Израиль легализует поселения на западном берегу. Израильские поселения и международное право Израильские поселения в палестине

Карта еврейских поселений на контролируемых территориях. 2004 г.

В настоящее время эти поселения существуют в Иудее и Самарии, находящейся под израильским контролем.

Совокупное население этих поселений, составляя в 1972 г. лишь 1520, а в 1983 г. - 23.7 тыс. человек, превысило к концу 2004 г. 250 тыс. человек. Вместе с тем, в 1982 г. по решению правительства были эвакуированы более 5000 жителей Ямита и других поселений полуострова Синай , в 2005 г. - более 8000 жителей поселений в секторе Газа и Северной Самарии. В обоих случаях были разрушены дома поселенцев.

Арабы не жаловали и живших там прежде евреев, а к появлению представителей движения Хабад отнеслись с небывалой враждебностью. Непрекращающиеся преследования и погромы сплотили обе хевронские общины евреев - сефардскую и ашкеназскую. В 1865 г. главой сефардской общины стал Э. Мани , который способствовал переезду в Хеврон десятков семей из Ирака , создал для них синагогу и другие общинные здания и учреждения. Хасидской общине также удалось построить две синагоги , несмотря на противодействие арабов и враждебность турецких властей.

Поселения в Иудее

Примерно через два месяца после заселения Кфар-Эциона по инициативе тель-авивского поэта И. Бен-Меира (родился в 1941 г.) был основан второй поселенческий объект в Иудее - Хар-Гило.

Первые поселенцы, поначалу снимавшие помещение в гостинице «Парк», переместились в здание военной комендатуры города, а через четыре года поселились в постоянных домах в Кирьят-Арбе , новом еврейском районе, непосредственно прилегающем к Хеврону. (В Торе Хеврон иногда называется также Кирьят-Арбой). Один из жителей Кирьят-Арбы, Б. Тавгер , приехавший в Израиль из Новосибирска , расчистил свалку, которую устроили арабы на месте разрушенной ими синагоги Аврахам-авину; впоследствии синагога была восстановлена, а затем было расчищено и еврейское кладбище .

Более серьезная инициатива еврейского заселения Самарии возникла перед Войной Судного дня, однако была воплощена в жизнь только после нее. К Войне Судного дня (1973 г.) в долине Иордана насчитывалось 12 поселений, в полосе Газы - 4 и в Иудее - 3 сельских поселения в районе Гуш-Эцион . В Самарии еврейских поселений еще не было. После прекращения боев к главе правительства Голде Меир прибыла группа молодых женщин из кругов, близких к религиозно-сионистской иешиве Мерказ hа-рав , и попросила у нее выдать им разрешение основать еврейское поселение возле Шхема ; Голда Меир отказала им в этой просьбе.

Через полгода после этого те же женщины вместе с мужьями предприняли «партизанскую» попытку основать поселение около Шхема. Они стали называть «Ядро Элон-Море» движения Гуш Эмуним . Армия эвакуировала их, но они прибыли еще раз и снова были насильственно эвакуированы. Только на восьмой раз, во время Ханукки 1975 г., на старой железнодорожной станции Себастии усилиями поэта Х. Гури и министра обороны Ш. Переса , которые составили договор между сторонами, был достигнут компромисс, и было получено разрешение основать поселение Кдумим . В начале 2014 г. поселение Кдумим состояло из десяти микрорайонов, расположенных на вершинах холмов. В нем проживало 4187 евреев.

В 1975 г. группой рабочих, прибывших возводить ограждение вокруг военной базы неподалеку и оставшихся переночевать в одном из брошенных иорданцами строений в 25 километрах севернее Иерусалима , было основано поселение Офра . В декабре 2007 г. в нем проживало 2600 евреев. Лидеры Гуш Эмуним видели в заселении евреями всей территории Иудеи, Самарии и полосы Газы важнейшую религиозно-патриотическую миссию.

В рамках операции по удвоению численности еврейских поселений, которая была объявлена организацией Гуш Эмуним осенью 1978 г., когда на всей территории Иудеи и Самарии было только двадцать поселений, семьи, только недавно поселившиеся в Офре, были направлены для становления ядра нового поселения. Оно было создано в течение года и названо Кохав hа-Шахар ; в нем была создана и база Нахала . Поскольку вокруг были плодородные земли, сельскохозяйственные отрасли стали важным направлением развития хозяйства. В 1981 г. прибыли караваны для заселения и начали разрабатываться планы первых этапов постоянного строительства.

Примерно одновременно с созданием поселения Офра тогдашнее правительство во главе с И. Рабином приняло решение основать Маале-Адумим (ныне самый крупный еврейский населенный пункт в Иудее). Решение было принято в ответ на признание ООН Организации освобождения Палестины , а также вследствие давления, оказанного министром И. Галили . В декабре 2007 г. в нем проживало 32.8 тыс. человек. Правительство И. Рабина также приняло решение об основании поселения Элькана в Западной Самарии за две недели до выборов 1977 г.; им же было принято решение об основании города Ариэль - ныне самого крупного еврейского населенного пункта в Самарии.

В июле 1977 г., уже после прихода к власти правительства М. Бегина , лидеры Гуш Эмуним представили двадцатипятилетний поселенческий план, согласно которому к концу 20 в. еврейское население Иудеи (включая Иерусалим) и Самарии должно было увеличиться до миллиона человек, для чего предлагалось основать два больших города - возле Хеврона (Кирьят-Арба) и возле Шхема (с населением 60 тыс. человек в каждом), несколько средних городов (15–20 тыс. человек в каждом) и густая сеть так называемых общинных поселений (ишувим кехилатиим).

