Чем полезен лес для человека. Что дает нам лес? Основные богатства лесных массивов. Что дает человеку природа

МОУ «Вохтомская основная общеобразовательная школа»

Водоем" href="/text/category/vodoem/" rel="bookmark">водоемы , землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать и законы, и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо уметь « видеть», т. е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, поможет знание природы.

Но одних только знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умением, закалять свою волю, чтобы стать активным борцом по защите одной из основных ценностей человека - природной среды.

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации. Важная составная часть экологической культуры школьника является формирование осознанного экологического поведения.

Одна из первых задач - помочь детям осознать, что они - часть природы. Разумная часть природы обязана сохранить планету. Основа нашей работы - это большая любовь к природе, каждому человеку, ко всему живому, что нас окружает.

Проект предназначен для учащихся начальной школы с ориентацией на экологическую направленность. Содержание направлено на развитие экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к природе.

Актуальность проекта обусловлена значимостью рассматриваемых экологических проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

Общими принципами отбора содержания материала является:

Системность

Единство сознания и деятельности

Наглядность

Личная ориентация

Объективность

Научность

Доступность для обучающихся начальных классов.

Практическая направленность.

Проект включает и раскрывает основные содержательные линии: экологию ближайшего природного и социального окружения (своей школы, своего дома, квартиры, окружающих животных, растений).

2.Выполнение практического задания («экспериментаторы»)

3.Оформление задания («иллюстраторы»)

4.Формулирование выводов («аналитики»)

5.Применение результатов («исследователи»)

Третья группа реализует блок «Лекарственные растения нашей местности».

Цель:

Задачи:

1. Обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;

2.Выяснить значение лекарственных растений для человека;

3.Воспитывать бережное отношение к природе;

4.Развивать навыки исследовательской работы;

Он состоял из ряда заданий:

1.Анкетирование детей.

2.Анкетирование взрослых.

3.Проведение исследовательских наблюдений.

4.Работа с компьютером, в библиотеке.

3 этап.

Практически – деятельностный.

Каждая группа выполняет задания, которые определены путем совместного обсуждения.

1.«Братья наши меньшие».

« Поисковая»

Ведет поисковую работу по подборке материала о животных нашего края в Интернете, используя учебную и научно - популярную литературу, проводит опрос населения поселка, берет интервью у населения, фотографии. Знакомит ребят с детскими книгами о животном и растительном мире. Организуют экскурсии в природу «Чьи это следы», «Птицы прилетели».

«Журналисты»

Готовят сообщения о зимовке различных животных. Подготовили доклады: «Жизнь зверей весной»; «Птицы прилетели» «Насекомые весной». Организуют конкурсные программы, игры, соревнования:

Познавательная игра «В лес за загадками»

Игры «Чье это перо?», «Чей нос?»

Обрабатывают и печатают на компьютере материал по теме. Организуют выставки книг: «Как зимуют дикие животные», «Перелетные птицы».

Группа опрашивала ребят об изменениях природы весной.

Журналисты сочинили мини рассказы природоведческого и экологического содержания.

«Художники - оформители».

Рисуют рисунки по теме.

Оформляют книгу «Сюрпризы лесной полянки»

На уроках труда сделали кормушки для птиц. Повесили их вокруг школы и около своих домов. Дети не забывали кормить птиц. Им было очень интересно наблюдать за птицами. О своих наблюдениях ребята рассказывали на уроках «Окружающего мира», а еще ребятам из детского сада.

Начали делать скворечники для перелетных птиц. Планируем завести журнал, где будем записывать свои наблюдения за птицами:

Какие птицы прилетели первыми;

Какие последними;

Где они гнездятся;

2. «Лес – наш друг».

1.Раздел «Виды леса».

Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.

«Экспериментаторы» раскладывают карточки на 2 группы.

«Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов.

«Иллюстраторы» оформляют карточки «В лес за загадками. Растительный мир»

2.Раздел «Животный мир».

