Все

Российский Су-57 прилетел в Сирию и сразу очень не понравился Индии

Почему индийские ВВС выразили свое «разочарование» якобы несоответствию Су-57 уровню истребителей пятого поколения?
Александр Запольскис
Российский Су-57 прилетел в Сирию и сразу очень не понравился Индии

Казалось бы, какова связь между этим заявлением индийских военных и сообщением Reuters об объявлении в этой стране нового тендера на закупку более ста истребителей? Да и потом, экспертам, наверное, должно быть виднее, соответствует ли Су-57 пятому поколению или нет? Однако при ближайшем рассмотрении все оказывается далеко не так просто и уж совсем не однозначно.

Прежде всего, следует сказать, что игры в поколения были придуманы в США для обоснования необходимости закупок новых типов самолетов в условиях неочевидности реализованных в них «достижений». Пока воздушный бой велся только на ближней дистанции, вопрос — кто лучше — мог определяться по данным фотопулеметов. Когда самолет стал поражать цель за три-четыре десятка километров по команде летающего радара и засветке другим самолетом, а то и вообще с земли (или воды), с пониманием реальных возможностей машин возникли сложности.

Маркетологи американских оружейных корпораций предложили все сводить к формальным параметрам. Например, есть крейсерский полет на сверхзвуке и изменяемый вектор тяги, значит это уже пятое поколение, нет — только четвертое. А то, что F-35 «пятого поколения» проигрывают воздушные бои российским машинам «поколения 4+» – они стараются не упоминать.

Индийские ВВС имеют около 226 МиГ-21 и 124 МиГ-27 разных модификаций, сроки эксплуатации которых истекают в 2019-2020 годах. Изначально их предполагалось заменить однодвигательным истребителем Tejas собственной разработки, работы по созданию которого начались в начале 1980х годах, но успеха не имели. Машину по сей день довести не получается. Также неудачей закончились попытки переоснастить МиГи индийскими двигателями GE-404 и GE-414, создававшимися для Tejas. Пытались они создать и двигатель по проекту Kavery, с тем же результатом.

В результате Индия с 2000 года пытается организовать тендер на закупку иностранных машин. 16-летня эпопея с тендером MMRCA закончилась скандалом. Вместо 126 машин изначально «победивших» Mirage 2000 (также участвовали Typhoon, SAAB JAS-39 Gripen, F-16 и F/A-18E/F, и российский МиГ-35) в результате контракт подписали всего на 36 Rafale, как потом выяснилось, оказавшихся самыми дорогими из всех вариантов. Это не решило проблему обновления авиапарка, что и привело индусов к запуску нового тендера на сумму свыше 15 млрд. долл.

А дальше вмешалась большая политика. С одной стороны, Индия является традиционным и крупнейшим рынком сбыта российских вооружений. Из 20 истребительных авиакрыльев страны 18 оснащены советскими/российскими машинами. 14 из 18 истребительно-бомбардировочных тоже «российские». При этом в последние полтора десятка лет Россия активно сближается с Китаем, являющимся главным геополитическим соперником Дели, который, к тому же, активно поддерживает главного и непримиримого противника Индии в регионе — Пакистан. Это значительно ослабляет позиции пророссийских групп в индийской правящей элите и усиливает проамериканские. После истории с Rafale Европа как ключевой противовес России и Китаю не рассматривается.

Кроме того, США стали активно налаживать связи с Дели в надежде сформировать на ее основе противовес Пекину и Москве если не во всей Юго-Восточной Азии, то хотя бы в регионе Индийского океана. Дело дошло даже до обещания в случае победы F-16 корпорации Локхид-Мартин, перенести ее производство этих машин полностью в Индию и сделать его главным и единственным поставщиком F-16 в мире, что сулит индусам существенные прибыли.

А тут Россия вдруг опровергает все «сомнения в достоверности существования Су-57», перебазировав несколько этих машин в Сирию. Вроде как «для дополнительных расширенных войсковых испытаний». Стоит ли удивляться столь внезапно прорезавшемуся «недовольству» командования ВВС Индии «несоответствию нормам пресловутого пятого поколения»? Кстати, при условии, что к нему из всех приславших заявки на новый тендер, «соответствует» только F-35.

Источник →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.