Как только М. Бегин сформировал кабинет, руководители движения Гуш Эмуним - Х. Порат , У. Элицур, Б. Кацовер и раввин М. Левингер подали ему программу основания двенадцати новых поселений за «зеленой чертой». После долгих колебаний М. Бегин утвердил эту программу. «Будет основано еще много Элон-Море», - обещал М. Бегин во время своего первого после победы на выборах визита в Кдумим . Вскоре возникли поселения Бейт-Эль , Шило , Неве Цуф , Мицпе-Йерихо , Шавей-Шомрон , Дотан, Ткоа и другие. На первых порах поселенческие группы были размещены при некоторых военных гарнизонах в Иудее и Самарии, позднее превратившихся в поселения.

Группа жителей поселения Бейт-Эль. Фото А. Охайона. Государственное бюро печати. Израиль.

Премьер-министр Израиля И. Шамир в доме вдовы Я. Фараджа, убитого арабскими террористами возле поселения Браха. 1989 г. Фото Магги Аялон. Государственное бюро печати. Израиль.

Премьер-министр М. Бегин выступает перед жителями Яммита. 1977 г. Фото М. Мильнера. Государственное бюро печати. Израиль.

Общий вид Ямита. Декабрь 1981 г., за четыре месяца до эвакуации. Фото Я. Саара. Государственное бюро печати. Израиль.

Разрушение Ямита. Апрель 1982 г. Фото Б. Тель-Ора. Государственное бюро печати. Израиль.

В школе в Кфар-Даром. Лето 2005 г. Фото М. Мильнера. Государственное бюро печати. Израиль.

Празднование Лаг ба-‘омера в Хевроне возле пещеры Махпела. 1987 г. Фото Магги Аялон. Государственное бюро печати. Израиль.

Окраины Кирьят-Арбы; на заднем плане – Хеврон. 1995 г. Фото А. Охайона. Государственное бюро печати. Израиль.

Кирьят-Арба (вид с высоты птичьего полета), 1998 г. Фото А. Охайона. Государственное бюро печати. Израиль

Эвакуация поселенцев, забаррикадировавшихся в синагоге в Кфар-Дароме в секторе Газа. Август 2005 г. Фото Г. Асмолова. Пресс-служба Армии обороны Израиля.

Политика интенсивного еврейского заселения Иудеи, Самарии и полосы Газы вызвала острую дискуссию в израильском обществе. Наряду со сторонниками плана Аллона, предполагавшего, что в будущем большая часть территорий Западного берега (Иудеи и Самарии) будет возвращена Иордании , против политики создания еврейских поселений в густонаселенных арабских районах выступили многие общественные деятели, требовавшие обратить средства, расходуемые на заселение контролируемых территорий, на развитие периферийных районов Галилеи и Негева , промышленной и социальной инфраструктуры городов развития и т. п.

Поселенческое движение

Эта ситуация изменилась в начале 21 века. По состоянию на 2015 год, депутатами от Ликуда являются поселенцы Ю. Эдельштейн (председатель Кнесета), Зеэв Элькин , Орен Хазан. Хотя Ликуд остался крупнейшей правой партией, наличие жителей поселений среди депутатов от других партий не менее важно.

Условия жизни в новых поселениях были весьма нелегкими, прежде всего - из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, а также давления представителей левого лагеря и международных СМИ, которые протестовали против каждого нового сборного домика на территориях. В 1978 г. в Верховный суд была подана апелляция против факта возникновения поселения Бейт-Эль, которое было основано на земле, экспроприированной у палестинских арабов, причем экспроприация мотивировалась не нуждами жилищного строительства, а соображениями безопасности.

Суд вынес временное распоряжение приостановить работы по развитию нового поселения, включая прокладку канализации. По прошествии нескольких месяцев апелляция была отклонена. Однако зимой 1980 г. Верховный суд принял апелляцию, поданную совместно палестинцами и деятелями левого лагеря. Согласно решению суда группа поселенцев должна была покинуть земли деревни Руджейб в Самарии , так как речь шла о частной палестинской земле. С тех пор новые поселения возникали почти исключительно на земле, которая не находилась в частном арабском владении.

Парадоксальным образом в результате этого морально-юридический фундамент деятельности поселенцев на контролируемых территориях стал едва ли не крепче, чем у жителей Израиля в пределах «зеленой черты», где множество мошавов и кибуцов были основаны на земле, покинутой арабскими беженцами во время Войны за независимость , с не оформленными должным образом правами собственности.

Развитие еврейского поселенчества в секторе Газа и на Синайском полуострове

Параллельно шло развитие поселений сектора Газы и Синайского полуострова , как правило по инициативе и с разрешения правительства. Впервые Газа и Синайский полуостров были заняты Израилем в ходе Синайской кампании 1956 г., но возвращены Египту спустя менее чем полгода; в то время еврейские поселения на этих территориях не создавались.

Пришедшее к власти в июне 1992 г. правительство И. Рабина -Ш. Переса объявило о замораживании строительства в еврейских поселениях за «зеленой чертой». Одновременно с этим с целью предотвращения трений между поселенцами и жителями создававшейся Палестинской автономии строились новые объездные шоссе, повысившие безопасность еврейских жителей Иудеи, Самарии и Газы.

С приходом к власти в мае 1996 г. правительства Б. Нетанияху решения о замораживании строительства поселений были отменены, вследствие чего возобновился приток новых жителей в них. Период, когда у власти находилось левоцентристское правительство Э. Барака , выражавшего готовность согласиться на массовую эвакуацию еврейских поселений за «зеленой чертой», был одним из самых благополучных для поселенческого проекта. С целью обеспечения коалиционной поддержки со стороны Национальной религиозной партии и правоцентристских кругов Э. Барак не противодействовал росту поселений на контролируемых территориях и новому строительству в них.

