвост,

Собирает крошки,

Прячется от кошки.

(мышка)

6. Громко лает во дворе

Отдыхает в конуре

Стережет хозяйский дом

И виляет нам хвостом.

(собака)

7. В магазине не была,

На базаре не была,

А домой пришла

Молоко принесла.

Молока кому?

Хозяину своему.

(корова)

8. Рыжая с пушистым хвостом

Живет в лесу под кустом.

(лиса)

9. Зимой – белый,

Летом – серый.

(заяц)

10. Хвост колечком

Живет под крылечком

С человеком дружит

Дом сторожит.

(собака)

11. Длинное ухо, белое брюхо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(заяц)

Молодцы, про всех загадки отгадали. Ребята, а кто знает, как можно назвать всех одним словом? (животные)

Какие особенности у животных? (лапы, копыта, рога, хвост, шерсть)

Ребята, вот карточки, выберите из них те, которые относятся к животным.

Так, то, что наш Степашка животное мы убедились, и он это запомнил. А вот где он живет, он не знает. (ответы детей: в лесу, на поляне, на лугу)

Правильно, зайчик живет в лесу. Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие)

Ребята, у нас есть « чудесная книга», давайте раскроем ее и найдем в ней диких животных и познакомим с ними Степашку. (Дети с воспитателем находят в книге диких животных, рассматривают их и показывают зайчику его маму.)

Ребята, но зайчик еще не знает, что кроме диких животных, есть еще животные, которые живут рядом с домом человека. Как называют таких животных? (домашние)

Давайте Степашку познакомим с домашними животными, найдем их в книге. (Рассматривают домашних животных)

Ребята, как вы думаете, все животные заботятся о себе сами: строят себе жилье, добывают пищу? (Нет, не все. Домашние животные не могут заботиться о себе сами, о них заботиться человек.)

Правильно, человек заботиться о своих домашних животных, строит им жилище: корове – коровник, свинье – свинарник, лошади – конюшню, собаке – будку.

Ребята, давайте расскажем Степашке как люди ухаживают за домашними животными. (Кормят, поят)

За это домашние животные помогают человеку в жизни: корова – дает молоко, кошка – ловит мышей, лошадь – возит грузы, собака – охраняет дом.

Физкультминутка

Ребята, мы познакомили зайчика с жизнью домашних животных. А как вы думаете, у диких животных в лесу есть дома, где они живут? (разные ответы детей)

У нас есть волшебный автомобиль, я предлагаю вам ребята сесть в него вместе с зайчиком и проехать в лес. В лесу посмотреть у какого дикого животного какой дом. Возможно, там мы встретим маму нашего зайчика.

Пока мы будем ехать в лес, я расскажу вам подробнее о рождении маленького зайчика. (рассказ воспитателя о зайчонке - листопадничке)

Вот мы и приехали в лес. Посмотрите, как красиво кругом, какие большие деревья. А теперь посмотрите вокруг и вспомните, какое дикое животное где живет. У каждого животного есть свой дом в лесу, только эти дома все разные, где кому удобно: лиса – в норе, медведь – в берлоге, ежик – в норке, белка – в дупле.

Ребята, посмотрите, сколько различных следов на снегу. Как вы думаете, куда ходили дикие звери, они гуляли? (нет, они искали себе пищу)

Дикие животные добывают себе корм сами, о них никто не заботится. Чем же питаются дикие животные?

Зайчик – травой, корой; белка – грибами, орехами; лиса – мышами; волк – дичью.

Ребята, посмотрите на эти следы, они напоминают следы зайчика. Наверняка здесь пробегала зайчиха – мама в поисках своего зайчонка. Давайте мы оставим его на этой тропинке, зайчиха – мама вернется и найдет его. Попрощаемся с зайчиком, пожелаем ему счастливо перезимовать в лесу и больше не теряться. Ведь теперь он знает кто он, где живет и кто его мама.

Сейчас, ребята, давайте сядем в наш автомобиль и вернемся домой. (дети высказывают свои впечатления о лесе)

Ребята, я хочу, чтобы вы на память о нашем путешествии нарисовали рисунки и изобразили то, что вам больше всего запомнилось.