Дети получают задание оформить карточки «Животный мир нашей местности»

«Испытатели» готовят рассказ по этому разделу.

3.Раздел «Птицы нашей местности».

4.Раздел «Угадай, чьи это следы?».

Поисковая работа в природе. Дети наблюдают за следами животных на снегу.

Определяют, чьи это следы, записывают в записных книжках. Находят

материал о следах, которые видели в природе.

5.Раздел «Значение леса в жизни человека».

Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, А также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?».

«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.

«Иллюстраторы» ищут картинки в Интернете.

«Испытатели» составляют текст сообщения «Значение леса в жизни человека».

3. «Лекарственные растения нашей местности».

Цель: изучение лекарственных растений нашей местности.

Задачи: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;

выяснить значение лекарственных растений для человека;

воспитывать бережное отношение к природе;

развивать навыки исследовательской работы;

Каждый из детей выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать.

Дети проводят исследование.

1 задание.

Анкетирование детей.

Вопросы анкеты:

1. Какие лекарственные растения нашей местности ты знаешь?

2. Какую пользу они приносят?

3. Что делать, чтобы эти растения не исчезли?

В опросе участвовало 12 человек. Сделали вывод, что дети знают лекарственные растения нашей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.

2.Составили презентацию «Лекарственные растения нашей местности».

Возможные препятствия в ходе реализации проекта и возможные пути их преодоления

Возможное препятствие

Пути преодоления

Не все с желанием участвовали в проекте.

Затруднения при выполнении поставленной задачи.

Незначительные навыки работы с компьютером.

Беседы, экскурсии, работа в группах по интересам.

Консультации ребят с руководителями проекта.

Посещения кружка по информатики.

Вывод:

В ходе проектной работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Тогда природа предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Отзывы:

Данный проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.

Было интересно работать в проекте. Для нас эта работа очень увлекательная. Я работала в группе художников-оформителей. Рисовала рисунки, оформляла выставку книг, посвященную зимующим животным.

Миколаец Валерия

Сначала мне не совсем было понятно, что надо делать. А потом, когда мы наметили план работы и начали все делать, стало просто интересно.

Быстров Леша

Участвуя в проекте, мы уже самостоятельно печатали на компьютере и работали с Интернетом.

Петухов Виталий.

Мне понравилось делать кормушки и наблюдать за птицами. А еще я печатал текст книги «Сюрпризы лесной полянки» об ужах, которые живут в нашей местности.

Смирнов Саша.

После завершения работы над проектом дети поделились своими впечатлениями с одноклассниками и учителями. Свой проект ребята представили на конференции «Искатель» по проектно- исследовательской деятельности учащихся.

Материально – техническое обеспечение мероприятия:

Интернет, фотоаппарат, компьютер.

Литература:

Журнал «Начальная школа» № 6, 2003 год.

В. Бианки «Лесная газета».

«Зеленые страницы».

Атлас-определитель «От земли до неба».

Поиск информации в Интернете.

Приложение к проекту «Лес – наше богатство»

МОУ Вохтомская основная общеобразовательная школа Парфеньевского района Костромской области.

Сценарий экскурсии в лес для детей 7-11 лет

Подготовила и провела:

п. Вохтома

2009 год

Цель:

Формирование экологической культуры.

Задачи:

Прививать любовь к родному краю;

- формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе.

Ход экскурсии.

Ведущий:

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие за загадками. А куда – догадайтесь сами.

Ученик:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Ведущий:

Парфеньевский район находится в лесной полосе. Леса занимают 84 % общей площади района или 209425 гектар.

А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тысяч наименований: пищевые продукты, витамины , строительные материалы , сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух…

Ученик:

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту – в высоту (Сосна)

Ведущий:

Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами – фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.

А какие еще деревья относятся к хвойным деревьям?

Ученик:

Колкую, зеленую,
Срубили топором.
Колкая, зеленая,
К нам приходит в дом (ель)

Ученица:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки,

Опадают те иголки (лиственница)

Ведущий:

А как называются иголки у сосны и елки? (хвоя)

Мы уже в лиственном лесу. И вот первая встреча.