Вопреки ожиданиям, именно правоцентристским правительством во главе с А. Шароном , где пост министра финансов последовательно занимали министры от блока Ликуд С. Шалом и Б. Нетанияху , были введены жесткие ограничения на строительство в еврейских поселениях (которое повсеместно ограничивалось потребностями их естественного роста, причем исключительно в уже существующих географических границах), а также были отменены налоговые льготы, которые предоставлялись поселенцам как жителям районов приоритетного развития.

Арабский террор против поселенцев

Почти с самого начала поселенцы в Иудее, Самарии и Газе сталкивались с враждебными действиями со стороны арабских соседей. В первые годы поселенцы еще могли свободно передвигаться по арабским населенным пунктам и даже делать покупки и открывать банковские счета в Рамалле или Шхеме , но со временем подобная свобода передвижения стала в полном смысле слова сопряженной с опасностью для жизни.

С конца 1970-х гг. еврейские машины стали забрасывать камнями. В начале 1980-х гг. местные арабы уже начали использовать против еврейских поселенцев огнестрельное оружие. Первой жертвой стал ученик йешивы из Кирьят-Арбы И. Саломе, который был убит пистолетными выстрелами на рынке в Хевроне в начале 1980 г. Через несколько месяцев в теракте около Бейт-Хадассы были убиты шесть евреев.

Летом 1982 г. житель поселения Ткоа был убит в Геродионе ; в ответ на это на месте убийства было основано поселение Нокдим (Эль-Давид). С тех пор возникла практика создания новых поселений в тех местах, где от руки арабских террористов погибли еврейские жители. Символическое значение такой политики было очевидным: поселенцы недвусмысленно демонстрировали арабам, что их не запугать, что еврейское заселение Иудеи, Самарии и Газы продолжится, чего бы это ни стоило.

Развитие еврейских поселений на занятых Израилем в 1967 г. землях приводило к острым конфликтам и вело к дальнейшей эскалации межнациональной напряженности. Евреи (в подавляющем большинстве случаев, с согласия и при поддержке официальных органов власти Израиля) создавали все новые и новые города и поселки в Иудее, Самарии и Газе; арабы протестовали против захвата земель, которые они считали и считают своими, и этот протест часто выливался в акции насилия и террора.

Противоречивые тенденции развития поселенческого движения в условиях неурегулированности юридического статуса контролируемых территорий

С начала поселенческого движения и до настоящего момента на него влияла неурегулированность юридического статуса контролируемых территорий, и, как следствие, постоянная вероятность того, что органы власти Израиля могут, по тем или иным причинам, принять решения об эвакуации поселенцев и разрушении (или передаче под контроль другой страны) построенных ими городов и деревень.

Право Израиля на создание гражданских поселений на контролируемых территориях не признается структурами ООН и государствами-членами организации; призывы к эвакуации всех уже созданных на этих землях поселений повторяются в многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Проблема осложняется еще и тем, что статус этих территорий не урегулирован и в израильском законодательстве.

Ямит был разрушен 23 апреля 1982 г. В ходе эвакуации около двухсот активистов правых движений забаррикадировались на крышах домов, используя мешки с песком и пену огнетушителей для противостояния солдатам и представителям сил безопасности. Несколько протестующих и несколько солдат получили ранения и были госпитализированы. Эвакуация жителей Яммита и разрушение городской инфраструктуры были проведены строго согласно первоначальному плану и без задержек.

Операцией по разрушению Ямита и других еврейских поселений, созданных на Синайском полуострове, руководил тогдашний министр обороны А. Шарон , который отметил: «Пусть эти руины будут вечным доказательством того, что мы сделали все и даже невозможное для того, чтобы выполнить наши обязательства по мирному договору - чтобы наши дети не обвиняли нас в том, что мы упустили подобный шанс. Не арабская армия - им никогда такого не удастся - уничтожила город. Только мы, своими собственными руками, уничтожили Ямит. Мы вынуждены были стереть этот город с лица земли ради выполнения условий мирного договора, ради того, чтобы не проливалась еврейская кровь».

18 декабря 2003 г. в своем выступлении на конференции в Герцлии ставший к тому времени премьер-министром А. Шарон заявил, что «Израиль инициирует... одностороннее размежевание», при котором «часть поселений будет перемещена». В той речи А. Шарон не назвал поселения, которые будут «перемещены» (то есть разрушены), ограничившись фразой, что речь идет о тех населенных пунктах, «которые при любом возможном раскладе будущего окончательного соглашения не будут включены в территорию Израиля».

Спустя несколько месяцев А. Шарон обнародовал детали своей программы, из которой следовало, что планируется эвакуировать все еврейские поселения, созданные в секторе Газа (их число достигло к тому времени 21), а также четыре еврейских поселения из района Северной Самарии. Речь шла не об эвакуации поселений в рамках мирного договора с соседней арабской страной или с палестинцами, а об односторонней инициативе израильского правительства, согласованной исключительно с администрацией США .

Многочисленные акции протеста, проводимые под руководством Совета поселений Иудеи, Самарии и Газы, не повлияли на политику правительства, и в августе 2005 г. так называемая «программа размежевания» была реализована в полном объеме, положив конец еврейским поселениям в секторе Газа. После ухода израильских поселенцев и войск все находившиеся в этом районе синагоги (из которых были заблаговременно вывезены свитки Торы и молитвенники) были разгромлены и сожжены местными арабами при попустительстве властей Палестинской автономии .