Литература:

В. Н. Волчкова , Н. В. Степанова «Развитие и воспитание детей дошкольного возраста»;

Журнал «Ребенок в детском саду» №6-2001 г.


Рис. 2. Тюлень с детенышем ()

Рис. 3 и 4. Верблюд и черепаха - обитатели пустынь (), ()

Все животные прекрасно приспособились к своей среде обитания.

Есть животные - прекрасные строители: пауки, бобры, муравьи (рис. 6-8), и те, которые большую часть жизни проводят в кроне дерева, где спят и питаются листьями, - коалы и ленивцы.

На Земле обитают сумчатые животные. К ним относятся всем известные кенгуру, а также сумчатый дьявол и сумчатая мышь (рис. 9, 10).

Рис. 9 и 10. Сумчатые животные: кенгуру и тасманийский дьявол (), ()

Есть животные с необычной внешностью - утконос, звездорыл (рис. 11, 12), или с необычным названием: ай-ай, перевязка, соня (рис. 13, 14).

Рис. 11 и 12. Утконос и звездорыл (), ()

Рис. 13 и 14. Животные со странными названиями: ай-ай и перевязка (), ()

Самым маленьким млекопитающим на Земле является карликовая белозубка, достигающая в длину всего 1 см и весом 3 грамма (рис. 15).

Рис. 15. Карликовая белозубка ()

Самым большим сухопутным животным является африканский слон (рис. 16).

Рис. 16. Африканский слон ()

Самым большим животным на земле является синий кит (рис. 17), самым быстрым бегуном - гепард (рис. 18), а пловцом - парусник (рис. 19), самый сильный - муравей, а жук носорог может поднимать вес, превышающий его в 850 раз.

Рис. 17. Синий кит ()

Рис. 19. Рыба-парусник ()

Самым высоким животным является жираф (рис. 20), а самым зубастым - садовая улитка. Существуют такие животные, как стеклянная лягушка, летучая собака, рыба-капля, карликовая лошадка (рис. 21-23). И этот список можно продлевать до бесконечности. О них можно узнать из книг, энциклопедий, Интернета, телевидения.

Рис. 21. Стеклянная лягушка ()

Рис. 22. Рыба-капля ()

Рис. 23. Летучая собака ()

Все животные являются частью живой природы. Всех их объединяет то, что они рождаются, дышат, питаются, растут, дают потомство и умирают. В этом они схожи с растениями. Отличаются они от растений образом питания. Животные могут питаться как растениями (травоядные), другими животными (хищники), растениями и животными (всеядные).

Ученые разделили всех животных на группы. Самый многочисленный класс живых существ на Земле - насекомые. На сегодняшний день описано и изучено более 1 млн видов этих существ. Реальное число насекомых может быть в разы больше. Латинское название насекомых переводится как «разделенные на членики». У всех насекомых 3 части: голова, грудь и брюшко (рис. 24).

Рис. 24. Строение насекомых ()

У них может быть от 2 до 10 глаз, но обязательно 6 лапок. Этим они отличаются от всех остальных животных. Орган слуха у насекомых может быть не только на голове, но и на конечностях, как у кузнечика (рис. 25).

Рис. 25. Кузнечик ()

Определять запахи насекомым помогают усики.Дневные бабочки ощупывают цветки передними лапками. Некоторые насекомые (шмели, бабочки) питаются цветочным нектаром и пыльцой, тля высасывает сок растений, жуки-древоточцы - древесину, но все они - растительноядные насекомые (рис. 26, 27).

Рис. 26 и 27. Траурница и тля - растительноядные насекомые (), ()

Божьи коровки охотятся за тлей, стрекозы поедают мух и комаров - потому такие насекомые относятся к хищникам (рис. 28, 29).

Рис. 28 и 29. Насекомые-хищники - божья коровка и стрекоза плоская (), ()

Рыжие лесные муравьи могут питаться всем - насекомыми, нектаром, растениями - потому их называют всеядными (рис. 30). Нужно помнить, что муравьи защищают лес от жуков и гусениц, которые грызут листья. Потому нужно беречь их и не разрушать муравейники.