Ведущий:

Один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза – это лекарственное дерево. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 литров сока. О березе поют песни.

Какие песни и стихи о березе вы знаете?

Ученик:

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гром, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок (дуб)

Ведущий:

Дубы встречаются в нашей местности. Они достигают 20-30 метров в высоту, Живут лет.

А это какое дерево?

Ученица:

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают (липа)

Ведущий:

Липа приносит большую пользу человеку. Это липовый мед. Это дерево живет 300-400 лет.

Отгадайте, что это за дерево?

Ученик:

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (рябина)

Ведущий:

Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе.

Ученик:

Будто снежный шар бела.

По весне она цвела.

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (черемуха)

Ведущий:

Эта лесная красавица с давних времен лечит людей.

Но лес – это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А что вы знаете о них?

Ученица:

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу я в карманчик

Бывший… (одуванчик)

Ученик:

Первым вышел из земли

На проталинке

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (подснежник)

Ученица:

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит (колокольчик)

Ведущий:

В Красную книгу занесены колокольчики, подснежники, некоторые виды тюльпанов и пионов, первоцветы.

Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.

Какие же ягоды кладет лес в наши корзинки?

Ученик:

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки (земляника)

Ученица:

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Созревала под снежком,

Ну– ко, кто со мной знаком (клюква)

Ученик:

Сладкая, душистая,

Выросла в лесу тенистом.

Я могу расти в саду,

Летом в гости к вам приду.

Состою из долек малых,

Очень сочных, вкусных, алых (малина)

Ученица:

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая,

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки, под листочки

Кто-то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зеленых сосен (черника)

Ведущий:

Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет. Отгадайте загадку.

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся (гриб)

А кто же из нас не собирал в лесу грибы?

Из истории.

«Парфеньевцы сделали главным источником своего существования сбор и продажу грибов. С течением десятилетий посад превратился в грибную столицу России: отсюда шли несметные тысячи кадок с груздями, рыжиками, сушеные грибы всех видов и достоинств.

В начале 50 годов 19 века известный в то время публицист Корнилов писал в журнале «Москвитянин»: «Парфеньев – центр грибной промышленности. Лучшие грибы доставляются из Парфеньева, который славится своими белыми грибами, как Царицын – арбузами и Кизляр – виноградом »

Ученица:

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту-

Зовусь я…(подосиновик)

Ученик:

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай

Это…(сыроежка)

Ученица:

Лета первая примета:

Под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке (подосиновик)

Ученик:

На поляне лесной,

Под могучей сосной

Стоит старичок,

На нем белый колпачок.

Кто в бору бывает-

Тот его и узнает (боровик)

Ученица:

Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Поднял над головой (моховик)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб)

Ведущий:

А какие грибы нельзя собирать? Почему? А как нужно правильно собирать грибы?

Разве можно представить лесную полянку без насекомых и птиц?

Ученица:

Он прилетает каждый год-
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (скворец)

Ученик:

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?.. (ворона)

Ученица:

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей)

Ученик:

Плотник острым долотом-
Строит дом с одним окном.
(Дятел)

Ведущий:

Дятлы – лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами.

Ученица:

Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку (муравей)

Ученик:

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком (пчела)

Ведущий:

Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тысяч цветов за сутки.

Ученик:

Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)

Ведущий:

Трудно представить лес без больших и малых зверей.

Ученица:

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят (ежик)

Ученик:

Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (белка)

Ученица:

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (лиса)

Ученик:

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (заяц)

Ведущий:

Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали еще не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Берегите лес. Его обитателей, и вы сохраните красоту земли.

Ученица читает отрывок из стихотворения Ольги Коловой «Парфеньево»

На ветру рябины гордо рдеют,

Сосны величавые шумят…

Здесь века, как царство Берендея,

Глушь лесов хранила наш посад.