Демографические изменения, происходящие на Западном берегу (в Иудее и Самарии), - несмотря на различия в их оценке - являются фактором, который сыграет существенную роль в процессе принятия решений о будущем статусе контролируемых территорий и созданных на них поселениях. Вопреки тому, что казалось очевидным ранее, эти решения совсем не обязательно станут результатом переговоров Израиля с руководителями Палестинской автономии и соседних арабских стран.

Вполне возможно, что эти решения будут приняты израильским руководством и согласованы только с администрацией США как с главным внешнеполитическим и военным союзником еврейского государства. Строительство Израилем, начиная с 2003 г., так называемого «забора безопасности » фактически означает определение в одностороннем порядке контуров будущих восточных границ еврейского государства.

Поселения с точки зрения международного права

Сторонники точки зрения, рассматривающей израильские поселения в Иудее и Самарии как незаконные населённые пункты, обычно ссылаются на «Женевскую конвенцию от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны» и её статью 49, в которой сказано: "Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию" и на ряд резолюций Совета Безопасности ООН, опирающихся на эту статью Женевской конвенции.

Израиль считает, что Женевская конвенция 1949 г. и её статья 49 неприменима к Иудее и Самарии, поскольку понятие "оккупация" подразумевает существование государства, чью территорию оккупируют. Иудея и Самария никогда не являлись частью какого-либо государства со времён Оттоманской империи.

Демографические и социально-экономические показатели в поселениях в 2000-е гг

На 2010 год количество жителей израильских поселений в Иудее и Самарии превышало 300 тыс. чел., а если включать в него аннексированные территории, то 500 тыс. чел. (примерно 6.5 % всего населения Израиля). В 2015 году число евреев в Иудее и Самарии было около 400 тысяч.

В таблице указано, как происходил рост населения в израильских поселениях по годам:

Еврейское население 1948 1966 1972 1983 1993 2004 2007
Иудея и Самария (без Иерусалима) 480 (см. Гуш-Эцион) 0 1,182 22,800 111,600 234,487 276,462
Сектор Газа 30 (см. Кфар-Даром) 0 700 1 900 4,800 7,826 0
Голанские высоты 0 0 77 6,800 12,600 17,265 18,692
Восточный Иерусалим 2300 (см.Атарот , Неве Яаков) 0 8,649 76,095 152,800 181,587 189,708
Всего 2,810 0 10,608 1 106,595 281,800 441,165 484,862
1 включая Синай

Численность населения поселений растет за счет внутренней миграции, алии (в поселения прибывает в среднем по 1000 евреев-иностранных граждан в год), а также за счет высокой рождаемости (в поселениях рождаемость примерно в три раза выше, чем в целом по Израилю. что связано с высоким процентом религиозных поселенцев).

Социально-экономическое состояние поселений

Самое крупное еврейское поселение на контролируемых территориях - город Маале-Адумим (основан в 1976 г.) - находится в нескольких километрах восточнее Иерусалима , по дороге к Мертвому морю . Светские жители составляют около двух третей населения города; большинство религиозного населения сосредоточено в районе Мицпе-Нево и в квартале, созданном в начале 1990-х гг. русскоязычными репатриантами - активистами организации Маханаим . В 1999 г. в Маале-Адумим был открыт большой торговый центр, а в 2003 г. - двухэтажная библиотека. В городе продолжается и интенсивное жилищное строительство.

Большинство жителей еврейских поселений на контролируемых территориях составляли и составляют приверженцы религиозного сионизма , в семьях которых рождаемость, как правило, значительно выше, чем в среднем по стране (на одну тысячу поселенцев рождается 34 ребенка в год, тогда как в среднем по стране - 21). По данным на конец 2003 г., средний возраст жителей еврейских поселений в Иудее, Самарии и Газе составлял 20.3 лет, в то время как по стране в целом - 27.7.

Уровень участия жителей поселений в трудовой деятельности весьма высок; 64% поселенцев в возрасте от 15 лет и старше работают - на 10% больше, чем в среднем по стране. Поселенцы трудятся как в сфере услуг и в образовательных учреждениях, так и в сельском хозяйстве и промышленности. Сельскохозяйственные поселения сосредоточены в основном в долине Иордана (овощеводство, садоводство, полевые культуры) и в Гуш-Эционе (полевые культуры - хлопок, зерновые, подсолнечник; садоводство, молочное хозяйство, птицеводство). В Иудее и Самарии, где пригодные для сельскохозяйственного использования земли обрабатываются арабскими крестьянами, сельскохозяйственные поселения немногочисленны (виноградарство, садоводство, овцеводство и птицеводство).

Во многих поселениях также находятся небольшие электронные, электротехнические и металлообрабатывающие предприятия и лаборатории. Значительные по размерам индустриальные зоны существуют рядом с Маале-Адумим (промзона Мишор-Адумим, около 50 предприятий, включая завод Таасия авирит , Кирьят-Арбой (металлообрабатывающие, деревообрабатывающие, стройматериалов, пластмасс и электронные) и - Институт исследований в области технологии и Ѓалахи , в Кдумим - Мидрешет Эрец-Исраэль (национально-сионистский образовательный центр), а в Ариэле - Ариэльский университет .

Он был основан в 1982 г. при деятельном участии и под эгидой Университета Бар-Илан , хотя впоследствии и приобрел академическую самостоятельность. Там можно получить академическую степень по биотехнологии и химической инженерии, электронике, инженерии и менеджменту, физиотерапии, гражданской инженерии, архитектуре, экономике и управлению бизнесом, социальной работе и управлению медицинскими учреждениями. В 1990 г. в нем был создан департамент по научно-исследовательской работе, в 1992 г. под эгидой колледжа возникла так называемая «Технологическая теплица», с 1994 г. выпускаются научные периодические издания в области естественных и гуманитарных наук. В университете есть большая библиотека.

