Все

Какой церковный праздник сегодня, 20 октября, чтят православные христиане

20 октября отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 20 октября

Мучеников Сергия и Вакха

Чествование памяти двух военачальников при императоре Максимиане. Сергий и Вакх приняли мученическую смерть за веру в Христа.

Святых мучеников Сергия и Вакха император Максимиан (284-305) назначил на высокие должности в войске, не зная о том, что они христиане. Недоброжелатели донесли Максимиану, что два его военачальника не почитают языческих богов, а это считалось государственным преступлением.

Император, желая удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они ответили, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются.

Максимиан приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Затем опять призвал Сергия и Вакха к себе и дружески советовал не прельщаться христианскими баснями и обратиться к богам римским. Но святые были непреклонны. Тогда император повелел отослать их к правителю восточной части Сирии Антиоху, лютому ненавистнику христиан. Антиох получил эту должность с помощью Сергия и Вакха.

«Отцы и благодетели мои! — сказал он святым, — будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям».

Святые мученики ответили, что для них жизнь – Христос, а смерть за Него – приобретение.

Разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами без милосердия, и святой мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (ок. 300 г.).

Преподобного Сергия Послушливого, Печерского

Является днем памяти святого Сергия, подвизавшегося в XII-XIII вв. Прозвище Послушливый он получил за совершенное послушание настоятелю. Его святые мощи находятся в Ближних (Антониевых) пещерах.

Известно, что он подвизался в XII-XIII вв. Его имя показывает отличительные подвиги его жития: отречение от своей воли и совершенное послушание настоятелю.

Нетленные мощи святого почивают в Ближних (Антониевых) пещерах.

Преподобного Сергия Нуромского (Вологодского)

Посвящен святому Сергию, ученику преподобного Сергия Радонежского. Основатель монастыря в обнорских (вологодских) лесах, на реке Нурме.

Постриженник святой Афонской горы, ученик преподобного Сергия Радонежского, друг, собеседник и духовный отец преподобного Павла Обнорского (+ 1429 г., память 10/23 января).

Некоторое время жил в обители своего наставника — преподобного Сергия, а потом из любви к безмолвию удалился в обнорские леса, на реку Нурму, и поселился здесь, терпеливо перенося нападения от разбойников и бесов. Когда молва об отшельнике, распространившись по окрестностям, привлекла к святому любителей безмолвия, преподобный основал монастырь, в котором и подвизался до своей кончины, последовавшей в 1421 г.

По смерти прославился многочисленными исцелениями (до 1584 г. было записано до 80 чудес преподобного).

Обретение мощей преподобного Мартиниана Белозерского, игумена

Праздник в честь обретения святых мощей игумена Мартиниана (имя при рождении – Михаил). Данное событие произошло в 1514 году.

Драматический сюжет Жития преподобного Ферапонта, вынужденного в повиновении можайскому князю оставить основанный им на Белом озере монастырь, заканчивается интригующим читателя многоточием: доживая последние дни своей жизни в Лужецком монастыре, Ферапонт душой болеет за осиротевшую без настоятеля общину и предает в руки Божии созданный им монастырь… Но кто ободрит иноков, оставленных своим духовным отцом, в час искушения и мучительного сомнения? Кто возьмет на себя окормление словесных овец его возлюбленного двора?

Эти мысли мучили Ферапонта на протяжении многих дней, и своими молитвами он стремился по возможности восполнить утрату, которая могла разорить плоды трудов всей его жизни. Но «Богъ Всемилосердый не навыче презирати угодникъ Своих, молящихся Ему и служащихъ день и нощь», – отвечает Ферапонту агиограф преподобного Мартиниана, ведь именно этому ученику Кирилла Белозерского суждено было воспринять старейшинство в обители Рождества Богородицы и стать настоящим преемником преподобного.

Житие Мартиниана пишет насельник, а возможно, и постриженик основанного Ферапонтом монастыря. Описывая события с внушительной временной дистанции, агиограф умеет поставить себя в положение одного из тех монахов, кому сначала пришлось проводить Ферапонта в Можайск, а чуть позднее получить от него скорбное известие о том, что старец более в обитель не вернется…

Оторопь, охватившая братию в первые дни после получения роковой вести, в скором времени сменилась глухим недовольством, и ропотные речи поначалу тихо, вполголоса, но чем дальше, тем громче стали раздаваться в темных предсениях братских келий. Судьба обители висела на волоске: если монахи уйдут, то собор, кельи и иные строения порастут мхом, Часословы и Октоихи покроются пылью и сам монастырь станет прибежищем для разбойников и диких зверей. Однако молитва Ферапонта была услышана: Господь, некогда пославший осиротевшим по смерти Моисея израильтянам Иисуса Навина, «часа того посла в него (Ферапонта. – М.К.) мѣсто преподобнаго Мартиниана», Кириллова ученика.

«Научи отрочка сего»

Мартиниан (в крещении Михаил) родился недалеко от Кириллова монастыря («от ближнихъ властей святаго, Сяма зовомо») в семье благочестивых родителей, людей, по всей видимости, небогатых, которые пожелали вывести своего сына в люди и, главное, дать ему хорошее образование, к которому ревностно тянулся мальчик от младых ногтей. Отец Михаила привел отрока в монастырь к преподобному Кириллу, который славился в округе не только святой жизнью, но и своей особенной любовью к книжной премудрости.

В тот день, когда Михаил познакомился с белозерским игуменом, преподобный Кирилл увидел пред собой отрока лет десяти. Игумен отдал мальчика в научение монастырскому дьяку Олешу Павлову, в доме которого предстояло провести Михаилу несколько лет, со следующими словами:

«Друже, сътвори ми любовь Божию: научи ми отрочка сего грамотѣ, егоже видиши. Да и се ти глаголю пред Богомъ: съхрани его, яко зѣницю ока, въ всякой чистотѣ».

Михаил учился грамоте быстро, схватывая знания на лету. Олеша диву давался его сметливости и сравнивал курс обучения этого своего ученика с дорогой, пройденной спящим в радостном сне. В скором времени отрок снова оказывается в стенах Кирилловой обители, и перед игуменом встает вопрос о будущей судьбе мальчика. Просьбу родителей он выполнил. Собственно, ни о чем другом его и не просили…

Однако сам Михаил со слезами молит настоятеля: «Възми мене, господине, к себѣ». Кирилл в раздумье. Дьяк, успевший полюбить талантливого ребенка, стоит здесь же, безмолвным ходатаем умоляя игумена за своего питомца. Но тот еще слишком молод, и Кирилл должен понять, выяснить «опасно», что же ждет этого ребенка в зрелом возрасте, есть ли в его благом расположении к иноческой жизни истинная глубина, которая может с годами перерасти в степенность маститого старчества:

«И еще ему из младыа връсты сущу, искушаше и сматряаше его святый, кое предложение имать».

Когда прошел срок испытания, игумен, видя кротость и незлобие отрока, постригает его в иночество, нарекая Мартинианом. Как некогда Сергий поселил юношу Никона в своей игуменской келье, поселяет в своей келье юного Мартиниана Кирилл. «И бысть ему любимый ученикъ», – говорит агиограф. Это произошло, надо полагать, в начале 10-х годов XV века, когда Кириллу было около 70 лет, а молодому иноку Мартиниану едва ли исполнилось 15.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.