Литература:

Журналы «Начальная школа», «Лесные загадки» Юрий Дмитриев, журнал «Губернский дом».

«Русский лес»

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться -

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану -

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших.

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Леса украшают нашу землю.

Леса украшают нашу землю. Да и как им не быть украшением, если любоваться лесом можно во все времена года: летом он манит в зеленую чащу, зимой притягивает нас сказочной тишиной и белизной. Осенью лес сверкает яркостью желтых и красных листьев рядом с зеленью хвойных деревьев. Недаром о лесе написано немало восторженных стихотворений, лес воспет в музыке, в песнях, в пословицах, в поговорках, кистью художника .

Что дает лес человеку.

Леса –хранители влаги. Они оберегают родники, ручьи, реки от высыхания. Они охраняют почвы от оврагов и ветров.

Лес- хорошее место для отдыха, кладовая чистого воздуха: войдешь в него и сразу почувствуешь, как здесь легко дышится. Тебя окутает приятная прохлада, а шелест листьев щебетание птиц успокоят, поднимут настроение. Лес угощает нас земляникой, малиной, орехами, радует целым хороводом грибов. Немало здесь целебных растений, излечивающих человека от разных болезней.

В лесах заготавливают древесину, из которой делают мебель, бумагу, картон и другие нужные человеку изделия. Ученые подсчитали, что для каждого человека в течении жизни нужно не менее 200 деревьев на жилище мебель, газеты и журналы, спички и карандаши и другие предметы из дерева, которыми мы повседневно пользуемся. Было время, когда древесина служила основным материалом для строительства.

Искусство резьбы по дереву.

Русские мастера создали чудесные деревянные строения, на которые сейчас приезжают любоваться гости из разных стран мира. Издавна на Руси дома украшали деревянной резьбой: вырезали ажурные наличники, украшение на карнизы, фронтоны и даже хитроумные и вполне надёжные замки. Вырезались также ложки, ковши, чашки, шкатулки и различные игрушки. И все это делалось ножом да топором или другим нехитрым инструментом. Хорошо знали мастера, что лучшая древесина для резьбы- это липа, осина, ольха, берёза. Искусство резьбы по дереву, созданное русскими мастерами, живет и в наши дни.

Охрана лесов.

Как видишь, лес человеку приносит большую пользу. Не случайно говорят: «Лес- богатство народа». Поэтому в нашей стране все леса охраняются. Государство строго контролируют вырубку леса. На вырубленных участках сажают новые леса. Охота на животных разрешается только в определенные сроки. Организуются леса-заповедники, где не разрешается рубить деревья и охотиться на животных.

Долг каждого человека- бережно относиться к лесным богатствам. В любом лесу нельзя собирать сок деревьев, рвать цветущие травянистые растения, ломать ветки деревьев и кустарников, так как среди них много редких. И не только поэтому нельзя в лесу делать сборы. Все, что есть в лесу, тесно связано друг с другом. Уничтожишь одно,погибнет другое, за ним –третье, и пойдет дальше цепочка, пока не погибнет весь лес.

Пришли как- то в один лес люди. Решили там вырубить все кустарники! Зачем они здесь? Ведь лес- это деревья! Вырубили. Улетели из леса птицы, которые вили в кустарниках гнезда. Набросились на деревья насекомые- вредители. Погибли деревья, погиб и весь лес.

Экологическая сказка «Плач березы».

Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы.

Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали пожелтевшую листву, и только летом отдыхала она от немилости природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Одинокая береза перешептывалась с далекими соснами, елями.

По лесу с корзинкой шел мальчик. Он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже полная. И вот лес расступился, и мальчик вышел на опушку. Он увидел одинокую березу. Он сел, прислонившись к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился удивительный сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран и потянулась к небу, прося у него защиты. Но не было помощи от неба. Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, еще сильнее заныли свежие раны. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел бывший когда-то белым ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем.

Красная книга.