. Оригинал взят у macos в Евреи за чертой: как живут израильские “колонии”

На Западном берегу реки Иордан есть еврейские поселения, полностью окружённые арабскими территориями. Большинство стран мира считает эти посёлки оккупированными и требуют, чтобы евреи ушли.

Израильтяне не уходят, указывая на историческую связь и итоги войны.

Я отправился в одно из таких поселений, чтобы познакомиться с необычным Израилем.

1 Пока мы едем в одно из таких поселений, расскажу немного фактов. Сегодня территории разделены на три зоны: A, B и C. Первая - это города, контролируемые палестинской администрацией и военными, и туда запрещён въезд израильтянам. Вторая - зона общего контроля, армия обороны Израиля обеспечивает безопасность, но сами города и дороги палестинские, а третья зона это как раз израильские поселения-анклавы.

2 Ехать через зону “Б” совсем не страшно, визуально она не отличается от обычной сельской дороги, но на остановках стоят бетонные блоки, против автомобильных терактов.

3 Израильские посёлки огорожены забором, попасть внутрь можно только через КПП. Перед въездом стоят машины с палестинскими номерами, им въезд внутрь запрещён, но многие арабы работают в этих посёлках и идут пешком.

4 Въезжаем внутрь, паркуемся, и оказываемся на самой обычной израильской улице с частными домами. Такие есть и в пригородах Тель-Авива, и в любом другом городе страны.

5 Из соображений безопасности, не буду указывать названия посёлка. Я был в одном, но думаю, в других всё примерно так же. Если не прав, читатели-израильтяне могут меня поправить в комментариях.

6 Инфраструктура здесь хорошая. Детская площадка, заботливо прикрытая от жаркого солнца. Рядом есть детский сад.

7 Почтовое отделение. У каждого жителя есть свой ящик, чтобы проверить почту нужно идти сюда.

8 Крохотный полицейский участок, в котором никого не было. Здесь же небольшая синагога.

9 И продуктовый магазин. Посмотрите, как выглядит израильское сельпо!

10 Мм, свежая выпечка! В часе езды есть большие супермаркеты, где закупаются на неделю вперёд, но этот магазин, по словам поселенцев, их очень выручает.ё

11 Вид на один из районов посёлка. На переднем плане строят муниципальный бассейн для жителей.

12 А пока они могут воспользоваться другим бассейном в одной из соседних деревень.

13 Красиво! Видно, что люди любят землю, на которой живут.

14 Всё это сделано их руками, изначально здесь был только песок.

15 Посёлок продолжает расти, скоро здесь будет новый квартал.

16 Рабочая сила - палестинцы. Они трудятся почти на всех стройках Израиля. Да-да, арабы добровольно работают на “оккупированных” территориях и получают за это неплохие деньги. Несмотря на всю ненависть и вражду, мечта любого палестинца - найти работу на территории Израиля, там зарплаты куда выше.

17 Некоторые страны и ООН осуждают строительство поселений за “зелёной чертой” и требуют немедленно покинуть эти земли. Евреи отказываются. Глядя на эту фотографию, легко понять - почему. Вон там, на горизонте, виден берег моря и высотные здания. Это Тель-Авив. Отсюда до него долетит любая ракета и поразит любую цель. Наивно думать, что если отдать эти посёлки арабам, они не станут стрелять.

18 Изучая вопрос и готовясь к написанию репортажа, я так и не смог понять, почему эти земли требуют себе именно палестинские арабы. Израиль захватил их в результате Шестидневной войны у Иордании, которая в свою очередь аннексировала Западный берег в ходе арабо-израильской войны 1947-49 годов, выгнав проживавших на нём евреев. Кстати, именно после той аннексии королевство переименовалось из Трансиордании в просто Иорданию, а территорию стали называть Западный берег, чтобы различать его с берегом восточным, основной территорией страны.

По хорошему, если и нужно передавать эти территории, то иорданцам. Они же на них больше не претендуют: в 1994 году был подписан мирный договор с Израилем.

19 Поселение, в котором я был, очень маленькое, и работы в нём практически нет. Но всего за час отсюда можно добраться до Иерусалима или Тель-Авива, крупнейших городов страны. Обычно дорога не опаснее, чем ваш путь на работу. Но в периоды арабских беспорядков и волн террора путь превращается в опасное испытание. Трассу постоянно патрулируют военные, а сами поселенцы предпочитают не выезжать за территорию без личного оружия.

Самое частое нападение, когда арабские подростки закидывают израильские автомобили камнями, но здесь пистолет не поможет. Каменная атака - не детская забава: попавший в лобовое стекло булыжник легко может убить.

20 Сами поселенцы не считают, что живут на осадном положении. Размеренная, благополучная и хорошая жизнь: сюда переезжают из больших городов, чтобы растить детей, покупают дома: недвижимость стоит дешевле, чем в центре страны, а раньше ещё и были всяческие налоговые льготы для поселенцев.

21 Когда за одни и те же деньги можно купить двухкомнатную квартиру или двухэтажный дом - что вы сами выберете?

22 В каждом доме есть комната-бомбоубежище.

23 Но на этом всё. Никаких крепостных стен, башен-бойниц и системы круговой обороны. Обычная мирная жизнь.

24 Вид на арабскую деревню и приморские города - Тель-Авив и Герцлию.

25 Природа невероятная, вот как-то так я и представляю себе “библейские пейзажи”. Тем более, что описанные в Библии события примерно здесь и происходили.

