Все

Любителям скидок подрезают крылья

Доходы россиян продолжают таять. По данным Росстата, в марте они сократились еще на 2,5% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. И даже ускорение темпов роста реальных зарплат до 1,5% против 1% в феврале не смогло переломить тенденцию ухудшения материального положения граждан.

Любителям скидок подрезают крылья

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Не удивительно, что сами россияне в будущее смотрят без особого оптимизма, ожидая дальнейшего падения доходов и роста цен. Правда на фоне стабилизации экономики и укрепления рубля потребительская уверенность тоже слегка укрепилась. «Индекс Иванова» от Sberbank CIB в I квартале текущего года улучшился до -10%.

Этот индекс, названный по самой распространенной в России фамилии, рассчитывается раз в квартал на основе динамики потребительских расходов, сбережений, потребительского поведения и уровня потребительской уверенности в целом. Сегодня он достиг лучшего значения с 2015 года, отмечают аналитики: в IV квартале 2016 года индекс составлял -16%, в III квартале того же года -15%.

Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, постепенно уменьшается. Во II квартале прошлого года она достигла рекордных 77%, к концу 2016-го опустилась до 74%, а в последнем исследовании составила 73%. Но этот показатель по-прежнему высок. Незначительно сократилась и доля тех, кто старается покупать более дешевые товары: до 70% против 71% в предыдущем квартале.

Тем не менее обороты розничной торговли продолжают снижаться: в I квартале этого года — на 1,8%. Главной потребительской стратегией большей части населения остается тотальная экономия. При этом одной из наиболее характерных черт нынешнего российского покупателя становится повышенная любовь к товарам, которые продаются по акции.

Как отмечают в Sberbank CIB, доля потребителей, которые посещают магазины только ради промоакций, увеличилась с 44% в последнем квартале прошлого года до 45% в первом квартале этого.

Ранее социологическая компания GfK Rus зафиксировала рекордный уровень продаж акционных товаров по итогам прошлого года. По ее оценкам, за год спрос на них вырос почти на 20%, и сегодня каждая пятая покупка в российских магазинах совершается со скидкой. Для сравнения, в 2011 году по акциям продавалось лишь 8,1% товаров.

Чаще всего по акциям продаются деликатесы, относящиеся к категории «побаловать себя» – алкоголь, кофе, шоколад, а также наиболее ходовые продукты и бытовые товары — такие как творог, стиральный порошок, кондиционер для белья, детские подгузники. Их доля в совокупном предложении по акциям достигает 40%.

Максимальный рост доли продаж по акциям по итогам прошлого года зафиксирован по кофе и творогу (на 9,4% и 8,4% соответственно). Также потребители стали покупать со скидкой больше шоколада и пирожных (рост на 6,9% и 4,3%).

Привлечение покупателей за счет скидок и других промоакций – одна из наиболее распространенных методик, но при ее использовании важно не утонуть в ценовых войнах, предупреждают социологи. Торговые сети и производители, судя по всему, уже и сами не рады, что подсадили россиян на этот «наркотик». Аналитики Sberbank CIB зафиксировали снижение интенсивности промоакций, реализуемых розничными сетями. Исключением стал только «Магнит».

По мнению замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Анны Кокоревой, «жадность» продавцов объясняется их собственным непростым положением.

«Им же тоже невыгодно продавать все по два рубля. Соответственно, часть товаров убирают, чтобы люди покупали их за другие деньги. Если мы посмотрим, как отчитываются сети («Магнит», «Дикси» и так далее), там без слез не взглянешь. Падение чистой прибыли, падение среднего чека. Магазинам же нужно как-то все это компенсировать. Поэтому вместо того, чтобы расширять линейку товаров по акции, они ее сужают. Я могу только так это объяснить», — сказала Кокорева в комментарии «Yтру».

По мнению аналитиков «Альфа-банка», российские розничные сети достигли уровня дна. Их операционные результаты за I квартал, опубликованные в последних числах апреля, показывают, что несмотря на рост реальных зарплат населения сдерживающие факторы в части потребления сохраняются, особенно в регионах. Рост доходов сосредоточен в тех краях, где они и без того высоки (в первую очередь это Москва и Санкт-Петербург).

Отказываясь от акций, магазины рискуют потерять часть клиентов; тогда общее число покупателей сократится, но платить они будут больше. Удерживая потребителей за счет скидок, сети продают товары на грани себестоимости и почти ничего не зарабатывают. Конечно, практикуются и квази-акции, когда накануне цена взлетает, и уже с нее якобы делается скидка. Но и граждане тоже стали подкованными — запоминают ценники, и на такие провокации не ведутся.

Очевидно, что когда уже почти половина россиян покупает товары исключительно со скидкой, не оправдывается расчет на то, что по ходу шопинга они приобретут что-то и по нормальной цене. Так что, по сути, розничные сети одинаково рискуют и в том, и в другом случае, и выручка получается сопоставимой.

По мнению Кокоревой, вряд ли магазины совсем перестанут использовать акции. «Думаю, определенная группа товаров приносит за счет акций неплохие средства, и они однозначно останутся», — поясняет она. Назвать конкретные категории аналитик затруднилась, но выразила уверенность, что такие есть. Скорее всего, здесь можно говорить о дорогих товарах с большой наценкой.

Мария ТРИФОНОВА

Источник →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.