Многие растения и животные леса охраняются особо: их на земле стало очень мало. Эти растения и животные занесены в Красную книгу. Красный цвет- цвет опасности. Опасно! Могут исчезнуть! Береги! Защищай! Вот к чему призывает эта книга.

(2 класс)

Цель: познакомить со значением леса в природе и для человека.

Задачи:

  • закрепить отличие тайги, смешанного и широколиственного лесов;
  • рассмотреть экологические проблемы в лесной полосе, возникающие по вине человека;
  • развивать познавательный интерес к изучению природы;
  • воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование: карта «Природные зоны России», мультимедийный учебник «Окружающий мир» для 4 класса, плакат с изображением леса, карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой,и не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. В этом стихотворении «спрятана » тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?

Ученики. В стихотворении говорится о лесе, значит,мы сегодня опять отправимся в лесную зону.

III. Актуализация знаний учащихся

– Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.
– Покажите на карте лесную зону: тайгу, смешанный лес, широколиственный лес.

Проводится конкурс рисунков «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». Учащиеся комментируют рисунки.
Учитель предлагает заслушать несколько сообщений о жителях леса, подготовленных учащимися дома.
По выбору учителя несколько учащихся работают по карточкам.

1) Напишите 2-3 цепи питания в лесной зоне.
2) Соедините стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

– А сейчас мы разгадаем кроссворд.

1. Какое дерево является символом России?
2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.
3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах.
4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
5. Хвойный лес.
6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.
7. Живет в глуши лесной, и летом, и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.
8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.
9. Дерево с листьями в форме сердечка.
10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.

Отгадка. Берегите лес.

IV. Изучение нового материала

– Сегодня на уроке мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса.
Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.
Работа в группах. Нужно выбрать животных леса (I группа), растений леса (II группа), цветов и ягод (III группа)

V. Чтение стихотворения С.Никулиной «Русский лес»

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь,
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,

Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея, ног,
А если я устану –
Присяду на пенек!

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

– О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (Об отношениях между человеком и лесом.)
– Какую роль выполняет лес в жизни людей?

По ответам учащихся учитель записывает на доске схему «Значение леса».

Физкультминутка

У оленя дом большой.
Он глядит в свое оконце –
Зайка по лесу бежит,
В дверь его стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне скорей давай!»

VI. Учитель. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте разговор деревьев. «Дуб и Рябина».

– Ой, Рябинушка, рябинушка, что взгрустнула ты?
– Была я, Дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – хоть в костер головой. Хоть бы ты за меня вступился.
– Что ты, Рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень желуди с меня сшибали – камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной.

VII. Работа в группах

– О каких экологических проблемах идет речь:

I группа

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из – за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал. (Н.Некрасов.)

– О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)

– Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Картина «Лесозаготовки») Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины (показ фотографий). Людям казалось, что лесов очень много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Н.Некрасова, ей было жаль и птиц и зверей, оставшихся без дома. Какие чувства у вас вызывают фотографии? (Свободные высказывания детей). Разные чувства вызывают эти фотографии, но я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема – это значит, что вы будете искать пути ее решения. Это ваше домашнее задание.

II группа

– Послушайте стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»:

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

– Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.)

– А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Вам предстоит дома для таких горе –охотников и туристов составить памятку «Как разводить костер».

III группа

Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?

Ученики. Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).

Учитель. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем смогли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. В Красную книгу занесены:

  • Растения: женьшень, венерин башмачок.
  • Жуки: жук-коростел, жук-олень, дровосек реликтовый.
  • Птицы: филин, утка-мандаринка.
  • Звери: зубр, амурский тигр.

Заполняем схему.

VIII. Закрепление

– Нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Что вы должны показать в знаках?

Ученики. Нельзя вырубать дерево. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей.

IX. Итог урока

– Какое значение имеет лес для людей?
– Какие растения и животные леса занесены в Красную книгу.

Что даёт лес? Можно подробно.... и получил лучший ответ

Ответ от Виктор Шилов[гуру]
всмисле что даёт???