26 Живущие в частных домах израильтяне не занимаются огородничеством, но с удовольствием сажают плодовые деревья у себя во дворе.

27 Во-первых, это красиво.

28 Да и фрукты из собственного сада всегда вкуснее.

29 Заметил, что в поселении живёт больше собак, чем в “обычном” Израиле. Думаю, это связано с количеством частного жилья: держать больших животных в квартирах не каждый может позволить.

30 Коты, как обычно, живут сами по себе. У них тут целая банда.

31 В одном из переулков увидел ЭТО. Старенький “Жигуль-копейка” (для принципиальных - 13я модель) с израильскими номерами. Как она попала сюда, ведь СССР не экспортировал свои машины в Израиль, между странами вообще не было отношений!

Скорее всего, выпущенную в восьмидесятые “Копейку” привёз один из репатриантов из Союза в начале девяностых. Можеьт, даже сам проехал на ней большую часть пути. Впрочем, как сказал мой провожатый, нынешний владелец к России отношения не имеет.

32 После того, как я проявил такую заинтересованность старыми машинами, меня не могли не отвести в это место.

33 Житель посёлка по имени Рони - страстный коллекционер раритетных Ситроенов. Вокруг его дома стоят десятки древних “французов”, и одному хозяину известно, где он их всех раздобыл.

34 Особенно мне запал в душу этот грузовичок-боровичок. Сколько же ему лет?

35 Одна из этих машин некогда принадлежала Шимону Пересу, легендарному президенту Израиля. (Какая именно - не скажу) Рони как-то узнал об этом и приехал в гости к президенту. Тот был счастлив снова увидеть свою “бывшую”. Кажется, всё это было давно, большинство машин сейчас явно не на ходу.

36 Собака Рони - не меньший раритет, чем автомобили. Я сто лет Колли не встречал!

37 А вот интересный дом, его сделал для себя архитектор, построивший большую часть зданий в посёлке. Дал волю творчеству!

38 Внутри необычно и очень ярко.

40 Заметил, что многие творческие люди перебираются из городов в такие уединённые места. Ответ - на этой фотографии. Ничто не мешает мыслям и не загораживает вид. Может, и я когда-нибудь решусь на переезд в деревню.

41 Сегодня в поселениях Иудеи и Самарии (административное название этих мест) живёт полмиллиона человек при населении Израиля в 8,5 миллионов. С каждым годом их становится всё больше: численность растёт не только за счёт внутренней и внешней миграции (репатриируются сюда не больше 1000 евреев в год). Рождаемость в поселениях примерно в три раза выше, чем в целом по стране. Это связано с большим числом религиозных поселенцев. Впрочем, я был в совершенно светском месте.

42 А теперь мы пойдём в гости к семье из Санкт-Петербурга.

43 В Израиль переехали много лет назад. Сын родился уже здесь, сейчас он служит в армии. Семья переехала за “зелёную черту” не сразу, сначала жили в обыкновенном городе.

44 Они здесь счастливы, и не из-за красивых видов из окон и лучшей недвижимости за меньшие деньги. Сама жизнь мало отличается от похожих районов в любом другом месте Израиля.

45 Бывают “идейные” поселенцы, которые считают, что посланы жить здесь самим Богом, но я таких за весь день так и не встретил.

46 В то же время, это их дом и страна, которую люди будут защищать до последнего. Я не встречал такого патриотизма, как у израильтян, в какой бы части страны они не жили. Есть, чему учиться. Патриотизм, кстати, это не ненависть к чужим, а любовь к своим.

47 До того, как я побывал в посёлке за “зелёной чертой”, я думал, что там все живут ощетинившись, постоянно ходят с оружием. Совсем нет. Даже первая фотография этого репортажа была постановочной, а автомат в доме был лишь потому, что молодой человек служит в армии: солдатам нельзя расставаться с оружием.

48 Сто с небольшим лет назад, когда евреи возвращались домой, они точно так же селились рядом с арабами и между ними не было вражды. А потом вмешались политики.

49 Если посмотреть на карту, увидишь слоёный пирог. Палестинские деревни чередуются с израильскими поселениями, но государственные границы прочерчены пунктиром. Слишком много мнений.

50 Пусть будет мир на этой земле.

Израильские поселения это населенные пункты, созданные после 1967 года на территориях, занятых Израилем в ходе Шестидневной войны , жителями которых являются граждане Израиля, в основном евреи . В настоящее время эти поселения существуют на Западном Берегу реки Иордан , находящемся под израильским контролем (часть территории Западного Берега находится под управлением Палестинской национальной администрации).

В международном сообществе имеется широкий консенсус о том, что существование израильских поселения на оккупированных территориях противоречит Женевской конвенции . Международные межправительственные организации, такие как Конференция стран участников Четвертой Женевской Конвенции ,ООН и ЕС неоднократно заявляли, что эти поселения являются серьезным нарушением международного права. Неправительственные организации, такие как Международная Амнистия и Human Rights Watch , так же охарактеризовали создание поселений как нарушение международных законов. Израиль не согласен, что в данном случае применимы нормы Женевской конвенции, поскольку, по его утверждению, оккупированные земли ранее не принадлежали никакому государству .

На 2007 год количество жителей израильских поселений на Западном Берегу (включая районы Иерусалима расположенные восточнее линии разделения от 1948 года как например Неве-Яаков, Писгат-Зеев, Гива Царфатит, Гило, Ар-Хома) составляло 484 тысячи человек .