Рис. 30. Муравьи - всеядные насекомые ()

Есть насекомые, которых человек одомашнил. К ним относится медоносная пчела и тутовый шелкопряд, гусеницы которого дают натуральный шелк (рис. 31, 32).

Каждый школьник знает, что на Земле воды намного больше, чем суши. Вода бывает пресная и соленая. Обитает в ней еще один класс животных - рыбы. Тело рыб покрыто чешуей и слизью. У большинства рыб форма вытянута и сжатая по бокам, а голова плавно переходит в туловище и хвост. Дышат рыбы кислородом, который растворен в воде. Питаются они по-разному. Среди рыб есть растительноядные (толстолобик, белый амур (рис. 33, 34)) хищные (щука и окунь (рис. 35, 36)) и всеядные (карась и карп).

Рис. 33 и 34. Растительноядные рыбы: толстолобик, белый амур (), ()

Рис. 35 и 36. Рыбы-хищники: щука и окунь (), ()

Рыбы - самые древние из позвоночных животных (рис. 37).

Рис. 37. Рыба-целакант ()

Размеры их варьируются от 1 см (карликовые бычки) до 10 и больше метров (китовая акула) (рис. 38, 39).

Рис. 38 и 39. Карликовый бычок и китовая акула (), ()

Существует огромное количество удивительных рыб - летучая и лазающая рыбы, опасные пираньи, а также рыба-луна, рыба-камень, рыба-меч, рыба-петух (рис. 40-42). Некоторые виды рыб человек научился разводить на рыбных фермах, например форель.

Рис. 40, 41, 42. Рыба-луна, рыба-камень, рыба-петух (), ()

Еще один класс животных - это амфибии или земноводные. К ним относятся лягушки, жабы, тритоны, саламандры (рис. 43-46). Рождаются они обязательно в воде, а взрослые особи могут обитать как в воде, так и на суше. Их личинки дышат жабрами, а взрослые особи - только легкими. Кожа земноводных всегда голая и участвует в дыхательных процессах. Лягушки кожей даже могут впитывать воду. Температура земноводных зависит от температуры окружающей среды, потому на зиму или в холодное время года они засыпают. Все земноводные являются хищниками.

Рис. 43 и 44. Лягушка и жаба (), ()

Рис. 45 и 46. Тритон и саламандра (), ()

Давным-давно на Земле господствовали рептилии, или пресмыкающиеся. Они первые заселили сушу. Многие рептилии, такие как динозавры, давно вымерли (рис. 47).

Рис. 47. Тираннозавр ()

Современные пресмыкающиеся (ползающие) черепахи, змеи, крокодилы, ящерицы живут в основном в теплых и жарких странах (рис. 48, 49).

Рис. 48 и 49. Черепаха и крокодил - рептилии (), ()

В РФ также обитают некоторые виды ящериц и змей. Зимой они спят, и потому увидеть их можно только в теплое время года (болотная черепаха, гадюка (рис. 50), прыткая ящерица). Кожа большинства пресмыкающихся - сухая и покрытая чешуйками или щитками. Рептилии могут жить как в воде, так и на суше.

Ученые считают, что именно от мелких динозавров произошла особая группа животных - птицы, например от археоптерикса (рис. 51).

Рис. 51. Археоптерикс - возможный предок птиц ()

Птиц еще называют пернатыми, поскольку у них у единственных есть оперение. Перья защищают птицу от царапин и ударов, от жары и холода, от вымокания и пересыхания. Перья у птиц различные - все зависит от их образа жизни. Скелет птицы состоит из полых костей, он легкий и прочный. Летают птицы с помощью перьев хвоста и крыльев. У птиц нет зубов, но есть костяной отросток - клюв. Форма его может быть различная, по ней можно определить, чем питаются птицы. Птицы распространены на всех континентах. Существуют птицы водоплавающие (лебедь, утка (рис. 52, 53)), хищные (сова, ястреб, орел (рис. 54, 55)), нелетающие (пингвины, киви (рис. 56, 57)), бегающие (страус (рис. 58)). Есть городские птицы, которые приспособились жить вблизи человеческого жилья (голубь, воробей, ворона).





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.