Ответ от Doctor [гуру]
Значение леса для жизнедеятельности человека:
-Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)
-Источник энергии (дрова)
-Строительный материал
-Сырьё для производства (производство бумаги)
-Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)
Значение леса для здоровья человека:
Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений. Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные (сосна, ель, можжевельник) , а также некоторые сорта лип, берёз. Лес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль, углеводороды.
Леса, особенно хвойные, выделяют фитонциды - летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний, но только если их немного. Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.


Ответ от Ёолнечный ветер [гуру]
лес дает кислород и место обитания огромного количества наземных живых существ. не будет леса не будет нифига. и нас с вами тоже


Ответ от Алина Лёлина [активный]
топливо


Ответ от Ѐ К [гуру]
Чистый воздух - кислород. Древесина. Из нее делают мебель, стройматериалы, спички, бумагу. Из сосны делают не только бумагу, стой материалы и т. п. из нее так же делают сахар, смолы, клей, веревку, на ней разводят кормовые дрожжи, спирт, бензин, горючие газы и еще много, много...


Ответ от Ёмерть The Killer [новичек]
Промышленность Благодаря лесу, заводы и фабрики получают основные продукты промышленности, состоящие из древесины. Это древесные смолы, древесная мука, из которой изготавливают линолеум, древесно-слоистый пластик, целлюлоза, скипидар, спирт, древесностружечные, древесноволокнистые плиты и др. Список можно еще долго продолжать. Древесину используют в хозяйстве, она выступает в роли строевого леса и пиломатериалов, таких, как: брус, фанера, доски. Что даёт нам лес в промышленной сфере? Железные дороги, строительные здания, мосты, опоры линий электропередачи и многое другое.
Из продуктов переработки и из самой древесины изготавливают множество необходимых человечеству предметов: стулья, школьные доски, учительские кафедры, парты, потолки, полы, рамы для окон, школьные крыши, стены. Более мелкие предметы: материалы для кроссовок, портфели, игрушки, ткани для верхней одежды, лыжи, клюшки, сани, мячи для игры в футбол. Этот список также далеко не полный. Какую пользу приносит лес народному хозяйству Народное хозяйство не обходится без лесных материалов, из которых создаются: ручки для лопаты, лодки, сани, спички, телеги, фанера, мебель, лаки, рыболовные поплавки, колесные ободья и т. д. Каждый из нас может сам продолжить этот список. Задумайтесь хотя бы на минуту, чтобы было, если бы не было древесины? К чему бы мы пришли в конечном итоге? Еловая древесина Белая с желтоватым оттенком, имеющая шелковый отлив, податливая и звучная, еловая древесина ценится человечеством издавна. Из нее строили царские палаты, храмы, избы, мосты и сараи. Еловая древесина дала нам возможность развиваться творчески, благодаря таким инструментам: гитара, скрипка, балалайка и другим музыкальным источникам. Всего один кубический метр такой древесины даёт 600 костюмов из полушелка, 400 пар великолепных чулок из шелковых тканей и 250 кг целлюлозы. Сосновая смола Для хозяйства, в лесах добывают живицу (сосновую смолу). Для этого специально приготовленными насечками, надрезают кору дерева и собирают смолу в посудину. Из соснового сока получается канифоль – вещество, производящее на свет садовую замазку, сиккативы, качественное мыло, синтетический каучук, пластмассу, лаки, искусственную кожу. Польза леса Вы еще спрашиваете, что даёт лес человеку? Лес кормит человека! Ягоды, грибы, звериное и птичье мясо – это все заслуга лесов. Лес одевает человека! Лесные животные богаты теплым натуральным мехом, в который одевают людей в стуженную зимнюю пору. Лес учит человека, он даёт ему все необходимые школьные предметы. Лес лечит своими полезными лечебными травами. Лес насыщает наши легкие углекислым газом и кислородом. О пользе лесов можно говорить очень долго. Но вывод всегда будет один – их нужно охранять и не забывать о том, насколько это важно для каждого из нас.