Термины

Основные исторические события

  • До XIII века до н. э. на территории западного берега реки Иордан располагались несколько городов-государств различных ханаанских народов.
  • В течение XIII-XII веков до н. э. эти территории были захвачены еврейскими племенами и с тех пор вошли в состав Земли Израиля . Название «Иудея » получила территория отошедшая племени иудеев (в еврейской терминологии - колену Иехуды).
  • В XI веке до н. э. эта территория вошла в состав объединённого Израильского царства, столицей которого вначале был город Хеврон , а затем стал Иерусалим.
  • После распада объединённого Израильского царства в X веке до н. э. на его бывшей территории были созданы два царства - Иудея и Израиль. Израильские цари основали новую столицу своего царства - г. Самарию (ивр. שומרון ‎). Территория прилегающая к новой столице стала называться Самария .
  • Еврейская государственность была окончательно разрушена Римской империей в период императора Адриана во II веке н. э. Земля Израиля была переименована римлянами в провинцию Палестина, по названию одного из народом моря (филистимляне , (ивр. פלישתים ‎) проживавших в ней в прошлом.
  • В течение последующих 18 веков эта территория входила в поочерёдно в состав Римской Империи, Византийской Империи, арабского Халифата , государства крестоносцев, государства мамелюков , Османской империи, британского мандата и Иордании. Территории Иудеи и Самарии вернулись в состав новообразованного государства Израиль в 1967 году, в результате Шестидневной войны.

В 1967 году, в результате Шестидневной войны Израиль приобрел контроль над рядом новых территорий.

  • От Иордании под контроль Израиля перешли Западный Берег реки Иордан, включая находящийся до войны в пределах Иордании восточную часть Иерусалима (Восточный Иерусалим).
  • От Египта под контроль Израиля перешли Синайский полуостров и сектор Газа.
  • От Сирии под контроль Израиля перешли Голанские высоты , в 1981 году они были аннексированы Израилем.
  • В 1967 году муниципальные границы Иерусалима были расширены на старый город и Восточный Иерусалим. Жителям бывшей иорданской части города было на выбор предложено израильское гражданство (за некоторым исключением) или вид на жительство (в случае если они захотят сохранить Иорданское гражданство). Аннексия Израилем Восточного Иерусалима не была признана ни одной страной мира.
  • Синай, сектор Газа и Западный Берег получили статус оккупированных территорий. Их жителям не было предложено израильское гражданство или вид на жительство. Хотя изначально, у них де-факто была возможность работать на территории Израиля и пересекать зеленую черту.
  • В 1981 году Израиль произвел эвакуацию всех своих поселений с Синайского полуострова, в связи с возвращением этой территории Египту по Кемп-Девидскому мирному договору. В рамках этого договора Египет отказался от своих притязаний на сектор Газа.
  • В 1994 году в результате мирного договора между Израилем и Иорданией, последняя отказалась от своих притязаний на западный берег реки Иордан.
  • В августе 2005 года Израиль эвакуировал свои поселения из Газы и северной части Западного Берега (северная самария), согласно Плану одностороннего отделения.

Население

В течение долгих лет, израильское правительство поощряло переезд израильтян и новых еврейских репатриантов из других стран в поселения. Переселившиеся туда имели налоговые льготы (7 % на месячный доход до 10000 шекелей, льгота отменена в 2002 г. [источник не указан 280 дней ]), субсидии и льготные ссуды на покупку жилья и.т.п.В таблице указано, как происходил рост населения в израильских поселениях:

1 включая Синай

Численность населения продолжает расти за счет внутренней миграции, внешней миграции (в поселения прибывает в среднем по 1000 евреев-иностранных граждан в год), а так же за счет высокой рождаемости (в поселениях рождаемость примерно в три раза выше, чем в целом по Израилю. что связано с высоким процентом религиозных поселенцев).

Статус Поселений с точки зрения ортодоксального иудаизма

Ситуация при которой законность освобождения евреями Земли Израиля и заселение её будут оспариватся народами мира была описана Раши , известным еврейским комментатором ТаНаХа и Талмуда , ещё в 11 веке н. э., за 900 лет до возвращения евреев на свою землю. В комментарии на первые слова Торы «В начале сотворил Б-г небо и землю» Раши пишет: "Сказал раби Ицхак: "Надлежало бы начать Тору со (стиха) «Этот месяц для вас - глава месяцев» [Исход 12, 2], который является первой заповедью, данной (сынам) Израиля. Почему же (она) начинается с с сотворения мира? Потому что «силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен» [Псалмы 111, 6]. Ибо если скажут народы мира Израилю: «Разбойники вы, захватившие земли семи народов», то (сыны Израиля) скажут им: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам».

Статус Поселений с точки зрения международного права

В статье 49 «Женевская конвенция от 12 августа 1949 годао защите гражданского населения во время войны» указано

Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию.

Эвакуация поселений

Список поселений в Иудее и Самарии (Западный берег реки Иордан)

(Израильские поселения - территория Израиля [источник не указан 336 дней ] . Они также внесены в список городов Израиля)