Лес - это экологическая сложная система, с множеством звеньев. Деревья, кустарники, лишайники, травы, мхи, грибы, животные и различные микроорганизмы - все это составляющие лесов. Каждое растение или живое существо является неотъемлемой частью лесной зоны и входит в пищевую цепочку. Растения вырабатывают кислород и сахар. Травоядные животные питаются за счет растений и распространяют их семена. А хищники питаются этими травоядными.

Таким образом лес является основой жизни животного мира внутри. Реки, ручьи и различные озера также являются важной компонентом лесного массива.

(Бамбуковый лес )

Леса возрастают в различных условиях, как в холодных, так и в жарких. К лесам относятся не только хвойные, лиственные, смешанные и вечнозеленые. Джунгли, тайга, сельвы и другие зеленые насаждения также являются лесами. Выделяются естественные и искусственные леса. Создателем первых является природа, а вторых - человек. Сегодня леса занимают 1/3 суши, хотя далеком прошлом лесные земли были намного многочисленнее.

Значение леса в природе

В природе леса имеют огромное значение. В них возрастает множество видов растений, проживает большое количество животных и микроорганизмов. Кроме этого, леса выполняют ряд природных задач. Одной из них является выработка и очистка кислорода. Количества вырабатываемого кислорода одним деревом хватает на троих людей.

Еще одной значимой функцией леса в природе является снижение уровня пыли. Ежегодно 1 гектар леса останавливает до 100 тонн пыли. Леса регулируют и улучшают водный баланс водоемов, находящихся внутри или поблизости леса. Это происходит за счет того, что лесная подстилка накапливает влагу, образовывающуюся в весенний период. Именно она помогает сохранить полноводье рек и водоемов.

Леса служат шумоизоляцией, они способны снизить уровень шума от автодороги на 11 децибел. Лесные массивы препятствуют сильным ветрам, повышают влажность и качество воздуха, а также способны смягчить климат. Они служат воздушным фильтром, очищающим воздух от вредоносных химических веществ. Немаловажной функцией лесов является защита почвы от селей, оползней и различных геологических процессов.

Значение леса в жизни человека

Лес всегда играл огромную роль в жизни человека. На сегодняшний день важность лесов только усиливается за счет того, что их количество заметно уменьшается. Роль леса в жизни человека можно разделить на три составляющие - экологическую, экономическую и социальную.

Экологическая роль заключается в качестве окружающей среды и сохранности природы. Любому живому существу жизненно необходимы условия для жизни. Именно деревья способствуют тому, что современный человек дышит чистым воздухом, имеет возможность заниматься сельским хозяйством и получать из этого выгоду.

Для современного человека лес играет большую экономическую роль. В лесах возрастает древесина, из которой изготавливаются строительные материалы, бумага, мебель древесное топливо, пищевые, материальные и лекарственные продукты.

Главным материальным ресурсом является древесина. Но ягоды, грибы и лекарственные растения, растущие только в лесах, также востребованы человеком. Не смотря на то, что люди ищут замену лесным ресурсам, древесина всегда будет востребована. Ископаемое топливо, заменяющее древесину, исчерпывается и стоит намного дороже дерева. Замена бумажных пакетов на пластиковые принесла большой вред земному покрову за счет того, что пластик не перерабатывается. Лесная промышленность зачастую становится градообразующей деятельностью и требует большого числа работников и техники. Поэтому роль леса всегда будет очень важной как для окружающей среды и современного мира.

Социальная роль леса заключается том, что он является историческим звеном. Лес - это элемент развития народов, их культур и отношения к природе. Издавна лес был источником ресурсов, необходимых для выживания - здесь можно найти и пищу, и воду, и убежище. Народные песни, сказки и повести всегда отделяют немаловажную роль лесным массивам. Сегодня леса служат человеку местом, где можно расслабиться отдохнуть и вдохнуть свежего воздуха.





Copyright © 2024 Развлечения. Стиль жизни. Светская хроника. Наука. Космос. Общие знания. Окружающий мир.