  • Алон (ивр. אלון ‎)
  • Алфей-Менаше (ивр. אלפי מנשה ‎)
  • Ар-Адар (ивр. הר אדר ‎)
  • Ар-Гило (ивр. הר גילה ‎) Считаеся израильское поселением. С точки зрения израильского законодательства и фактически является одним из районов Иерусалима.
  • Ариэль (ивр. אריאל ‎)
  • Атерет (ивр. עטרת ‎)
  • Бат-Айн (ивр. בת עין ‎)
  • Бейт-Арье (ивр. בית אריה ‎)
  • Бейт-Эль (ивр. בית אל ‎)
  • Бейтар-Илит (ивр. בית"ר עילית ‎)
  • Гиват-Зеев (ивр. גבעת זאב ‎) - (буквальный перевод - волчья сопка, волчьи холм). Считаеся израильское поселением. С точки зрения израильского законодательства и фактически является одним из районов Иерусалима.
  • Эфрата (ивр. אפרתה ‎)
  • Иерусалим (Восточный Иерусалим , Эль-Кудс) (ивр. ירושלים ‎) (араб. القدس ‎‎) (статус города пока спорный)
  • Кедар (ивр. קדר ‎)
  • Кармей-Цур (ивр. כרמי צור ‎)
  • Карней-Шомрон (ивр. קרני שומרון ‎)
  • Кдумим (ивр. קדומים ‎)
  • Кирьят-Арба (ивр. קרית־ארבע ‎) - (буквальный перевод - посёлок четырёх) Считается израильским поселением, фактически еврейская часть города Хеврон .
  • Кирьят-Луза (Неве-Кедем) (ивр. (קרית לוזה (נווה קדם ‎) Считается израильским поселением, фактически еврейская часть города Шхем (Шомрон, Наблус).
  • Кфар-Эцион (ивр. כפר עציון ‎)
  • Маале-Адумим (ивр. מעלה אדומים ‎)
  • Маале-Амос (ивр. מעלה עמוס ‎)
  • Маале-Эфраим (ивр. מעלה אפרים ‎)
  • Мейцад (ивр. מיצד ‎)
  • Мигдаль-Оз (ивр. מגדל עוז ‎)
  • Модиин-Илит (ивр. מודיעין עלית ‎)
  • Нокдим (Эль-Давид) (ивр. (נוקדים (אל דוד) ‎)
  • Невэ-Даниэль (ивр. נווה דניאל ‎)
  • Оранит (ивр. אורנית ‎)
  • Пней-Кедем (ивр. פני קדם ‎)
  • Рош-Цурим (ивр. ראש צורים ‎)
  • Текоа (ивр. תקוע ‎)
  • Халамиш (самоназвание «Неве-Цуф»,

Израильский Кнессет в первом чтении принял закон о легализации еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, построенных без санкции израильского правительства. С точки зрения международного законодательства такие действия являются нарушением, так как земля, на которой они построены, является территорией будущего палестинского государства.

Как правило, строительство таких поселений начинается с нескольких хижин, однако через какое-то время они значительно расширяются, получают охрану израильской армии, проводят электричество, газ и воду и вводят более централизованное управление, хотя формально остаются вне правового поля. Тем не менее, руководство Палестины регулярно обвиняет правительство Израиля в попустительстве и фактическом стимулировании строительства подобных поселений. В настоящий момент в них проживает порядка 800 тысяч израильских граждан, примерно 350 тысяч из которых живут в населённых пунктах, не имеющих официальной регистрации. Ситуация осложняется тем, что поселения раскиданы практически по всей территории Западного берега (который в Израиле называют "Иудеей и Самарией"), что значительно затрудняет создание единого политического государства.

Законопроект о легализации поселений был совместно разработан депутатами из правящей партии "Ликуд", которую возглавляет премьер-министр Биньямин Нетаньяху, и их коллегами из ультраконсервативной партии "Еврейский дом". Поводом стало судебное разбирательство в Верховном суде, который постановил до 25 декабря снести поселение в городе Амона, в котором на палестинской земле живут более 40 еврейских семей.

"Для тех, кто так и не понял: этот закон даёт зелёный свет аннексии территорий, - написала в своём "Твиттере" лидер оппозиционной партии "Сионистский союз" Ципи Ливни о принятии закона, который, несмотря на голоса её партии, прошёл 58 голосами против 50. - Добро пожаловать в государство двух наций".

Государством двух наций в Израиле принято называть вариант, при котором территория государства Израиль, Западный берег реки Иордан и Сектор Газа объединяются в одно государство, а его жители получают равные права, вне зависимости от своей национальности и вероисповедания. Несмотря на то, что этот вариант пользуется определённой поддержкой, большинство израильских политических партий отрицают его, придерживаясь формулы "еврейского государства", в котором ведущую роль играют именно евреи.

Большинство стран, включая США, считают израильские поселения незаконными. Некоторые наблюдатели считают, что закон о поселениях был принят в такой спешке не из-за разбирательства о судьбы Амоны, а намерением Барака Обамы внести в Совет Безопасности ООН резолюцию о запрете на строительство новых поселений.

Хотя для того, чтобы законопроект вступил в законную силу ему нужно пройти ещё несколько чтений, министр юстиции Аелет Шакед, вместе со своей партией "Еврейский дом" голосовавшая за закон, уже попросила Верховный суд "пересмотреть свою позицию", так как после решения парламента "правила игры поменялись". Согласно оценкам лидера "Еврейского дома" Нафтали Беннетт, закон поможет легализовать от 2 до 3 тысяч поселений, в которых проживает около 15 тысяч человек. Теоретически закон в последний момент может отказаться подписывать премьер-министр Биньямин Нетаньяху, однако такой исход крайне маловероятен, учитывая, что именно он отдал кабинету министров распоряжение о его разработке.

В Палестине легализация поселений вызвала ожидаемое разочарование: один из лидеров Организации освобождения Палестины (ООП) Ханан Ашрави назвал её "издевательством над законом", добавив, что она является прямым нарушением международного законодательства и наносит удар по мирному урегулированию арабо-израильского конфликта.

"Нелегальная израильская оккупация помогает красть палестинские земли как общественные, так и частные, - заявил Ашрави. - Этот закон разрешает расширять проекты поселений, [подразумевающего создание независимой Палестины] и в то же время даёт Израилю возможность и дальше расширяться за счёт территорий исторической Палестины".





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.